Сагдиева И.Т.
ГАОУ ДПО “Институт развития образования Республики Татарстан”,
г. Казань
Активизация познавательной
деятельности младших школьников
Summary: The paper focuses on the problem of learners’ personal
and cognitive style development. Including out-of-class activities into the
regional content of education in considered to be an essential key to effective
learners’ personal and cognitive style development.
Key words: learners’ personal and
cognitive style development, out-of-class activities, regional content of
education.
Аннотация: системно-деятельностный подход, который лежит в
основе реализации основной образовательной программы начального общего образования,
предполагает личностное и познавательное развитие обучающегося. Региональное
содержание образования может выступить эффективным средством активизации
познавательной деятельности школьников в процессе внеурочной деятельности.
Ключевые слова: внеурочная
познавательная деятельность, этнокультура.
Анализируя многоплановую работу педагогов
Республики Татарстан по проблеме поддержки и сохранения этнокультурного
наследия можно выделить следующие формы внеурочной работы, где региональное
содержание образования выступает эффективным средством активизации
познавательной деятельности школьников.
Школьное научное
сообщество «Юный исследователь». Цель
деятельности сообщества – формирование умений у учащихся работать с
разнообразными источниками информации о родном крае, приобретение навыков
экспериментальной работы.
Создание активной жизненной среды, в которой развивается ребенок,
формирование союза единомышленников – учителей, учащихся и их родителей
позволяет воспитанникам самоутверждаться и самореализовываться. Деятельность
учащихся важно взаимодействовать с другими сообществами. Так, в информационной
системе «Электронное образование в Республике Татарстан» раздел «Ученику» (http://edu.tatar.ru/student)
является виртуальной интерактивной площадкой для учащихся. Здесь, согласно
предметному разделению, размещены виртуальные факультативы, в которые могут
вступить учащиеся общеобразовательных учреждений разных регионов, национальных
республик. Результаты исследовательской работы реализуются в таких инновационных
видах и формах деятельности, как сетевое взаимодействие в дистанционных играх
(дистанционные интеллектуальные игры; дистанционные деловые игры; дистанционные
ролевые игры в режимах on-line), защита проектов (в режиме off-line), интеллектуальный
марафон, предметные олимпиады и вечера, различные интеллектуальные игры,
конференции, диспуты, тренинги, эксперименты, экспресс-исследования,
коллективные путешествия и т.д.
Клуб «Юный
краевед». Цель клубной деятельности –
вовлечение
школьников в поисково-исследовательскую работу, предполагающую их активное
включение в изучение истории своей страны, родного края, города, села, родной школы.
В
процессе исследования развиваются интеллектуальные и поисково-информационные
умения. В школах на основе поисковой деятельности учащиеся собирают материал и
оформляют музеи или историко-краеведческие уголки, проводят тематические
экскурсии, встречи, организуют выставки экспонатов и другие мероприятия на базе
музея, в ходе которых изучаются традиции, культурно-бытовые особенности народа.
Клубная деятельность также позволяет организовать литературные и
историко-краеведческие экспедиции, отряды юных следопытов, этнографические туры.
Школьную краеведческую деятельность учащихся следует взаимодействовать с
другими местными музеями, библиотеками и т.д.
С развитием информационных технологий, массовых коммуникаций появилась возможность создавать новые образовательные ресурсы. В республике Татарстан достаточно большой опыт организации школьных виртуальных музеев, где используется качественно новый подход к организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Например, школьники «Гимназии № 1» г. Казани сами вовлекаются в процесс создания виртуального музея, создают базу данных по музейным материалам, размещают свои краеведческие работы в открытом доступе в сети Интернет и др.
Фольклорное
объединение «Народные истоки».
Основная цель программы – приобщение обучающихся к культуре своего народа,
музыкальному и танцевальному творчеству, изобразительному и
декоративно-прикладному искусству, знакомство с мифами, легендами, колыбельными
песнями, с традиционными и обрядовыми праздниками,
народными играми. Данная программа основана на фольклоре, поэтическом слове,
танцах, легендах, обрядах и мифах, что развивает в ребенке видеть и слышать,
чувствовать и понимать то, какой смысл народ вкладывал в это из поколения в
поколение. Народный фольклор является формой самовыражения, в нем отражается
историческая память народа, преемственность поколений.
Отметим опыт организации фольклорной деятельности МБОУ «Осиновская
гимназия» Зеленодольского района РТ. В рамках
объединения дети изучают, как в народном творчестве отражаются лучшие черты
национального характера; исследуют, что обрядовые праздники тесно связаны с
трудом и важнейшими сторонами общественной жизни, так как в них отражены
тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными
изменениями, поведением птиц, животных, растений, насекомых. (Сабантуй –
любимейший праздник татарского народа, одновременно древний и новый, праздник
труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски,
обряды; «Навруз» – древнейший земледельческий праздник, его происхождение
связано с возникновением земледельческого календаря; «Сюмбеля» – праздник
урожая; «Нардуган» – праздник пробуждения природы и торжества жизни и др.) Активно задействуют в этом процессе и старшее
поколение для демонстрации образцов этнокультурной деятельности – родителей,
бабушек, дедушек, которые любят свою культуру, занимаются каким-либо видом
народного искусства.
В Татарстане уже на протяжении нескольких
лет во многих школах успешно функционируют кружки «Наследие народа». Цель программы кружка – изучение региональных
промыслов, изделий народных мастеров, развитие познавательного
потенциала личности ребенка. Учащиеся в рамках кружка изучают
разнообразие и своеобразие национальной домашней утвари (кувшины, чаши, блюда,
подносы, крупные толстостенные посуды с двумя вертикальными ручками из
керамики); способы их производства. Старинные гончарные поселения были в районе
Пестрецов, Елабуги и Куганора. Татарские мастера гончарного искусства
использовали различные технические и художественные приемы, создавая различную
посуду, отличающуюся самобытностью и национальным своеобразием.
Одним
из древних видов творчества татарского народа являлась художественная обработка
таких металлов, как медь и серебро. Мастера изготовляли оружие, конское
снаряжение, украшения, домашнюю утварь.
В
программу также включено изучение производства стекла. Цветные стекла являются
основой при создании мозаичных стен, которыми традиционно было принято украшать
мечети. Такие украшения были приняты повсеместно, и только с развитием
стекольного производства, постепенно обыкновенное стекло вытеснило мозаичные
окна.
В Республике Татарстан имелись несколько
предприятий народных промыслов. Это – Алексеевская фабрика художественного
ткачества (с. Алексеевское, Алексеевский район), которая производила
хлопчатобумажные изделия: скатерти, головные платки, ткани для занавесей с
использованием мотивов татарского орнаментального искусства.
Это
– мастерская при Сабинском районе промкомбинате (пос. Шемордан, Сабинский район),
выпускавшая ювелирные украшения с национальным орнаментом. Издревле высоким
мастерством отличались золотые, серебряные и медные изделия, создаваемые
татарскими ювелирами. Это и женские украшения (серьги, перстни, кольца,
браслеты) и украшения, являющиеся составными элементами национального костюма.
Так, например, женская одежда украшалась воротниковыми подвесками, нагрудными
украшениями, накосниками.
На казанской фабрике "Швейник"
(г. Казань) национальной вышивкой отделываются платья, платки, фартуки,
салфетки, полотенца, детское постельное белье и др. Эта же фабрика
специализируется на художественной росписи тканей (головные платки, покрывала и
др.) по мотивам народного цветочного орнамента.
Это – Арское производственное объединение
национальной обуви (г. Арск), выпускавшее туфли, ичиги, сапожки. При создании оригинальной узорной обуви используют
кожаную мозаику. Кожу вырезают с
помощью трафарета из цветных кусочков и составляют узор. Знаменитая узорная
обувь татар как в прошлом, так и сейчас славится далеко за пределами
Татарстана, высоко оценивается на всесоюзных и международных выставках.
Пропаганда быта, образа жизни своего
народа осуществляется в школах через мастерские
«Домашний труд». В ходе
исследования темы о декоративном оформлении предметов быта и жилища дети
приходят к выводу, что татарскому народу всегда было свойственно стремление
украсить свой быт. Своим творчеством, рукодельным мастерством простой народ
вносил в свою повседневную жизнь красочность. Народ украшал свое жилище,
предметы быта, утварь, одежду красивыми народными узорами. Дому придавали уют
вышитые занавески, полотенца, скатерти, салфетки, покрывала, узорчатые
войлочные ковры (киез) – ими устилали нары (сакэ), пол, домотканые узорные
занавески, которые в старину разделяли сельский дом на отдельные половины.
Дети убеждаются, что народный орнамент
применяется и сегодня в оформлении одежды и обуви, декорирует многие изделия
современного быта (диванные подушки из цветной кожи, женские кожаные сумочки,
войлочные ковры, вышитые тамбурными швом полотенца, скатерти, покрывала для
посуды, салфетки, фартуки и др.) и что эти орнаментированные вещи как и в
далеком прошлом и настоящем радуют людей, украшают их жизнь. Таким образом, у
детей формируется представление о преемственности традиций народного искусства,
складываться высокая оценка его роли в жизни современного общества.
Результатом деятельности мастерской становится оформление
интерьера класса (например, кабинета изобразительного искусства, технологии)
или школы в целом на основе экспозиций из предметов народного быта и
произведений национального искусства, участие на детских фольклорно-этнографических фестивалях и конкурсах, ярмарках, выставках, благотворительных творческих
акциях.
Большой опыт по развитию
познавательного интереса к театральной
деятельности, созданию атмосферы радости детского
творчества, сотрудничества накоплен коллективом МБОУ «Гимназия № 16» г. Казани
РТ. В кукольном театре «Мой театр» учащиеся приобщаются к фольклору, обрядам,
обычаям родного народа, изучают, какую одежду носил в старину татарский народ,
как и чем она украшалась. Рассматривают куклы в национальных мужских и женских
костюмах, изображения отдельных предметов народного костюма (сапоги-ичиги,
женские узорные туфли, калфак, тюбетейка, камзол, фартук, платье и др.). Дети
обращают внимание на то, что одежда украшалась красивой, разнообразной
вышивкой. Нарядными узорами вышивались платья, камзолы, передники, головные
платки, калфаки, тюбетейки. По праздникам и в особо торжественных случаях
женщины надевали головной убор – калфак, мужчины – тюбетейку, расшитые бисером,
жемчугом, серебряной и золотой канителью. Традиционной у казанцев была «танья»
– полусферическая вытянутая к верху шапка на тканой основе, украшенная золотом,
драгоценными камнями. Национальная обувь расшивалась не только мозаикой, но и
золотом, жемчугом.
В рамках театра дети изготавливают (индивидуально или
коллективно) национальные куклы, сувениры, украшения и др. Итоги данной
деятельности презентуются на фольклорных праздниках и национальных представлениях.
МБОУ «Гимназия № 17» г. Казани
предприняло определенные шаги по воспитанию
уважения к национальным старинным обрядовым блюдам, традициям своего народа, бережного
отношения к материальным и духовным богатствам Родины. Цель деятельности студии
«Национальная кухня» – изучение
особенностей национальной кухни, способов их приготовления. В процессе
исследования дети осваивают основы правильного и сбалансированного питания,
пользу национальной кухни, знакомятся с правилами здорового образа жизни,
основными гигиеническими правилами, социальными нормами и традициями заботы о
людях. Занятия в кружке
позволяют развивать творческие способности, проявлять индивидуальность,
фантазию. Практикуются такие формы занятий, как встречи с
интересными и лучшими кулинарами города (села), проектные работы, выставки,
экскурсии на предприятия общественного питания, дни национальных кухонь.
В республике организация внеурочной деятельности
построена на основе тесного взаимодействия школ с учреждениями дополнительного
образования детей и учреждениями культуры — центром детского творчества, клубом
по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром,
музеем. В МБОУ «Татарская гимназия № 27» г. Казани хореографы в Школе искусства («Народные танцы»),
обучая детей одному из самых любимых видов искусства – танцу, вносят свой
неоценимый вклад в познавательное и творческое развитие ученика. Дети изучают
обычаи и манеры исполнения танцев народов мира, жизнь и творчество выдающихся
танцоров и балетмейстеров, проводят исследовательскую работу по поиску
материалов о творческой деятельности народных ансамблей танца. Костюмы и
музыкальные инструменты также являются источником при изучении материальной и
духовной культуры народа. Образцы народной хореографии
восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую
толерантность.
Таким образом, обращение к народной культуре, соприкосновение к национальным традициям является мощным стимулом творческого и познавательного развития ребенка. Научившись любить свою малую Родину и сохранить её традиционную культуру, школьники республики оказываются готовыми к межкультурному взаимодействию. Ведь понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность собственного народа.
Библиографический список
1.
Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань: Татар. кн. изд.-во, 2007.
2.
Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. – Казань: Татар. кн. изд.-во, 2010.
3.
Региональные особенности управления содержанием дошкольного и общего
образования: Рекомендации по разработке основных образовательных программ / Под общ. ред. Р.Г. Чураковой. –
М. : Академкнига/Учебник, 2011.
4.
Федеральный государственный
образовательный стандарт в общеобразовательных учреждениях коренных
малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) / Н.В. Ситникова, С.С.
Семенова, Н.Н. Васильева и др. – Якутск: Бичик, 2011.
5.
Фокеева И.М.
Национально-региональный компонент исторического образования. – Казань: Тарих,
2009.
6.
Харисов Ф.Ф.
Национально-региональный компонент стандарта общего среднего образования. – Москва: Педагогика, 2009.
7.
Шарафутдинов Д.Р. Традиционная культура татарского народа XIX –
начало XXI в. – Казань: Гасыр, 2004.
8.
Червонная С.М. Искусство Татарии. – М.: Искусство, 1987.
Авторская справка:
Сагдиева Ильсия
Талгатовна
Эл. почта: sagiltal@mail.ru, тел. 8-927-40-592-02
Место
работы: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования “Институт развития образования Республики Татарстан” (ГАОУ ДПО ИРО РТ),
г.Казань РТ.
Должность:
научный сотрудник лаборатории национального образования.