Педагогические науки/4. Стратегические направления реформирования системы образования

К.п.н. Федоренко С.В.

Национальный технический университет Украины «КПИ», Украина

Креативная образовательная среда в условиях перехода к устойчивому развитию общества

Сущностной характеристикой глобализации современного общества стал все усиливающийся процесс взаимодействия различных культур, резко возросли масштабы взаимосвязей и степень взаимозависимостей современного общества. Наряду с этим возникла потребность в научной теории устойчивого развития мирового социума, которая по сути состоит в изменении способа мышления и жизнесуществования на планете всего человечества. Системный подход к анализу явлений в природе и обществе просто необходим для выживания человечества: сделать это впервые предстоит не в силу материальных интересов или утопических идей, а в силу осознания глобальных опасностей, которые грозят прекратить развитие мировой цивилизации. Назрела необходимость в новых концепциях, касающихся всех сфер жизнедеятельности человека, и в первую очередь это касается образовательной среды.

Креативность как процесс создания значимых новых форм занимает большое место в общественном сознании в условиях перехода к устойчивому развитию. Это связано с тем, что обществом осознается, какие возможности открываются в результате использования креативного мышления. В то время как процессы автоматизации и информатизации продолжают расти и ускоряться, мы наблюдаем рождение новой эры, когда жизнедеятельность людей в основном базируется на правых полушариях. Это подразумевает способность создавать художественную и чувственную красоту, распознавать тенденции и возможности, придумывать увлекательные ландшафты и тексты, создавать мечты и смыслы, а самое главное – постоянно изобретать нечто, в чем мир нуждается, но не подозревает об этом [4]. Специфика понимания креативности в условиях устойчивого развития заключается в том, что создание новых или усовершенствование существующих форм, алгоритмов, схем, соответствующих духу времени и позволяющих решать проблемы быстро и легко, стало неотъемлемой и просто необходимой частью нашей жизни.

На современном этапе развития общества экономические, технологические, политические, социальные, образовательные, культурные факторы глобализации обладают системным свойством синхронизировать и умножать свое действие в пространстве и времени, и в зависимости от сложения сил может быть достигнут синергетический креативный или разрушительный эффект.

Креативность как нацеленность на практическое разрешение проблемных ситуаций современного общества, в первую очередь, предстает как удачная комбинация идей, формируемых необходимостью решения определенной задачи и выхода из опасной ситуации в условиях изменяющегося общества. Креативность все чаще рассматривается в форме изобретений, нацеленных на решение проблем современности в различных областях жизнедеятельности человека [4].

Идею формирования креативных возможностей через решение проблемных ситуаций активно развивают научные школы в системе образования в рамках деятельностного и компетентстного подходов. Суммируя совокупность знаний, накопленных в ходе изучения креативности, целесообразно отметить, что представления о столь специфической характеристике человека меняются в зависимости от культуры как целостного комплекса знаний, верований, нравов, ценностей, норм, принципов, а также конкретной исторической эпохи [5].

Для того чтобы креативность развивалась как глубинное личностное, а не только поведенческое ситуативное свойство, развитие должно происходить под влиянием условий образовательной среды при постоянной активности личности, на основе её саморазвития.

Образовательная среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, должна обладать потенциальной многовариантностью и принципиальной незавершённостью. Многовариантность обеспечивает возможность  нахождения решений поставленных задач, незавершённость стимулирует развитие воображения, фантазии, проективных начал. Креативная образовательная среда является личностным пространством, индивидуальным для каждого обучающегося, гибко реагирующим на его запросы, стремления, потребности, опирающимся на его систему ценностей, мотивов и обладающим способностью к самоорганизации [3].

Следует помнить, что всякое знание является не только поставщиком новых областей для творческой активности, высоких примеров творческой деятельности других людей, но, при определенных условиях, и могильщиком креативности. Ведь если обучающийся уже знает, как решать задачу, он откажется от поисковой исследовательской деятельности, а будет пассивно следовать известному алгоритму. Влияние знания на характер творческой деятельности во многом определяется тем, было ли данное творчески воссоздано, переоткрыто самим человеком или осталось для него чем-то формальным, чуждым и инородным. Ведь намного важнее освоить не само знание, а способ его получения. Для того чтобы включить обучающихся в активную творческую деятельность рекомендуется использовать познавательные задачи поискового характера [3].

 За глубоким убеждением известного философа и педагога С. И. Гессена,  урок должен быть пронизан творчеством. «… Это значит, что хотя цели урока и предписаны ученикам извне, им должны быть представлена свобода в осуществлении этих целей, инициатива в выборе средств, необходимых для решения поставленной уроком задачи [1, c. 124]». Однако подлинно креативной является среда, в которой обучающиеся не только обладают свободой выбора путей к достижению поставленной цели, но и сами принимают активное участие в формировании системы образовательных целей, в целеполагании. Но к деятельности такого рода обучающиеся должны быть специально подготовлены [2].

Созданию креативной образовательной среды  в условиях перехода к устойчивому развитию общества способствуют [3]:

·       всяческое поощрение стремления обучающегося быть самим собой, его умения слушать своё «Я» и действовать в соответствии с его «советами»; уважение к личности обучающегося, её уникальности, индивидуальности;

·       использование мотивов творческой деятельности, осознание обучающимися её значимости; опора на ценностность творчества; поддержка мотивации стремления к успеху и нейтрализация мотивации избегания неудач;

·       создание атмосферы творчества; корректное ведение дискуссий; запрет на критику; равноправие в творческом коллективе;

·       опора на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха);

·       стимулирование склонности обучающихся к оправданному риску, неординарных, оригинальных поступков и направлений поиска; инициирование интуитивных действий, проверяемых логикой;

·       обеспечение обучающегося правом выбора смысла, целей, форм и методов своего образования;

·       опора на инициативу, самостоятельность, поощрение стремления обучающегося к самосовершенствованию, самооценке, самореализации, сознательному активному самосозиданию;

·       развитие критического мышления; негативное отношение к конформизму, соглашательству, ориентации на мнение большинства (большинство не всегда право);

·       сопоставление пограничных понятий и формулировок; использование инверсии, противоречий в учебном материале, подталкивающих обучающихся к поисковой деятельности;

·       развитие оргдеятельностных способностей обучающихся, таких как самоопределение, самоорганизация, целеполагание, нормотворчество, целеустремлённость, рефлексия и др.;

·       развитие воображения; стимулирование склонности к фантазированию, высокому полёту мысли;

·       поиск нестандартных приемов решения конкретных задач и аргументов для доказательства своей точки зрения;

·       создание ситуаций, содержащих внутреннюю коллизию и требующих от обучающихся принятия самостоятельных творческих решений, самотрансценденции;

·       моделирование экстремальных условий деятельности, требующих поиска новых, нетривиальных решений в условиях дефицита времени и ограниченного набора средств;

·       использование задач открытого типа, когда отсутствует единственное правильное решение (которое остается только найти или угадать); тренировка в продуцировании как можно большего числа возможных решений (гипотез), пусть даже фантастических, далёких от реальности;

·       использование методов, обеспечивающих постоянную активность обучающегося, например, применение проблемного метода обучения, стимулирующего установку на самостоятельное открытие нового знания;

·       показ эволюции научного знания по тому или иному вопросу (разделу);

·       развитие способности экстраполировать освоенные способы мышления на сходные задачи и ситуации.

Таким образом, для реализации в учебно-воспитательном процессе концепции развития креативной личности требуется существенная перестройка сложившейся педагогической системы. Необходимо проведение целого ряда работ по разработке креативных технологий обучения для каждой дисциплины, созданию принципиально новой методической базы, введению интегративных методов воспитания и новых организационных форм  обучения.

Литература:

1.     Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [текст] / С. И. Гессен. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 448 с.

2.     Долматов А.В. Основы развивающего образования: Теория, методы, технологии креативной педагогики [текст] / А.В. Долматов. – СПб : ВУС, 1998. – 196 с.

3.     Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе [текст]: монография / К.Г. Кречетников. – М. : Госкоорцентр, 2002. – 296 с.

4.     Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии [текст] / К. А. Торшина // Вопросы психологии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/984/984123.htm.

5.     Fromm E. The creative attitude [text] / E. Fromm. – New York : Harper & Row, 1959. – 205 р.