Педагогические науки / 3. Методические основы воспитательного процесса

К.педаук Зимина И.С.

Уральский государственный педагогический университет

Воспитание пассионарности у дошкольников средствами витагенного образования

 

Современное общество нуждается в активных, инициативных, волевых людях. Национальный проект «Образование» нацелен на  воспитание таких людей, которые способны самостоятельно принимать решения, обладают устойчивым интересом к новизне, проявляют устойчивую социальную активность.

Проблема заключается в том, что в принятое в педагогике понятие «активной жизненной позиции» вложен идеологический смысл, что противоречит современной многопартийной политической системе государства. А социальная активность личности может проявляться как конструктивно, так и деструктивно. Для направления деструктивно-агрессивного характера активности в конструктивную деятельность требуется специальное педагогическое воздействие.

         Становится актуальным воспитывать поколение, обладающее такими социально-ценностными качествами, интегративное единство которых позволит проявить человеку готовность к активной социально-значимой деятельности, направленной на совершенствование себя и общества на основе самоактуализации и самосовершенствования личности.

         Такое понимание цели воспитания мы обозначили термином «пассионарность». В отличие от точки зрения Л.Н.Гумилева, рассматривающего пассионарность как признак развития этнических групп, мы будем рассматривать пассионарность с психолого-педагогической точки зрения  как интегративное личностное качество.

Историко-логический анализ трактовки понятия «пассионарность» позволил нам выделить пассионарные личностные признаки и качества: личностная активность, инициативность, конструктивная агрессивность, положительная комплиментарность, развитая воля, эмоциональная заразительность,  зрелая эмоциональность, нравственность, склонность к умеренному риску, высокая работоспособность.

         Воспитание таких качеств необходимо начинать в период раннего и дошкольного детства, когда происходит заложение основ характера, свойств личности, и, следовательно, пассионарности.

         Л.Н.Гумилев не отрицал, что источник энергии для пассионарной личности находится не только в космосе, что энергия пассионарного толчка (т.е. момента, когда максимально увеличивается потребность в  пассионарных особях), лежит в области подсознания человека, но не индивидуального, а коллективного, причем продолжительность действия пассионарного толчка исчисляется веками [2].

Психологическое обоснование «коллективного бессознательного» принадлежит швейцарскому психологу, философу и культурологу К.Г.Юнгу. По его мнению, «коллективное бессознательное» - самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших человеческих и человекообразных предков. Аналитическая психология К.Г.Юнга  представляет систему бессознательного человека, как состоящую из двух уровней. Первый уровень он рассматривает как личное бессознательное, которое базируется на втором уровне  - коллективном бессознательном. Содержания коллективного бессознательного никогда не были в сознании. Они отражают архетипические процессы [ 3. c.34].

Архетипические содержания могут стать доступными сознанию, если обозначены определенными символами. Символами богаты мифы, сказки, религиозные истории. Читая маленькому ребенку сказки, мы тем самым проникаем в его глубинные слои бессознательного, т.е. в коллективное бессознательное. Чем раньше начать этот процесс, тем легче произойдет осмысление и педагогическое применение этих символов и образов в жизни человека. Чем старше человек, тем труднее становится проникнуть в его коллективное бессознательное, так как увеличивается слой личностных вытесненных содержаний. Можно сделать два педагогических вывода:

- наиболее легко образы исторического коллективного бессознательного  можно востребовать в период раннего детства с помощью символики волшебных и народных сказок;

- взрослому человеку труднее контактировать со своим коллективным бессознательным, поэтому необходимы определенные приемы, как их востребования, так и их адаптации.

Для осуществления процесса воспитания пассионарных качеств личности в период дошкольного детства мы предлагаем использовать народные сказки, обладающие большим воспитательным потенциалом. Сказка, «прожитая» ребенком оставляет в его душе в символической форме опыт коллективного бессознаельного всего народа. У каждого человека есть своя любимая сказка, которая много может рассказать о личности человека, его предпочтениях, ценностях. Любимые герои сказок передают человеку свои особенности, которые затем проявляются в реальной жизни.

Чем большее количество сказок знает ребенок, тем больше у него возможностей для проектирования собственного жизненного сценария.

   При воспитании пассионарных качеств личности используются:

- героические сказки для воспитания патриотического и нравственного поведения и чувств;

- мифы, легенды, сказания, народные сказки  для воспитания чувства Родины, единства с народом, положительной комплиментарности;

- женские и мужские сказки для формирования адекватного гендерного поведения;

- семейные сказки  для совершенствования культуры поведения в семье;

- бытовые сказки  для  воспитания положительного отношения к труду;

Разные формы использования сказок в деятельности детей дают возможности развития:

- нравственных качеств (через анализ поступков сказочных персонажей);

-эстетических чувств (внимание к языку сказки, её образам, метафорам);

- умственных действий (анализ, сравнение, обобщение и другие логические операции при обсуждении сказки, рассказывании её, отгадывании загадок и кроссвордов по теме сказки);

- творчества (сочинение сказок или её частей, обыгрывание сказок);

- навыков общения, взаимопонимания, эмпатии, активного самовыражения (игра в сказку, театрализация сказки).

Таким образом, возможным становится формирование таких качеств пассионарной личности как положительная комплиментарность, зрелая эмоциональность, речевая и двигательная активность, целеустремленность.

Формирование воли также становится возможным в дошкольный период детства с помощью сказки. Во-первых, в зачине любой сказки всегда имеется некая проблема, решение которой становится возможным только через волевое усилие сказочного персонажа. Например, в сказке «Сивка-Бурка» только Иван, который смог волевым усилием заставить себя не спать ночью, поймал Сивку-Бурку, после чего и начался его путь к самосовершенствованию и получению удовольствий от жизни. И, наоборот, в  сказке «Гуси-лебеди» Машенька не захотела отказаться от удовольствия погулять с подругами, не совершила волевого усилия над собой, чтобы в отсутствие родителей последить за братом, поэтому его и унесли гуси-лебеди к Бабе Яге. После этого жизнь девочки превратилась в череду многих проблем, переживаний, разочарований.

Во-вторых, сама работа над сказкой, требует от ребенка приложения собственных усилий в запоминании, рассказывании, изображении, разыгрывании, а не простого времяпрепровождения. Умение совершать усилия над собой – важное качество пассионарной личности.

Основной педагогический метод при воспитании пассионарных качеств у дошкольников средствами народной сказки: голографический метод проекций, применяемый в практике витагенного образования. «Вита»- означает «жизнь», «генная»- передаваемая по наследству, заложенная в генах, необходимая для жизни. Это образование на основе анализа жизненного опыта детей.   

А.С.Белкин [1] автор «витагенной педагогики» дает ей определение  – это обучение и воспитание, основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

Анализ программ дошкольного образования показал, что опыт ребенка мало используется в дошкольном образовании, в основном передается информация, обогащающая опыт жизни, т.е. опыт остается не прожитым, а, следовательно не полностью закрепляется в памяти ребенка.

Жизненный опыт дошкольников совсем небольшой, информации о жизни мало, сведения о жизни других людей пока неинтересны. А.С.Белкин [1] отмечает, что ценность жизненного опыта возрастает максимально до пяти лет, а после пяти идет по убывающей.

Для витагенного образования дошкольников применимы все термины, заявленные А.С.Белкиным в витагенном образовании учащихся:

Жизненный опытвитагенная информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Она представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, поступков прожитых человеком.

Опыт жизни – витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности.

Нами дано определение уровню витагенной информации, который не каждому доступен, но максимально может быть актуализирован у дошкольников. Это – витагенный филогенетический опыт витагенная информация, которая заложена у человека в самом глубоком слое психики – «коллективном бессознательном». Она становится актуальной, если может быть «прожита» человеком.

Голографический метод проекций  в процессе воспитания дошкольников – процесс объемного, многовекторного влияния взрослых с целью формирования социально-значимых качеств личности человека.

В процессе витагенного образования дошкольников с помощью сказки, педагог опирается на жизненный опыт детей (пусть и небольшой), витагенный опыт других,  опыт народа.

Основные приемы голографического метода проекций при работе с дошкольниками:

1)     в младшем дошкольном возрасте:

- активное погружение в речевое пространство предшествующих поколений (песенки, потешки, присказки, приговорки, сказки);

2)     в среднем дошкольном возрасте:

- прием вживания в образ в соответствии со своими индивидуальными особенностями – сказку можно инсценировать, при этом ребенок исполняет только одну роль, которая подходит ему как по типу поведения, так и по уровню развития речи;

- прием построения модели поведения на основе сказочной проекции – через сказку можно проводить аналогию с реальной жизнью, предоставив детям возможность сравнивать, как делают они, и как поступил герой сказки;

сказку можно рассказывать как реальную историю с поучением и предложением к реализации детьми;

- прием расширения представлений о культуре народа и присоединения к этому временному периоду – совместно со сказкой можно использовать другие фольклорные формы, которые способствуют активному развитию речи дошкольников и их присоединению к культуре предшествующих поколений: присказки, приговорки, зачин, концовку, поговорку, поучение;

- прием дополнительного конструирования незаконченной модели жизненного сценария – сказку можно придумывать, что способствует развитию мышления, речи и деловой активности ребенка.

 

3)     В старшем дошкольном возрасте наряду с перечисленными приемами используется

- прием творческого синтеза витагенных проекций – многократное проигрывание сказочных ситуаций с различными персонажами, с различными концовками, использование информаций из других источников: конофильмов, книг, рассказов сверстников и педагогов;

-  прием творческого моделирования идеальных личностных образований – создание идеальных образов пассионарной героической личности, идентификация с этой личностью, принятие на себя роли придуманной идеальной фигуры и отражение опыта идентификации в повседневной жизни.

Формы проживания филогенетического опыта

- игра в сказку, которая осуществляется во всех бытовых и учебных ситуациях. Это достигается за счет недельного тематического планирования, когда вся деятельность дошкольников посвящена этой сказке. Чтение, пересказ, рисование, лепка, подвижные игры, песни, разыгрывание бытовых ситуаций и др.; в процессе игры появляется возможность у дошкольника проявить свои лидерские качества, которые являются основной чертой пассионарной личности.

- театрализация сказки, которая осуществляется через создание в ДОУ мини-театра, что позволяет детям идентифицироваться с персонажами сказок, проживать и реконструировать сказочные истории. Реконструкция сказки позволяет детям избавиться от страхов, тревожности, занять активную позицию победителя злой силы, преодолевая свои слабости и проявления возможной субпасионарности.

Выводы:

1. Голографический метод проекций представляет собой единство применения в процессе воспитания и обучения дошкольников опоры на их жизненный опыт, опыт жизни и витагенный филогенетический опыт.

2. Витагенный филогенетический опыт – информация, которая заложена у человека в самом глубоком слое психики – «коллективном бессознательном». Она становится актуальной, если может быть «прожита» человеком.

3.Содержание витагенного филогенетического опыта может быть востребовано через народные сказки, мифы, легенды, которые и представлены коллективным бессознательным человека.

4.Сказка может быть «прожита» только в процессе идентификации дошкольника с героем этой сказки. Идентификация происходит при проигрывании этой сказки, исполнении ребенком роли, которую он выбрал самостоятельно, частом прослушивании сказки, схожести реальных жизненных и сказочных ситуаций в жизни дошкольника.

5.Голографичекский метод проекций осуществляется за счет приемов, которые приобретают свою особенность в различные возрастные периоды:

- в младшем возрасте – активное погружение в речевое пространство предшествующих поколений (песенки, потешки, присказки, приговорки, сказки);

- в среднем дошкольном возрасте - прием вживания в образ в соответствии со своими индивидуальными особенностями; прием построения модели поведения на основе сказочной проекции; прием расширения представлений о культуре народа и присоединения к этому временному периоду; прием дополнительного конструирования незаконченной модели жизненного сценарии;

- в старшем дошкольном возрасте наряду с перечисленными приемами используется прием творческого синтеза витагенных проекций, прием творческого моделирования идеальных личностных образований.

Литература

1.     Белкин А.С. Витагенное образование. Голографический подход / А.С.Белкин, Н.К.Жукова; Екатеринбург. – 1999.

2.     Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н.Гумилев; Л. – 1989.

3.     Сэмьюэлз Э. Критический словарь аналитической психологии К.Юнга / Э.Самьюэлз, Б. Шортер, Ф.Плот;  М. – 1994.