Крымова
Елена Юрьевна
Национальная академия природоохранного и
курортного строительства
Религия — весьма многогранное, разветвленное, сложное
общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми
распространенными из которых являются мировые религии, включающие
многочисленные направления, школы и организации. Термин «религия» латинского
происхождения и означает «благочестие, святыня». Религия — это особое мироощущение, соответствующее
поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное,
нечто высшее и священное. Она предстает такой формой отражения
действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный
элемент — различные состояния души,
настроения, грезы, экстаз. Религия всегда была символом духовного поиска,
служения добру и утверждения христианской морали. В то же время религия
утешает, успокаивает тех, кому одиноко и плохо в этом мире, дает примеры жизни
подвижников церкви (Сергей Радонежский, Серафим Саровский,
Ксения Петербургская), поднявшихся над житейской суетой и посвятивших себя
служению высшему идеалу, Богу, бескорыстной помощи людям. Таким образом,
религия неразрывно связана с моралью. Однако при этом совершенно не следует
делать вывод, что верующие всегда были нравственными людьми, а атеисты — наоборот. Среди тех и других были и есть и
безнравственные, и высоконравственные люди. Все зависит от того, каким путем в
жизни он пойдет, ему предоставлен свободный выбор. В Библии говорится, что для
каждого человека всегда открыты два пути: «путь вечной жизни» — узкий путь и «путь гибели» — широкий. Многие идут последним путем — путем соблазнов и удовлетворения плоти и
мирской суеты. Это убивает суть человека, его душу, поскольку на первый план
ставятся материальные потребности, любовь обращена только на самого себя.
Человек становится эгоцентристом, руководствуясь только своими прихотями и
желаниями, он делает зло не только окружающим, но прежде всего самому себе. В
результате разрушается личность. Желание утвердить себя, самомнение и гордыня
могут привести к преступлениям, что блестяще проанализировал Ф. Достоевский в
романе «Преступление и наказание» на примере судьбы Родиона Раскольникова. Если
же смысл жизни человек видит в служении людям, в любви к ним и ко всему
окружающему живому и неживому, то обретает истинный смысл жизни. Узкий путь,
«путь жизни» — это путь духовного
совершенствования, путь духовной чистоты, внутреннего покоя, путь мира,
праведности и покаяния. Это — сложный
путь, и немногие его находят. Нравственные идеалы, достойные человека, были
подробно изложены Христом в Нагорной проповеди. То, что он сказал, было
неожиданным и удивительным для слушателей. Если раньше считалось вполне справедливым
действовать по принципу «око за око, зуб за зуб» или «люби ближнего твоего и
ненавидь врага твоего», то Христос апеллировал к высшим мотивам поведения
человека, к более высокой степени духовности. В Нагорной проповеди он говорит
не столько о справедливости, сколько любви. Весьма удивительным для слушателей
Нагорной проповеди было следующее. Раньше считалось, что праведность
вознаградится земными благами —
здоровьем, долголетием, богатством, но Христос ничего такого не обещал.
Наоборот, он говорил, что праведные в земной жизни будут гонимы и нищи, потому
что их богатство — не в материальных
вещах, а в духовности. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют
и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе». Человек
всегда ищет высший смысл жизни, стремится к чему-то вечному, гармоничному,
прекрасному. Поэтому главное в проповеди Христа то, что он пришел, чтобы в
корне изменить природный порядок существования, возвестил Царствие Небесное,
новый тип бессмертного бытия. Его необходимо активно приближать. Таким образом,
читая Нагорную проповедь Христа, можно прийти к следующим выводам. Во-первых,
необходимо постоянное нравственное самосовершенствование, отказ от соблазнов и мелочей земной жизни. Это — сверхчеловеческие требования, они
противоречат природе человека и в то же время призывают его стремиться к
идеалу. Во-вторых, нравственного самосовершенствования самого по себе, без
активного преобразования материального мира недостаточно. Необходимы активные
поиски новой духовной природы. Нагорная проповедь — важный свод законов духовной жизни общества. Заповеди, изложенные
в ней, оказали огромное влияние на всю последующую историю человечества, без
них невозможна и наша цивилизация. В IV
в. христианство становится государственной религией и тем самым приобретает
статус «охранительной» идеологии Римской империи. В этом качестве религия
подчиняла себе и философию, и искусство, и мораль, и науку. Религиозная вера,
обеспечившая определенную, цельность средневековой культуры, представляла собой
высшую истину, с которой соотносились культурные, ценности. По мере развития
культуры мораль постепенно начинала оспаривать монополию религии на решение
«вечных» проблем человеческого бытия.
Использованная литература:
1.
Кононенко Б.И.
Большой толковый словарь по культурологии – М., 2003
2.
Шейнина Е.Я.
Энциклопедия символов – М., 2006
3.
Большой
энциклопедический словарь. М.; С.Пб, 1998.
4.
Христианство:
Энциклопедический словарь. В 3 т. М., 1993-1995.
5.
Большой путеводитель
по Библии. М., 1993.