Педагогические науки/3. Методические основы воспитательного про­цесса

Голова Людмила Дмитриевна

Московский Гуманитарный Педагогический институт

Формирование гражданской позиции в общеобразовательном учреждении

как педагогическая задача.

В последнее время гражданскому воспитанию начинают уделять большое внимание. В годовом плане воспитательной работы общеобразовательного учреждения каждый месяц должно проводиться мероприятие по этому направлению. Актуализированное прилагательное «гражданский» (гражданское общество, гражданская позиция и т.п.) базируется на понятии «гражданин». Оно подразумевает особую «гордость» в своем  «звучании» и диспозицию важных социальных качеств, следуя словам Н.А.Некрасова: «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». При этом слово «гражданин» имеет разные коннотации, в результате отсутствия преемственности в русском обществе, у каждого поколения свое отношение к слову «гражданин», в результате чего у разных субъектов образовательного процесса разные представления об идеальных параметрах модели гражданской позиции. И вообще существуют ли они?

Для того чтобы обозначить проблемы гражданского воспитания, для начала необходимо разобраться, что же такое гражданская позиция. Это понятие в педагогике является достаточно новым и точного определения пока из исследователей и педагогов никто не дает, хотя данный аспект проблематики воспитания можно увидеть еще в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, В.А.Сухомлинского и др. Как правило, именно генезис понятия помогает определить его основные характеристики, поэтому хотелось бы обратиться к  этимологии понятия  кодового слова идиоматического выражения «гражданская позиция».

Слово гражданин семантически близок горожанину, соответственно корень происходит от «города» - ограниченного пространства для совместного проживания. Одно из определений, данное в словаре Даля, звучит следующим образом: «Гражданин – это  член общины или народа, состоящего под одним общим управлением» [1]. Это подчеркивает безоговорочное принятие этим человеком правил и норм, принятых в этом обществе, без чего не может происходить социальное управление. Причем Даль выделяет следующий тезис: «Гражданские обязанности двояки: к правительству и к ближнему». То есть, говоря современным языком, гражданин находится в двухмерной системе координат, где важна его позиция по отношению к власти и системе государственного управление, а во-вторых, по отношению к его ближайшему окружению.

Когда стали появляться первые публикации на тему гражданского общества, то доминировала такая трактовка, что гражданин - это человек, «заведомо продвинутый, который осознает свое место в обществе, который занимает активную, в том числе и в политическом смысле, позицию»[2]. Считалось, что гражданское общество - цивилизованное общество, гражданин - это цивилизованный человек. А тот, кто не осознает своей активной позиции, в том числе по отношению к власти, - не гражданин. Но, исходя из этимологии слова,  гражданин - это человек, который осознает свою идентичность с тем местом, где он живет, причем многопланово - в национальном, культурном смысле, в экономическом и т.д.

В советское время гражданской позиции уделялось огромное внимание. Воспитание в этот период можно разделить на несколько направлений. Во-первых, общественно-политическая грамотность, которая реализовывалась увеличенными часами на предмет историю и обществоведение;  еженедельная политинформация на разных уровнях; вечера памяти; участие в интернациональных проектах, например в поддержку народных движений в угнетенных странах или в борьбе за мир; а также система политпросвещения, как система повышения квалификации. В учебных заведениях развивалось музейное дело. Поддерживалась связь поколений через утверждение, в качестве почетного звания, имен героев Отечественной войны. Оно могло присуждаться любой структуре образовательного учреждения, как самой          школе, так и отдельному пионерскому отряду.

 Второе направление - социально-трудовое, т.е. труд во имя общего блага, а именно субботники, сбор макулатуры, металлолома, «тимуровское движение», изготовление скворечников, кормушек для птиц и т.п. Следующее направление связано с формированием общей культуры школы, связанное с ответственностью каждого перед коллективом. Это проявлялось в разных формах шефского движения, старшие патронировали младших, отличники слабоуспевающих; внутришкольное дежурство, вплоть до взаимного контроля за гигиеной каждого учащегося; посещение членами актива учащихся на дому (при болезни или пропусках). Механизм воспитания базировался на совокупности внутришкольных детских общественных организаций: октябрятская, пионерская, комсомольская.    

Что же касается современной воспитательной системы, то значение понятия «гражданская позиция» значительно изменилось, так как изменилось само общество. В общеобразовательном учреждении вопрос о гражданской позиции только возрождается, ведь в 90-х годах в образовательной системе воспитательная функция была девальвирована. В результате нарушена преемственность педагогических методов к процессу воспитания. В то время были отдельные фрагменты воспитательной работы в виде встреч с ветеранами и редкие походы в музеи. Преемственность  к подходам воспитания разрушена, тем более в отношении формирования гражданской позиции.

Сегодня необходим системный подход, к которому призывают, в том числе, руководители государства: «Это - тонкая тема, и заниматься ею надо на всех уровнях», сказал глава государства на встрече с ветеранами и пенсионерами, которую он провел совместно с премьер-министром Владимиром Путиным 17 ноября, в Кремле [3].         Проблемой возрождения воспитательной системы необходимо заниматься на всех уровнях. Начиная с  государства, подчиненных ему институтов, средств массовой информации, культуры и спорта,   заканчивая школой и семьей. Воспитание гражданской личности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но, прежде всего объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности и культуры в целом.

Итак, вернемся же к определению понятия «гражданской позиции». Можно сказать, что «гражданская позиция» - это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его реальные поступки в отношении окружающих, направленные на реализацию общественных задач. Это тот путь, который должен пройти сегодня молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны. В настоящее время, когда общество стало разрозненным, необходимо искать общие точки соприкосновения людей. И вот именно термин «гражданская позиция» и должен объединять массы, должен вести людей к цели. И это является главной целью гражданского воспитания в общеобразовательном учреждении. «Необходимо воспитывать человека, в котором мы можем не сомневаться: если понадобится выбирать между личными интересами и общественными, он предпочтет общественный интерес; человека, который ни при каких обстоятельствах не совершит подлости и предательства – ни в малом, ни в большом», - говорит М.Г. Большов, ветеран из города Протвино [4]. Отличительной чертой учащихся, у которых сформирована гражданская позиция, является приоритет общественных интересов перед личными, частными. «Гражданин - сознательный член общества, человек; подчиняющий свои личные интересы общественным»[5].

Гражданскую позицию можно рассматривать в двух диспозициях: на макро-уровне по отношению к обществу в целом, к государству, к Родине, и на микро-уровне по отношению к ближайшему окружению. На макро-уровне это качество должно основываться, прежде всего, на любви к Родине и к своему народу. Тема патриотизма достаточно подробно изучена в трудах отечественных педагогов (А.К.Быковым, В.И. Лутовиновой, О.И. Волжиной  и др.) Но нам хотелось бы обратить внимание на то, что слово любовь – абстрактное понятие, его очень трудно идентифицировать, и в воспитательном процессе не имеет четких границ и параметров. Чтобы структурировать воспитательный  процесс по формированию этого чувства  можно выделить несколько звеньев. Во-первых, любовь связана с познанием. Чем глубже ты узнаешь личную жизнь человека или историю своей страны, больше проникаешься, сопереживаешь ему. Во-вторых, чувство сопричастности, когда ты ощущаешь себя частью чего-то большего. И это большее с одной стороны защищает, а с другой поддерживает тебя в выборе и в делах. А в-третьих, именно чувство благодарности, ответственности, гордости являются компонентами этой любви.

В итоге можно подобрать конкретные педагогические инструменты: на первом этапе развития помогают музеи, экскурсии, уроки истории и обществознания, классные часы, краеведческие программы. На втором уровне, через совместную деятельность отрабатывается взаимовыручка, взаимокоординация, распределение обязанностей, чувство коллектива. И главная педагогическая цель – показать значимость совместной деятельности. Современные технологии позволяют сегодня находить новые формы организации мероприятий, которые могут проходить в виде тренинга, ролевой игры, экскурсии, фестиваля, ярмарки и т.п. А тематические концерты, торжественные линейки, митинги, уроки мужества, встречи с ветеранами – живыми носителями истории помогут развить чувство благодарности и гордости за свою страну. Сопрягая разные подходы, возможно получить запланированный результат.

А на микро-уровне гражданская позиция будет связана с чувством сострадания и с чувством ответственности каждого гражданина страны. Здесь в качестве педагогических приемов может использоваться опыт волонтерских движений, которые популярны сегодня в зарубежной практике. Например, в Испании учащиеся работают  в трех направлениях: посещение больниц, домов престарелых, и сбор вещей для бездомных. Сегодня волонтерство рассматривается как один из эффективных способов привлечения граждан и общественных объединений к реализации социальной политики и развитию гражданского общества в целом. Но, к сожалению, по статистике в настоящий момент волонтерством в России занимается лишь 5% населения, тогда как в Европе это число переваливает примерно за 60% [8].  А ведь волонтерское движение в современной школе предполагает участие школьников в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных профилактике употребления наркотиков, пропаганде здорового образа жизни, охране памятников и зеленых зон и др. В этом прослеживается связь с Тимуровским движением.

Так, можно выделить несколько явных проблем в этом направлении. Во-первых, в системе воспитания сопряжены усилия семьи и образовательного учреждения, но с точки зрения гражданской позиции семья перекладывает ответственность на школу, а также старается изолировать ребенка от любых социальных обязательств. Родители концентрируются на правах, сужая спектр обязанностей до единственного – учения. Поэтому все, что вне учебного процесса трудно реализуется, и часто не одобряется родителями. Эти противоречия мешают воспитанию целостной личности. В результате нарушены ценностные ориентиры, в том числе значение слова «гражданин».

Следующей проблемой можно назвать то, что не определен общепризнанный контур социально-адаптированной личности, к которой надо стремиться. А он складывается из разрозненных фрагментов и целостного представления этого идеала, которых нет ни у общества, ни у государства. Получается, что, не имея точки опоры в настоящем, этот образ заполняется фрагментами прошлых побед, идеальных образцов прошлого, но они не совсем жизнеспособны в современном мире.

В-третьих, необходимо искать новые формы организации воспитательной работы. Проводимые мероприятия, такие как линейки, митинги безнадежно устарели. Они превращаются в формальные мероприятия, сущность которых не усваивается детьми. В результате их воспитательный компонент девальвируется полностью. Даже наличие школьного музея не возбуждает интерес к истории.

Выявленная проблема требует комплексного решения и совместной работы родительского и педагогического коллектива. Опираясь на опыт прошлого, невозможно механически копировать существующие педагогические приемы, а необходимо их адаптировать к новым реалиям и использовать современные формы. Программа гражданского воспитания в общеобразовательном учреждении является компонентом социального творчества, консолидирующим различные субъекты образовательного процесса. Причем дискурс гражданского воспитания выходит за рамки педагогики, а включает в себя многие аспекты, связанные с формированием гражданского общества в целом. Что требует укрепления взаимных связей между учеными, педагогами, государственной власти и самой широкой общественности.

 Литература:

1.     Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т../ М.: Прогресс, 1994.

2.     Лепехин В. А.

 Гражданское общество, гражданская позиция и СМИ// Толерантность. [Эл. ресурс]// www.tolerance.ru/biblio/mi/1_lepehin.html

3.     Президент и премьер встретились в Кремле с ветеранами//Российская газета, 2011.11.24 // www.rg.ru/2011/11/24/veteran.html

4.     Большов М.Г. Протвинские ветераны. Выпуск 2. М.: ПРИНТ , 2004

5.     Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940

  1. Волонтерская организация родилась в школьных стенах.//Мосблаго [Единый информ. ресурс московской благотворительности]// http://www.mosblago.ru/articles/show-218.htm