Кандидат филологических наук  Галлямова М. С.

Магнитогорский государственный университет, Россия

Философия как творчество:

сущность и роль личности Джорджа Лилло

 

Не секрет, что философия на протяжении всей своей истории не только занималась теоретическими проблемами, но и находилась в поисках социальной истины, стремилась открыть лучшие пути формирования общества, его нравственного совершенствования. Выявить смысл и истину - это и цель литературы.

Веками философия и литература хранили лучшие гуманистические традиции. Есть все основания считать, что их синтез приобрел особую остроту в связи с опасением обессмысливания слова, вытеснения истинного мастерства номенклатурным, коммерческим искусством. Недопустить это оказалось возможным  лишь при условии интеграции двух дисциплин, в их единстве и взаимодополнении.

Выбор философских координат в XVIII веке для литературной истории Англии не мог быть производным, абстрактным. Он основывался на  религиозном вероисповедании. Философским стержнем стала доминанта духовности, чистоты нравов во всех проявлениях, как стремление к совершенному, идеальному, целостному.

Наиболее влиятельным среди реформаторских движений оказался кальвинизм  -  направление протестантизма, созданное в XVI веке французским теологом и проповедником Жаном Кальвином (1509-1564). Это систематизированное изложение христианской веры, в своих положениях, выводах и практических рекомендациях основывалось на тексте Священного Писания.  

Кальвинизму посвящены специальные периодические издания, его изучением занимаются в России и за рубежом сотни учебных заведений и научно-исследовательских центров, ему преданы миллионы христиан во многих странах мира. Это неудивительно, поскольку религиозное течение проверялось на практике в течение нескольких столетий и показало свою исключительную необходимость в деле построения христианского общества.

Действительно, кальвинизм стал неотъемлемой частью мировой цивилизации. В Англии на его основе возникло пуританство, целью которого явилась радикальная реформа - «очищение» церкви. В центре пуританского спора с классическим Елизаветинским религиозным устройством был кальвинистский «регулирующий принцип», согласно которому все сферы жизни - церковь, дом, государство и профессии - также управлялись по заповедям и принципам Слова Божьего.

Чтение Библии в семейном кругу вошло в обычай среди купцов, йоменов, сквайров. Но если традиционные англиканские семьи, принявшие новую религию, видели в этом домашнем чтении лишь дополнение к церковным службам и «таинствам», то истинные пуритане вообще не находили смысла в посещении церкви. Библия была для них единственным источником вероучения, между собой и Богом они не признавали никаких посредников, и, следовательно, англиканская церковь была, с их точки зрения, столь же ненужной и греховной, как и католическая.

Характер этой доктрины  полностью отвечал требованиям рождающегося общества. Нельзя было победить абсолютизм, при этом, не разрушив его идеологическую опору - англиканскую церковь. Для выработки такой идеологии английская буржуазия прибегла к помощи религиозных учений женевского реформатора Жана Кальвина. Английские пуритане по существу являлись кальвинистами.

Среди первых требований пуритан было удаление из церкви украшений, образов, алтаря, покровов и цветной мозаики. Пуритане также выступали против органной музыки, а вместо молитв по богослужебным книгам требовали введения свободной устной проповеди и молитв-импровизаций. В пении гимнов  должны были участ­вовать все присутствующие на богослужении. Мало того, они настаивали на отмене обрядов, которые сохранялись еще в англиканской церкви от католи­цизма (осенение крестом при молитве, коленопреклонение и т. д.). Как и другие кальвинисты в Европе, английские пуритане, прежде всего, требовали «упрощения» церкви.

Что же касается быта самих носителей новой идеологии, то он вполне соответствовал условиям эпохи первоначального накопления. Деловые качества и практицизм являлись их основными добродетелями. Торгово-промышленная деятельность пуританами-кальвинистами рассматривалась как божественное «призвание», а обогащение - как признак особой «избранности» и своеобразное проявление милости Бога. Основной формой служения Господу являлся  труд. Результат этого - материальное благосостояние.

Идеалы и черты нового времени отразились в творчестве писателей той эпохи. Драматургическое наследие английского просветителя Джорджа Лилло  представляет определенный интерес для литературоведческой науки через призму философии. Большое значение для глубокого понимания личности автора имеют его религиозные убеждения, которые всегда вызывали споры среди литературоведов. Философские взгляды драматурга интересны как основа его этической позиции. Как же соотносятся нравственные принципы произведений Лилло с моральными установками кальвинизма и пуританства?

Т. Сиббер и Т. Дейвис выдвигают версию, что Джордж Лилло был пуританином, так как ему свойственны строгость, отсутствие легкомыслия, стремление к полному самообладанию, воздержание, трудолюбие, равнодушие к роскоши, нетерпимость к человеческим порокам, почитание Библии  как единого закона Божия. Оба, и Т. Сиббер и Т. Дейвис, зная драматурга лично, утверждали, что Дж. Лилло был воспитан на принципах англиканского вероисповедания.

С. Ф. Берджесс отмечает, что драматург был кальвинист. А Труди Друкер представляет множество аргументов, из которых следует, что критик не поддерживает идею о кальвинистических взглядах Джорджа Лилло. Проблема в том, что представленные ею доказательства вызывают сомнения, особенно с учётом социального и исторического контекста того времени, когда жил и творил Лилло.

С. Ф. Берджесс, опираясь на публикацию Д. Паллет в «Филологическом обозрении» выяснил, что английский драматург был зарегистрирован  в голландской церкви, которая являлась религиозным центром верующих последователей кальвинизма и куда входили родители Джорджа Лилло. Поэтому критик считал, что можно сделать вывод о причастности драматурга к этому направлению. С. Ф. Берджесс пытался доказать, что гипотеза Д. Паллет  была верной.

Труди Друкер также разбиралась в религиозных приоритетах Джорджа Лилло и, в частности, в его принадлежности к кальвинизму. Она представила ряд примеров, пытаясь доказать, что драматург не придерживался этого направления. Однако доводы Друкер не достаточно полны. Она не касалась таких главных для кальвинизма тем как предопределённость, врождённая греховность и общепринятые правила.

Особое место в учении Кальвина занимает доктрина «предопределения ко спасению». Он учил, что ни личная вера, ни добрые дела не могут ничего изменить в жизни человека. Бог выбрал одних для спасения, а других для вечной погибели. Избранные получают дар веры и рождаются свыше, их свободная воля при этом не играет практически никакой роли. Согласно Кальвину, каждый человек в любое время и в любом месте находится на службе Бога и несет ответственность за предоставленные ему Богом дары: время, здоровье, собственность. Именно эти основополагающие факты кальвинистической теории не подкреплены логическими доказательствами Т. Друкер.

Одним из важнейших аргументов Труди Друкер, свидетельствующих о том, что Джордж Лилло не принадлежал к кальвинистам, признаётся неприятие драматургом религии сторонников абсолютизма, что и было выражено в его пьесах. «Рассуждения против религии сторонников абсолютизма, что так часто встречались в произведениях Лилло, несозвучны со строгими, непреклонными правилами кальвинизма. Например, сатанинский голос в произведении «Британия и Батавия» («Britannia and Batavia», 1734) призывал человека поддаться роковой свободе заблуждений. По Лилло, гражданин должен быть свободным, чтобы быть положительным» [3, xxviii].

Известно, что Лилло протестовал против абсолютизма. Но в контексте религиозной и политической ситуации XVIII века англичане считали кальвинизм также религией врагов абсолютизма, поэтому доводы Друкер кажутся не совсем убедительными, достаточно продуманными и вескими. В столкновениях с властями кальвинисты принимают по преимуществу народное, антимонархическое направление. Из принципа «Бога надо слушаться больше, чем людей» кальвинисты выводят теорию сопротивления нечестивой и тиранической власти.

Второй аргумент Т. Друкер, оспаривающий кальвинистические взгляды драматурга, исходит из первого и также касается политических убеждений Джорджа Лилло. Она замечает, что Лилло был настроен против безнаказанности королей за их преступления в то время, как кальвинизм проповедовал покорность временным правителям, которые были избраны Богом, чтобы поддерживать порядок на земле. Друкер ссылается на цитату против политического беспредела в пьесе «Герой-христианин» («The Christian Hero», 1735) и замечает, что «святое право королей, введённое турками, конечно, противоречит заповедям кальвинистов, что короли это ставленники Господа, и их поступки не должны подвергаться сомнению» [3, xxix].

Бесспорно, Джордж Лилло был против тирании народа. Доказательством тому служат поступки главного персонажа пьесы «Герой-христианин», который мечтает свергнуть безжалостного, жестокого мучителя Султана Амурата. Скандерберг, говоря о себе как о мстители злу и беде, точно следует в своей речи принципам и убеждениям кальвинистов.

With gratitude and wonder I confess

Myself thy instrument of Heaven,

To scourge thy falsehood, cruelty and pride

And free a virtues people from thy chains [4].

 

С благодарностью и трепетом я признаю,

Себя орудием Небес,

Чтобы наказать твою ложь, жестокость и гордость

И освободить добродетельных людей от твоих цепей

(собственный перевод).

Религиозный реформатор Кальвин писал о том, что люди должны поклоняться только Богу. «В подчинении правителям мы делаем исключение, так как слушаться нужно только Бога, брать во внимание его приказы и распоряжения и его величие должно быть уважаемо. Нужно слушать только Господа, короля всех королей» [2, 2]. Поэтому исходя из данной цитаты и примера из пьесы, второй аргумент Т. Друкер нельзя считать строго доказанным.

Третий довод Друкер против признания кальвинистических взглядов Джорджа Лилло гласит, что традиционную мысль о моральной ответственности в драматургическом произведении очень сложно сопоставить с кальвинизмом и что герои хорошо осознают широкий выбор альтернативных путей и избирают высокое чувство ответственности в качестве основы деятельности. Согласно Друкер, Лилло изображает это чувство через покаяние и раскаяние. Приём, когда герой чувствует вину и испытывает душевные страдания за ещё не совершённое преступление, усиливает ощущение преднамеренности и обдуманности его действий.

Несовместимость моральной ответственности с кальвинистской доктриной предопределения стало камнем преткновения для критиков, обсуждающих религиозные воззрения и творчество драматурга.

Друкер говорит и о том, что отрицательные характеры у Лилло чаще всего обусловлены обстоятельствами и это объясняет преступления, совершенные ими. А как замечает Стефан Трейнер, Кальвин настаивал на том, что злые люди склонны находить себе оправдание. Анализируя  изменения судеб героев в пьесах Джорджа Лилло, нужно помнить о том, что для кальвинистов доктрина предопределения была в большей степени утверждением веры, чем философской точкой зрения.

Следовательно, высокое чувство моральной ответственности, свойственное героям Лилло, согласуется  со склонностью к самооправданию, со стремлением переложить свою вину на жизненные обстоятельства. Приём изображения, который Друкер описывает как традицию покаяния и раскаяния, только подчёркивает, по мнению Трейнора, связь с кальвинизмом.

Персонажи трагедий Джорджа Лилло, - это герои – протагонисты, которые стремятся делать добро, что, к сожалению, не всегда у них получается. Так, Барнвел в «Лондонском купце» («The London Merchant», 1731) является идеалом подмастерья в самом начале пьесы и до самого последнего момента желает остаться таким же. Старик Уильмот в «Роковом любопытстве» («Fatal Curiosity», 1736) нерасчетливый преступник, а Алисия в «Ардене из Февершама» («Arden of  Feversham», 1759) хотя и предаёт своего мужа и помогает убийце, любит Ардена. Их преступления во многом являются протестом против показной добродетели. Для них характерно не лицемерное покаяние в грехах, а мучительное осознание своей неспособности достичь полного раскаяния. Несоответствие между действием и намерением - это та ситуация, где согласно Ж. Кальвину, человечество начинает искать себя после своего падения.

Но то, что критик XIX века, Джеймс Пламптер, скажет о Джордже Барнвеле, может стать ключом для понимания судеб всех героев драматурга. Согласно Дж. Пламптеру, Барнвел заканчивает жизнь неудачей из-за своей приверженности религиозным принципам. Он хорош тем, что образован, имеет идеальные привычки. Но, несмотря на это, он погибает» [5, 165]. А для Кальвина приверженность религии - это лучшее средство избежать губительных ситуаций и не совершать морального проступка против религиозных принципов. Эта позиция обнаруживает, что третье утверждение Друкер спорно.

Выступая против кальвинизма Джорджа Лилло, Труди Друкер в четвёртом аргументе указывает на необычные признания драматурга в пьесах, иллюстрирующие мнение, что все люди от природы чисты и невинны. Данное утверждение находится в разногласии с теорией кальвинизма о распространении зла во всем мире и порочности, развращённости человека, совершившего грех. «Молниеносность, с которой грешники пьес Лилло становятся святыми, противоречит точке зрения, характерной для литературы и искусства кальвинизма» [3, xxx].

В этом убеждении Друкер частично права, но можно и  предположить, что быстрота, с которой герои, превращаются из грешников в святых, основывается на пуританской теории конверсии – неожиданном и драматическом процессе, основанном не на причине, а на сверхсильной способности понимания сущности отвратительных грехов и отсутствие у грешников обиды на Бога. Акцент делается на раскаянии в своих грехах больше, чем на страхе наказания.

Х.Х. Адамс в 1943 году проиллюстрировал в своей книге, как создатели трагедий с бытовыми сюжетами писали свои пьесы согласно теории конверсии. Джордж Лилло был знаком с этими произведениями, восхищался ими. Возможно, поэтому все его трагедии были основаны на сюжетах моралистической литературы XVI века. «И это не удивительно, что Дж. Лилло моделировал свои пьесы вслед за пуританской, поучительной литературой, с которой он, и весь средний класс того времени, были очень хорошо знакомы» [1, 34].

Пятый аргумент Друкер касается обоснования теории кальвинистов с этической точки зрения. Идея кальвинистов о предопределении не допускала возможности соотнесения личности с идеей свободы и ответственности. Люди должны бороться за моральное совершенствование, только потому, что Господь этого требовал. Проповеди, откуда бы они не исходили, со сцены, страниц книг или с кафедры проповедника, естественно, помогают людям прийти к пониманию этого. Нужно отметить, что кальвинисты опубликовали большое количество разнообразной литературы: поучения, трактаты, новеллы, аллегории, духовные биографии, теологические исследования и так далее, главная цель которых  была моральная польза.

Когда вы ставите Бога в центр вашей веры, как убежденный кальвинист, тогда спасение становится завершением духовного движения к Господу. Неудивительно, что именно тогда человек привержен к более высоким этическим нормам.

Мораль занимает особое место в душе любого кальвиниста. Он пытается достичь почти аскетического идеала нравственности. Например, города, в которых господствующим вероисповеданием становился кальвинизм, превращались в подобие гигантских казарм: звон колокола указывал общее для всех жителей время пробуждения, молитвы, отхода ко сну и т. д. Яркая цветная одежда запрещалась, все праздники и развлечения также отменялись. Смех считался тяжелым грехом. Единственным днем отдыха было воскресенье, которое посвящалось молитвам и пению псалмов.

Истинный кальвинист, как и пуританин  должен был целиком отдаваться своей профессиональной деятельности, пренебрегать комфортом, презирать наслаждения и расточительность, копить каждый грош и быть бережливым и рачительным хозяином. Именно таких героев хотел изобразить Джордж Лилло в своих пьесах. Таким был Торогуд, Трумен, Скандерберг, Арден, старик Уильмот и другие.

Полное понимание кальвинистической доктрины и опыта пуритан не только подтверждает отношение Джорджа Лилло к этим течениям, но и также служит основой для понимания и верного восприятия его творчества. Эти религиозные идеи, по утверждению многих исследователей, явились идеологией формирующейся в то время буржуазии. Популярность и притягательность пьес Джорджа Лилло для среднего класса показывает, что он старался придерживаться кальвинистических взглядов и пуританских предписаний, корректируя их собственным здравым смыслом. Это является моральной и теологической базой творческого наследия английского драматурга эпохи Просвещения.

 

Литература:

 

1.        Adams H. H. English Domestic, or Homiletic Tragedy 1575 to 1642. Columbia University Press, 1943. - P. 34.

2.        Calvin J. Institutes of Christian Religion. Ed. J.T. Mcneill. Philadelphia, 1960. - P. 2.

3.        Druker T. The Plays of George Lillo. New York: Garland, 1979. - P. xxviii-xxx.

4.        Lillo, G. The Christian Hero. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://books.google.co.uk/books?id=OscGAAAAQAAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (Дата обращения: 11. 07.2012).

5.        Plumpter J. The English Drama Purified. Cambridge, 1812. - P. 165.