Корнилова
А.Г.,
д.п.н., профессор кафедры
социальной педагогики
пединститута Якутского
государственного университета
Социализирующая роль семьи
Социализирующее воздействие семьи на детей во
многом зависит от ее материальных условий, состава, образовательного
ценза и профессиональной принадлежности родителей, детско-родительских
отношений и особенностей взаимовлияния, культуры общения, гражданской позиции родителей и
т.д. В региональном аспекте большую роль
играют национальные традиции семейного
воспитания.
Наш подход к проблеме семьи, ее социализирующей роли определяется
тем, что в республике Саха (Якутия) семья, ее быт и жизнь имеют свою
специфику, что она во многом сохраняет место одного из ведущих факторов
социального воспитания. Своеобразие семьи и семейных отношений в регионе
в основном исходит из их национально-этнического характера.
Другой наш принципиальный подход к разработке
проблемы опирается на положение о том, что семья, хотя и играет
существенную, основополагающую в формировании личности ребенка
роль, не может решить задачи глобального порядка, когда растущий
человек входит во все более сложные и разнообразные социальные
отношения.
Особенности семейного воспитания в республике обусловлены
рядом объективно сложившихся условий. Наиболее специфичными
из них являются природно-географические. Это - во-первых,
огромное жизненное пространство и
малонаселенность; во-вторых, суровость климата, создающего, как говорят,
"агрессивную среду".
Плотность населения так низка, что в самых
густонаселенных улусах среднее расстояние между населенными
пунктами составляет 15-
Своеобразие семейного воспитания в республике обусловлено
также и многопоколенностью семьи, и таким социальным
явлением, как привязанность к родной земле, месту, людям.
Многопоколенные семьи, где дети проживают совместно с родителями,
обусловлены традициями, согласно которым повзрослевшие дети обязаны
заботиться о своих родителях, а родители - о молодых, неопытных в
житейских делах детях, создающих семейный очаг. Эта традиция
имеет и хозяйственно-бытовую основу. Виды местной хозяйственной
деятельности в суровых условиях - животноводство,
рыболовство, охота, оленеводство постоянно требуют взаимопомощи, взаимозаменяемости, коллективного ведения хозяйства.
Многопоколенная семья, с одной стороны, сохраняет положительные
традиции воспитания, с другой - создает рациональные для
становления индивида естественные условия.
Наблюдение за семейными отношениями в местах
проживания сельского населения республики и аборигенных народов
Севера, результаты социологического опроса среди членов
многопоколенных семей показали сохранность основных традиций во взаимоотношениях
в семье, определяющих социальное формирование личности. Их ценность
определяется тем, что они создают возможность управляемости
этим процессом.
Одним из социальных факторов воспитания в
семье является любовь к родным местам, с которыми связано
особое чувство неразрывности, тесного взаимодействия. Разрыв
с малой родиной, как свидетельствуют многочисленные примеры,
отрицательно сказывается на социальном формировании детей.
Сложившаяся в веках хозяйственная деятельность, представляющая
собой образ жизни, позволила сохраниться народам Севера
в экстремальных условиях и создала тип жизнеспособной личности, готовой
противостоять агрессивной стихии. Многовековая адаптация к природе,
эстетическое и нравственное отношение к ней, традиционная деятельность, органически
включенная в природу, привязали человека к месту психологически. Вот
почему северяне остро страдают ностальгией, если
обстоятельства отрывают их от родной земли.
Известная философская мысль
"укорененность в бытии" уточняет положение о том, что
человек - социальное существо. Являясь таковым, человек не
противостоит природно-биологической форме своего
существования, являющейся его предпосылкой. В действительности, образ
жизни, традиции обусловливают не только мировосприятие людей,
но и их личностную целостность. Другими словами, родная
стихия делает качества и свойства человека адекватными ее условиям.
|
Особым воспитательным фактором в совместной жизнедеятельности
детей и взрослых является культ предков, родителей, старших. Следует
подчеркнуть, что почтительное отношение к старшим
- качество, особо ценимое у народов Севера. На это указывают труды В.Ф.
Афанасьева, где раскрываются этнические традиции воспитания народов Сибири и Дальнего Востока. Это же подчеркивают У.А.Винокурова, Х.И.Дуткин,
анализируя воспитание детей в семьях
малочисленных народов Севера. Культ старших объясняется тем, что в обществе наибольшим почетом пользуется тот, кто больше сделал для других, и
вознаграждается тот, чье участие в общественно полезном труде больше.
Культ родителей, предков у
народов Якутии начинается с почитания матери. Мать - самый близкий
родной человек, к кому обращены первый взор, первые слова ребенка.
Почитание предков, старших, родителей
прежде всего обеспечивает еще другое социальное явление - преемственность
поколений. Она начинается с того момента, когда ребенок
знакомится со своей родословной, что ведет к необходимости изучения и знания
истории своего народа, страны. Великие мыслители подчеркивали
важность знания истории для развития личности. Н.А. Бердяев
утверждал, что в развитии личности особую роль играет знание
человеком всего того, что его окружает, что сопутствует ему в
жизни: национальность, государственность, культура, история. На
основе данного утверждения он делает вывод: забвение истории -
забвение самой личности, отказ от истории - отказ от самого
себя.
В традициях социального воспитания народов Якутии
особо выделяется половозрастной подход. В народной педагогике
младшие и старшие, мальчики и девочки воспитываются в
соответствии с их возрастом и полом. Наряду с общими требованиями
к человеческим качествам имеются отдельные правила и нормы для
слабых и сильных, больных и здоровых, младших и старших, мальчиков и
девочек. Это можно иллюстрировать данными, полученными методом
включенного наблюдения. Так, девочки, маленькие дети, дети с
ослабленным здоровьем не привлекаются к труду, требующему больших
физических усилий. Их не берут на охоту, рыбный промысел, в
оленеводческие бригады, что связано с большими переходами,
переездами, физическим напряжением. Не поощряется, когда девушки
занимаются тяжелым физическим трудом или участвуют
(что бывает крайне редко) в мужских видах спортивных
соревнований, таких как борьба, национальные виды спорта и др. Зато люди всегда
одобряют, когда парень наряду с охотой или земледелием также шьет, готовит,
стирает и т.д.
Социально-педагогический анализ сохранившихся
этнических традиций семейного воспитания народов республики
показывает, что они прежде всего обеспечивают
управляемость формированием личности школьника. Она создается тем,
что в семье:
- сохранены народные традиции, определяющие
алгоритм
поведения человека;
- воспитание детей
осуществляется в органическом процессе
жизнедеятельности семьи;
- отношение к детям исключает
физическое наказание и
жестокость при уважении к личности ребенка, его собственному
мнению, праву на успех и ошибку, что сочетается с требовательностью
к исполнению ими своих обязанностей;
- обеспечивается присвоение
ребенком общественной культуры, норм поведения, морали в нерегламентированных
благо
приятных условиях в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- сохранены и являются
неписаными законами нормы и правила, вытекающие из таких
этнических традиций, как культ предков, почитание старших,
уважение личности детей, бережное отношение к окружающей природе, любовь к
родным местам и др.
Как видно, семейное воспитание представляет
собой тесное переплетение стихийного и организованного воздействия на формирование
и развитие растущего человека, что является своеобразной
основой социально-воспитательной деятельности.