Аспирантка Васильева Т.Е.

Лесосибирский филиал Сибирского государственного технологического университета. Россия.

Основные этапы психолого-педагогических особенностей старшеклассника в нравственном воспитании

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «возраст» рассматривается как «конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психических и социальных изменений» [15,53]. Общепринятой является следующая возрастная периодизация: младенчество от рождения до года; предшкольное детство – от 1-3 года; дошкольное детство – от 3-6 лет; младший школьный возраст – от 6-10 лет; подростковый возраст – от 10-15 лет; юность: 1-й период – 15-17 лет, 2-й период -17-21 год.

Период развития личности старшего школьника (от 15-17 лет), следующий за подростковым, тесно примыкает к предыдущему, что вызывает неоднозначное толкование его смысла у психологов и педагогов.

По мнению Л.С. Выготского, к началу каждого возрастного периода, а юность им обозначалась как «пубертатный период» (14-18 лет с кризисом в 17 лет), складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между ребенком и средой, которое он называл «социальной ситуацией развития в данном возрасте» [3].

Данное соотношение определяет новый характер восприятия, как внешней действительности, так и внутренней жизни самого ребенка, что приводит к новой структуре сознания.

Опираясь на идею Л.С. Выготского о «сензитивных периодах» в развитии личности, многие психологи, в частности Н.С. Лейтес, указывает на необходимость достаточно полного выявления и развития именно интересующего возрастного периода «… при быстром темпе развития очень важно, чтобы возрастные достоинства каждого периода детства проявились достаточно полно и тем самым успели внести свой вклад в становление личности» [9,40].

В психолого-педагогической литературе имеется описание возрастных периодов, сензитивных для нравственного развития личности. Сензитивный период – это временный диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции или способности.

Отечественными психологами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным было выдвинуто и обосновано положение о решающей роли ведущей деятельности в психическом развитии ребенка. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности [10].

Д.Б.Эльконин [19] определяет старший школьный возраст (15-17 лет) для которой характерно то, что ведушей становится учебно – профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.

Л.С. Выготский отмечает, что в процессе учебно-трудовой деятельности старшего школьника осуществляется его социально-политическое и нравственное становление, что образует специфику «социальной ситуации развития личности». Необходимо отметить и такое свойство активности старшеклассника, как готовность выходить за пределы ситуативной необходимости и способность к самоизменению (Д.Б. Богоявленская, В.А.Петровский). Это свойство проявляется не только в интеллектуальной деятельности, но и в любой другой деятельности – в социальной активности, художественном творчестве, способности вырабатывать моральное решение и т.д. В этом возрасте присуще сильное желание самовыражения, стремления выразить свою индивидуальность и утвердить свою самобытность, проявляется потребность в самоуважении. Психологи обратили внимание на внутреннюю противоречивость юношеского морального сознания, в котором ригоризм и категоричность оценок каким-то образом уживается с демонстративным скепсисом и сомнением в обоснованности многих, общепринятых норм. Такая противоречивость объясняется, прежде всего, интеллектуальными трудностями. В отличие от ребенка, принимающего данные ему правила поведения на веру, юноша начинает осознавать их относительность, но еще не всегда знает, как их можно соподчинить друг другу.

Пока у юноши не сложится собственная система ценностей, он легко поддается моральному релятивизму: если все относительно, значит, все дозволено и т.д. Подобные рассуждения кажутся циничными, и могут перерасти в моральный нигилизм. В этом возрасте нужно различать подлинный цинизм, проявляющийся в поведении, и мучительный для самого старшеклассника поиск «символа веры», с помощью которого он мог бы «соединить и логически обосновать частные правила поведения, которые стали вдруг проблематичными» [6,209].

Огромное желание и потребность верить чередуются с великим безверием. В. Леви, описал воображаемый монолог старшеклассника так: «…Я хочу верить, слышите? Я хочу во что-нибудь, в кого-нибудь верить! И покланяться, и служить, и любить! Бескорыстно, самозабвенно! Но не бессмысленно! Хочу знать, хочу понимать – зачем, и на роль бездумного исполнителя я не согласен! Хочу, чтобы  и мне верили, чтобы и мне поклонялись, чтобы меня любили!» [8,90].

Д.И. Фельдштейн, отмечает важной чертой развития в юношеском возрасте (с 15 лет), является усиление роли нравственного сознания в поведении, при этом высокого уровня развития достигают волевые качества: самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержка. «Юношеский возраст отличается богатством и многообразием переживаемых чувств, которые соотносятся с принятыми  в обществе моральными требованиями. Повышается интерес к философско-этическим проблемам (чести, жизненной цели, счастья, долга, любви, дружбы). Юношеский возраст – это возраст энергии, энтузиазма, дерзаний, романтически окрашенного стремления к большим делам» [18,128].

В период ранней юности человек уже способен управлять своей деятельностью и поведением, способен к рефлексии. И.С. Кон выделяет такие значимые процессы развития самосознания личности в старшем школьном возрасте, как усиление рефлексии, самоуглубление: открытие «Я», когда весь мир и человек в нем воспринимаются с позиции его значимости для собственного «Я», поиска его неповторимой целостности, оценки возможностей [7]. В качестве центрального процесса в старшем школьном возрасте он отмечает «развитие самосознания». Как проблемную область этого процесса он отмечает возможность невротической рефлексии как пассивного самосозерцания, «самодовольное нянченье индивидуума со своими ему дорогими особенностями» [7,103], которое возникает как невротическая реакция на несовпадение «Я» реального и «Я» идеального.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа «Я». Значимое психологическое приобретение ранней юности – «открытие своего внутреннего мира, способность погружаться в мир своих переживаний, мыслей, чувств» [7,85]. Внутреннее «Я» не всегда совпадает с поведением, актуализируя тем самым проблему самоконтроля. Часто юношеское «Я» переживается как беспокойство, возникает чувство одиночества, внутренней пустоты, резко возникает потребность в общении, с одной стороны, а с другой, - потребность в уединении.

«Нравственная позиция личности раскрывается в поступках и формируется поступками же, причем особенно важную роль в установлении единства знаний, убеждений и деятельности играют конфликтные ситуации» [6,209].

Известный педагог В.И. Андреев придерживается аналогичной точки зрения: «Юношеский возраст – это период становления мировоззрения, творческого самоопределения и формирования жизненной позиции… время становления личности, активного поиска жизненного пути и самоутверждения» [1,162]. В этот период у старшеклассников появляется повышенный интерес к религии, к духовному совершенствованию. Для юношеского возраста характерно стремление участвовать в дискуссиях, спорах, но аргументация суждений в этом возрасте часто категорична в выводах и обобщениях.

Юношеское мировоззрение, отмечает И.В. Дубровина, «расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы» [4,132].

Л.И. Божович оценивает данный период развития личности похожим образом и обращает внимание на то, что во второй фазе подросткового возраста (16-17 лет) в условиях скорого окончания школы, у юношей и девушек формируется мировоззрение, связанное с осознанным определением своего места в предстоящей взрослой жизни.

Юношеский возраст (15-18 лет), отмечает О.И.Мотков, характеризуется «интересом к самовоспитанию, стремлению к социальной компетентности, потребностью в положительной оценке не только друзей, но и значимых взрослых. Подражание внешним моментам поведения взрослых уступает формированию внутренних личностных установок и отношений» [12,5].

Нужно отметить, что самовоспитание старших школьников сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны серьезные противоречия: стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным действиям самовоспитания, которые рекомендуют взрослые; чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по – своему; стремление к идеалу и принципиальности в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном.

Характеризуя значение юношеского периода (15-21 лет) в жизни человека В.С. Мухина отмечает, что в юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно задумывается о своем месте среди категорий добра и зла.

Выбор внутренней позиции – это сложная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих нравственных ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве.

В этом возрасте человек либо «обращается к нравственному цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, к построению жизни на основе традиционных и новых нравственных ориентаций» [13,422-425].

Американский психолог Стэнли Холл главным законом психологии развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие – онтогенез – повторяет главные стадии филогенеза. Юность охватывает период от начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-23 года). Это период «бури и натиска», внутренних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности» [6,34].

Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер, в своей книге «Психология юношеского возраста», говорил, что юношеский возраст, который тянется у девочек с 13 до 19, а у мальчиков с 14 до 22 лет – это прежде всего стадия духовного развития, хотя оно и связано с комплексом психофизиологических процессов. Главные новообразования этого возраста – «открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни» [6,40].

Выдающийся швейцарский психолог, родоначальник когнитивно-генетической теории развития личности Ж.Пиаже выделяет в умственном становлении ребенка несколько стадий. Подростковому и юношескому возрасту соответствует стадия формальных операций, когда его мышление становится интроспективным, то есть он приобретает способность анализировать свои мысли. У юношей общее преобладает над частным, ими создаются философские, политические, социальные проекты, разрабатываются собственные теории переустройства мира. «Ассимилируя весь мир в свои универсальные теории, эгоцентризм юношеского мышления рассматривает действительность сквозь призму собственных интересов и целей, не учитывая, с одной стороны, точек зрения других людей, а с другой – объективных характеристик предметов» [16,64-66].

В этом возрасте особо важную роль играет интимно-личностное общение со сверстниками. Как утверждает известный педагог и психолог А.В. Мудрик, потребность в общении является одним из типов развития ранней юности [11,11].

Стремление в общении увидеть себя, получить признание от других, связано в этом возрасте с самопознанием – главной тенденцией развития личности.

А.С. Белкин, одну из основных психолого-педагогических доминант развития старшего школьника, определяет как поиск смысла жизни. Другими важными доминантами развития старшего школьника является: «оформление соматотипа (определенного типа внешности, анатоморфологических особенностей), возникновение потребности в любви, интерес к духовной и физической близости с людьми противоположного пола, эмансипация от родителей. Развитие новой системы отношений с ними, формирование представлений о собственной уникальности и исключительности» [2].

В этот юношеский период можно обнаружить такие акцентуации характеров, которые не встречаются ни в одном другом возрасте, причем между «отдельными чертами характера и их проявлениями имеется множество противоречий, острота которых к окончанию школы обычно сглаживается» [14,200].

Философ и педагог М.С.Каган, период юности характеризует следующим образом: на этом этапе жизненный путь личности имеет своим нижним рубежом половое созревание, приобщающее юношу или девушку к разряду взрослых людей, рождающее соответствующее самосознание и иной круг интересов, а верхним рубежом – завершение учения и выход к самостоятельной предметно-созидательной деятельности. Ценностные позиции как подчеркивает М.С.Каган, молодой человек хочет обрести в собственном живом опыте или общении. Получение знаний становится средством для «становления мировоззрения и самосознания, охватывающих нравственные, политические эстетические, религиозные или атеистические взгляды и художественные вкусы» [5,302-303].

В.А. Сухомлинский в системе нравственного воспитания старшеклассника выделяет ряд противоречий: «глубокое стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время недоверчивое отношение к конкретным приемам самовоспитания, рекомендуемым воспитателем; чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и – стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему; стремление к идеалу и принципиальности в большом и – беспринципность в малом, незначительном; уважение силы и могущества науки, разума, мастерства и – склонность к постановке каверзных вопросов, имеющих своей целью опровергнуть давно доказанные истины, положения, закономерности; стремление анализировать каждый факт, явление, событие, боязнь прийти к поспешному выводу и – характерная для молодежи поспешность, безосновательность обобщения отдельных фактов, особенно из сферы общественных отношений и интимной жизни; романтический порыв, мечта, воодушевление возвышенными целями и – сугубо практическое, буднично-обыденное проникновение в детали; стремление быть взрослым, умышленное подчеркивание в своем поведении черт, свойственных зрелым людям, и - первая грусть в эмоциональной окраске воспоминаний, связанных с детством, осознание того, что детство ушло, переживание в связи с этим чувства горечи; глубокая вера в доброе начало в человеке и – тенденция к преувеличению отдельных незначительных отрицательных черт личности близких; пытливость, вдумчивость, способность к сосредоточенному умственному труду, и с другой стороны рассеянность, неорганизованность, терпимость к неустроенности и беспорядку; стремление к нравственному идеалу и – боязнь казаться несамостоятельным, взгляд на подражание вообще как на показатель духовной слабости; стремление уже в школе принять решение о своем будущем и – постоянное ожидание чего-то нового, неизведанного; осознание своих сил и возможностей и – стремление к той деятельности, которая явно не по силам; стойкость и – тенденция к преувеличению личного горя или неприятности» [17,172-173].

Таким образом, возрастной потенциал старшеклассников является наиболее сензитивным для нравственного воспитания, так как именно в этот период наблюдается усиление нравственного сознания в поведении; открытие  «Я», осознание собственной индивидуальности, уникальности и неповторимости; происходит активное становление мировоззрения, развития интегративных механизмов самосознания и формирования активной жизненной позиции; поиск смысла жизни; интерес к самовоспитанию; выбор жизненных ценностей; активное развитие самопознания, самоутверждения и самораскрытия.

Литература:

1.                 Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608с.

2.                 Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экспериментального курса. Ч.2 – Екатеринбург, 1992. – 85с.

3.                 Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова М.: Педагогика, 1991 – 480с.

4.                 Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987. – 268с.

5.                 Каган, М.С. Философия культуры. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996 – 416с.

6.                 Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255с.

7.                 Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1987. – 366с.

8.                 Леви, В. Нестандартный ребенок. – М.: Знание, 1983. – 156с.

9.                 Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1972. – 27с.

10.             Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Просвещение, 1972 – 533с.

11.             Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 111с.

12.             Мотков, О.И. Психология самопознания личности. – М., 1993. – 97с.

13.             Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 2-е изд., - М.: Изд-й центр «Академия» - 456с.

14.             Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 496с.

15.             Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448с.

16.             Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 656с.

17.             Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника. – М.: Учпедгиз, 1961. – 223с.

18.             Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.

19.             Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии – 1971 - №4.