МЕТАФОРЫ
СВЕТА И ТЬМЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ.
Кусаинова
Гульнара Саменовна, Оразбаева Гаухар Долдашевна.
Семипалатинский
государственный университет им. Шакарима, Казахстан.
В способах метафоризации
скрыты определенные социокультурные символы, которые не ощущаются самими
говорящими, но при анализе проявляют себя как культурная норма сочетания
социального и индивидуального, как отражение того, как реальность, в которой мы
живем, является продуктом структуры мышления или культуры, как культурные нормы
проступают через индивидуальности говорящих.
В сфере политики метафора
является мощным инструментом воздействия на аудиторию и поэтому представляет
большой интерес для изучения и дальнейшей разработки. Метафора в политике
является не только средством привлечения внимания потенциальных избирателей. Ее
роль в политической коммуникации не ограничивается только художественной
стороной. Масс-медиа активно используют метафору для построения картины мира в
политической сфере, и используют ее настолько эффективно, что ее присутствие,
ставшее неотъемлемой частью политических текстов, незаметно массовому
потребителю. Это, в свою очередь, позволяет воздействовать не на его сознание,
а на бессознательные компоненты его психики.
Политическая метафора является
средством формирования представлений, что предполагает изучение, прежде всего,
когнитивных аспектов метафоры. В различных культурах, в разных цивилизованных
сообществах метафора имеет свои специфические черты, хотя в своей основе она
универсальна и типологична по отношению к культуре человечества. Многие
метафорические модели различных языков несут в себе не только совпадения
тематического и семантического характера, но и значительные образные аналогии,
базирующиеся на общности ассоциативных механизмов. Так, например, понятия
«Свет» и «Тьма» знакомы почти любому социуму и принадлежат к архетипичным
метафорам многих языков. Концепты «Свет»
и «Тьма», наряду с другими понятиями «появляются вновь и вновь в столь
отдаленных в пространствах и времени культурах, что какое-либо историческое
влияние или причинная связь между ними были бы невероятными». Причину такой
закономерности Ф.Уилрайт видит в том, что «несмотря на значительное
разнообразие человеческих обществ, их способов мышления..., как в физическом,
так и в основном психическом строении человека есть определенное естественное
сходство» [1, 83]. В архетипических метафорах фиксированы вечные истины и
ценности, передающиеся от поколения к поколению. Свет ассоциируется со
способностью видеть, теплом, жизнью; тьма связана со страхом перед
неизвестностью, холодом, уязвимостью, смертью. Британский Премьер-министр
Уинстон Черчилль в своих выступлениях часто употреблял архетипические метафоры
света и тьмы. В кризисных ситуациях, предостерегал Черчилль «оратору необходимо
прибегнуть к древним архетипическим истинам, к вечной смене света и тьмы,
смерти и рождения ... и прийти к выводу, что эти истины всегда остаются
неизменными и притягательными для человеческого сердца; эти истины еще раз
убеждают вас в том, что человек несмотря ни на какие внешние бури, все таки
остается человеком» (“the speaker must turn to the ancient archetypal verities,
to the cycle of light
and darkness, to the cycle of death and birth again ... and find them all
unchanged, all still appealing symbolically to the human heart and thus
reassuring one that man himself, despite all the surface turbulence, remains
after all man”) [2, 173-174].
Таким кризисным моментом, о
котором говорил Черчилль, для Мартина Лютера Кинга стал известный в истории
период борьбы за гражданские права чернокожих в США. Мартин Лютер Кинг, по
праву считается одним из блестящих ораторов XX века. Баптистский пастор,
инициатор тактики ненасильственных действий, Кинг мастерски владел словом.
Выступления Кинга благодаря использованию различных стилистических приемов и
средств, среди которых метафоры являются доминирующими, приобретают огромную
воздействующую силу. Особое внимание заслуживают «метафоры света и тьмы» (the archetypal
light-dark metaphor): Five score years
ago, a great American, in whose symbolic shadow we stand today, signed the
Emancipation Proclamation. This momentous decree came as a great beacon of light of
hope to millions of Negro slaves who had been seared in the flames of
withering injustice. It came as a joyous
daybreak to end the long night of
their captivity ( King, 1988: 325). Now
is the time to make real the promises of democracy. Now is the time to rise from the dark and desolate
valley of segregation to the sunlit path
of racial justice. Now is the time to lift our nation from the quicksands
of racial justice to the solid rock of brotherhood. Now
is the time ... (King,
1988:325-6).
В последних двух предложениях
идея света органично сочетается с концептом «верх», что является проявлением
широко распространенной в древние времена ассоциацией света (огня) с концептом
верха. Свет и верх несут преимущественно положительные коннотации: «Пришло время восстать из темной и безлюдной бездны сегрегации на освещенную солнцем тропу расовой
справедливости. Пришло время поднять наш
народ из зыбучих песков расового правосудия на твердую скалу братства». Метафоры света и тьмы (a great beacon of light of
hope; a joyous daybreak; the sunlit path of racial justice - the long night
of... captivity; the dark and desolate valley of segregation), верха и низа (to rise from...
to; to lift... from... to), зыбкости и прочности (the quicksands of racial
justice — the solid rock of brotherhood) органично вписываются в стратегию речевого воздействия для создания у реципиента нужного отношения к описываемому событию.
Политолог Р. Хестанов считает,
что сегодня в политике игра двойственности, света и тени равносильна
двоевластию. Двоевластие в политике всегда было предвестником трансформации
политического режима. Крепкая власть, поясняет он, старается избегать двойственности.
Известный французский социалист XIX в. Пьер-Жозеф Прудон полагал, что
прогрессивное развитие политической власти можно сравнить с движением от поэзии
к прозе, от мифа к здравому расчету. Терпимое отношение политики к элементам
поэзии, игры и двойственности ознаменовало признание правомерности
существования политической оппозиции и законных форм борьбы за власть. Поэзия,
таким образом, привнесла в демократию игру света и тени, что незамедлительно
сказалось не только на политической лексике, но и в жизни. Теневые кабинеты,
появившиеся первоначально в англосаксонских странах, стали символической
претензией оппозиции на власть.
Политическая игра света и тени
в англосаксонской политической жизни имеет давнюю традицию, а потому
определенные правила и регламент. «В Британии, Австралии, Новой Зеландии
различение между «тенью» оппозиции и «светом» власти уже давно утратило блеск
новизны, а потому звучит как метафора только в тех странах, где игры в
демократию только начинаются» - пишет Хестанов [3, 35]. Создание теневого
кабинета (например, в октябре 2003 г. в Ираке шиитским лидером Моктада
аль-Садром, в 2002 году в бывшей Югославии под руководством Воислава
Коштуницы), по мнению политологов, есть не что иное, как «политическая поэзия —
борьба света и тени», «непрерывная игра света и тени».
Исследователи политической
коммуникации единодушны во мнении, что метафоричность стала одним из важнейших
признаков современной политической речи – в политической сфере СМИ она
оказывается средством формирования представлений. Анализ выступлений политиков
в казахоязычных и англоязычных газетах показал, что метафора света и
тени довольно часто и успешно используется политиками применительно к различным
аспектам общественной жизни. Так, например, концепт «Свет» представлен в
англоязычном политическом дискурсе следующими метафорами:
This nation... has raised this lamp of liberty to every captive land. [WF,
11.09.02].
...By our actions, we will secure
the peace, and lead the world to a
better day. [WF, 07.10.02].
That hope drew millions to this
harbor. That hope still lights our
way. And the light shines in the
darkness. And the darkness will not
overcome it. [WF, 11.09.02].
The president’s close but
unmistakable victory shines a new light
on the family’s formidable accomplishments. [WP, 18.01.05].
Gold recently wrote in
Washingtonian that he thinks the governor’s son, George P. Bush, a 28-year-old
Dallas lawyer, is the most likely to carry the
family political torch. [WP,
17.01.05].
The Republic of Korea has become a beacon of freedom, showing to the
world the power of human liberty to
bring down walls and uplift
lives. [WP, 21.02.02].
Концепт «Свет» реализуется через метафоры, обозначающими время суток (a (new) dawn,
a (better) day), цветовыми метафорами (white, transparent); предметы, несущие свет (lamp (of
liberty), a beacon (of freedom), the (family political) torch) и т.д.
Концепт «Тьма» успешно применяется
политиками в стратегии дискредитации, в формировании нужной для политика оценки
у потребителя газетной информации:
The nightmare of
Saddam Hussein’s rule in Iraq is ending. [WF, 12.04.03].
The danger from Saddam Hussein’s
arsenal is far more clear than anything we could have foreseen to September
11th. And history will judge harshly any leader or nation that saw this dark cloud and sat by in
complacency or indecision. [WF, 03.10.02].
An atomic black market,
operating on three continents, was funneling bomb-making equipment to Libya -
and to customers unknown. [WF, 26.10.04].
Black-market sales from
“the former Soviet Union, Pakistan - those were the highest risks”, said
Richard A.Falkenrath... [WP, 26.10.04].
In addition to blackening the reputation of the United Stales, the policy opened
the way to last year’s decision by the Supreme Court, which ruled that the
prisoners were entitled to appeal their detention in federal courts. [WP,
17.01.05].
President Bush will always stand
for freedom and tolerance and against those who would take us back into history’s nightmares. [NYT,
14.05.02].
Russia has shown darker side to its statecraft in
Chechnya, Georgia, and in the past, in Belarus. But President Putin’s break
with a history of Russian support for tyranny in Minsk may be sincere. [NYT,
18.11.02].
After the end of the Cold War, and
still in the shadow of September
11th, we may well be on the cusp of an era in which the world will not be
bedeviled by great power rivalry. [WF, 03.05.02].
This (The international Donors
Conference for the Reconstruction of Iraq) has been a historic occasion for my
country, which a little over six months ago was the black sheep of the international community. [WF, 28.10.03].
Таким образом, масс-медиа
активно использует метафору для построения картины мира в политической сфере, и
использует ее настолько эффективно, что присутствие этого образного средства
незаметно массовому потребителю. При умелом использовании метафоры можно
создать любой образ любого объекта (отдельного человека, партии или всего
государства). Примером формирования общественного мнения может стать метафора
из речи Джорджа Буша «О положении страны», произнесенной 29 января 2002 года.
Д.Буш объявляет врагами США три страны – Ирак, Иран и Северную Корею – и
называет их, «осью зла» (Axis of Evil). Оба компонента метафоры имеют
негативную окраску: Axis (ось) – скрытую, Evil (зло) – явную. В высказывании
Буша, как в известном рейгановском определении СССР «империи зла», присутствует
слово «зло». Кроме того, слово «ось» вызывает ассоциацию с так называемой осью
Берлин-Рим-Токио второй мировой войны. Тем самым данная метафора выражает, что
три антагониста Америки представляют собой основу мирового зла.
Политический дискурс по
существу является выражением всего комплекса взаимоотношений между человеком и
обществом, и, таким образом, формирует у реципиента некоторый фрагмент картины
мира. Поэтому, изучая специфику политической метафоры, можно понять, как в
разных языковых коллективах моделируются культурные ценности, как
пропагандируется социальный порядок, как формируется концептуальная картина
мира, присущая каждому языковому коллективу.
Литература
1. Уилрайт Ф. Метафора и
реальность//Теория метафоры. - М., 1990. - 512 с.
2. Ann М. Gill, Karen Whedbee. Rhetoric//Discourse
as Structure and Process. Discourse Studies: A Muttidisciplinan Introduction.
Volume I. Edited by Teun A. van Dijk. Sage Publications, 1998. - 356p.
3. Хестанов Р. Метафора политики.
Демократия - это непрерывная игра света и тени//Политический журнал. Архив №8
(59). 10.03.05.
Сокращения.
1.
WF – Washington File http://www.whitehouse.gov/news/releases/
2. ЕҚ – Егемен Қазақстан
3. ЖА – Жас Алаш
4. WP –
Washington Post
5. NYT
– New York Times