Смысл повседневных
событий жизни, как правило, не осознаётся сразу, хотя многие из них
по своей значимости служат предвестниками глобальных изменений в
жизнедеятельности людей, вехами, указывающими стратегическое направление
развития человечества. Именно к таким явлениям можно с полным основанием
отнести процессы, связанные с эмансипацией женщин.
Принято считать, что эти
процессы начались в странах Европы, а затем и в США где-то с середины XVIII века, а затем по нарастающей
интенсивности протекают во многих странах и континентах. Так, например,
между 1905 и 1920гг. женщины получили право участвовать в выборных кампаниях в
Великобритании, Новой Зеландии, СССР, США. А до начала XX века не только все государственные
режимы Запада и Востока, равно, как Севера и Юга, включая «демократические»
формы государственного правления древней Греции и Рима существовали лишь как
проявления власти мужчин и для мужчин. Мнения, позиции и интересы женщин
никогда и нигде не учитывались и в расчёт не принимались.
На вопрос, почему
активизация женщин в различных сферах общественной, экономической и
государственной деятельности произошла сравнительно недавно, в литературе
существует великое множество объяснений. Начиная с предположения, что женщина
вынуждена брать на себя инициативу, поскольку обленилась мужская часть
населения, и, заканчивая тем, что в силу развития человеческого сообщества по
спирали, происходит неминуемый возврат к эпохе матриархата.
Возникает вопрос: можно ли назвать случайным то, что процесс борьбы женщин за
равноправие совпал с периодом промышленной революции? Совпал с переходом от
экстенсивного развития производительных сил к интенсивному? Никак нельзя.
Именно тогда женщины широко были задействованы на мануфактурных и прочих фабриках,
где решающим фактором интенсификации производства была не мускульная сила, а
сноровка и сметливость, чёткость и организованность, добросовестность и
непритязательность к условиям труда. Ибо не только дешевизна труда женщин стала
одним из важнейших факторов их привлечения к работе, но и посильность для них
возникшего в результате промышленной революции общественно полезного труда. Как
двести лет тому назад, так и сегодня этот труд связан, хотя и
в разной степени, с интеллектуальными затратами и усилиями.
То, что женщина наделена не менее, чем мужчина, интеллектуальными
способностями, никто из современников уже не сомневается. Всё большее число
женщин получают равное образование с мужчинами, и, соответственно,
рабочие места не ниже, а по некоторым специальностям и выше, чем мужчины. Так
нужно ли доказывать, что общество, в котором доминирует труд интеллектуальный,
а не физический, кардинально изменил роль женщины в жизнедеятельности социума
со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Определённая свобода в
реализации себя как личности — таков положительный результат эмансипации.
Становясь богаче как личность, женщина становится разборчивее в выборе любимого
человека. Современной женщине, образованной, духовно развитой, очень важно,
чтобы её союз с мужчиной удовлетворял не только её биологические, эмоциональные
потребности, но и потребности эстетические, моральные, интеллектуальные. Однако
чем сложнее потребности, тем труднее их реализовать. Чем индивидуальнее
человек, тем труднее ему найти близкого человека и труднее сохранить к нему
привязанность. Вот и растёт год от года число умных, интеллигентных, но
одиноких женщин, лишённых тех естественных радостей, которые заложены в
физической любви.
Прямым порождением
эмансипации является другой женский феномен. Современная женщина, осознав
ценность своего “Я”, дорожит своей свободой и независимостью. Она полагает, что
сила чувства может лишить её свободы, самостоятельности. Именно поэтому её
пугает сильная любовь и со стороны мужчины. Ревниво охраняя целостность своей
личности, свою индивидуальность, она ограничивается лишь удовлетворением
биологической потребности, тем самым лишая себя и своего партнёра всей той
многогранности, которая заложена в сексуальной близости, рождённой подлинной
любовью. Свобода без любви для неё дороже, чем любовь. Это противоречие
является одним из главных в любви нашего времени.
Среди
теневых сторон эмансипации - увеличение числа разводов, падение рождаемости,
формирование у женщины несвойственных ей черт: грубости, жестокости, силовых
приёмов в решении спорных вопросов. Отсюда делается вывод: “Чтобы вернуть
святость домашнему очагу, надо вернуть женщину на кухню”. Невольно возникает
вопрос: нет ли здесь попытки оправдать
крупные социальные просчёты ссылками на ошибочность самой идеи эмансипации?
Бесконечные дефициты и социальная несправедливость вряд ли могут сделать
женщину мягкой и доброй, терпеливой и ласковой, даже если её вернуть на кухню.
Не честолюбие и стремление освободиться от семейных уз заставляет женщину
надеть рабочую одежду, а элементарное желание принести в дом совсем не лишнюю
копейку. Эмансипация не виновата в том, что женщина, поднявшаяся из забоя, не
обладает изысканностью манер и тонким вкусом. К сожалению, ни собственные
мужья, ни государственные мужи не торопятся понять, что равноправие мужчины и
женщины не означает их равенства. Равноправие предполагает гарантированное
право выбора общественно полезной деятельности — от домашней хозяйки до
государственного деятеля. Пока до полного осуществления этого права очень
далеко. Эмансипация и призвана способствовать более успешной реализации
семейных и профессиональных ролей женщин.
Да, женщина должна быть
хранительницей домашнего очага, но хранить очаг — значит, не давать угаснуть в
наше жестокое время вечному огню милосердия, доброты, справедливости. Роль
женщины в том и состоит, чтобы одухотворить и оздоровить человечество. Осознав
своё великое предназначение, женщина должна быть готовой разделить с мужчиной
тяготы по управлению страной. Дающая жизнь, женщина имеет право участвовать в
создании лучших условий для этой жизни. Ее добрый ум и умное сердце подскажут
правильное решение.
Литература:
3. http://www.109.com.ua/info/sex/Sx25009.htm
4.
http://svobodna.org.ua/theory/15.html
5. http://www.spartacus.schoolnet.co.uk/
6. http://holiday.peterlife.ru/love/sexualtypes-21.html
7. http://www.spartacus.schoolnet.co.uk/women.htm