Аспирантка Васильева Т.Е.
Лесосибирский филиал Сибирского
государственного технологического университета. Россия.
Основные исторические
вехи становления
духовно - нравственных
ценностей в отечественной педагогике
C древних времен
проблема нравственного воспитания поднималась в отечественной педагогике. На
необходимость нравственного воспитания подрастающего поколения еще указывал
Иоанн Златоуст: «Самый страшный грех – не внушать детям ничего духовного и
другим делать это не позволять» [18].
В дореволюционный период
(
Первый этап (И.Златоуст,
М.Грек и др.) характеризуется преобладанием церкви и ее мировоззрения в
нравственном воспитании. Цель нравственного воспитания – добродетель или страх
Божий, что может быть достигнуто аскетизмом, суровостью, монашеством.
На этом этапе происходит
становление народной педагогики. Большая роль отводилась в нравственном
воспитании: укладу семейной жизни и общественного опыта; развитию личности
ребенка в трудовой деятельности; влиянию традиционных праздников на процесс
социализации ребенка; семейным обрядам. Игра и игрушка; устное народное
творчество, являлись основными средствами народной педагогики.
Второй этап – с XVIII в. до второй половины XIX в. характеризуется отделением церкви
от образования. Деятельность таких педагогов как (И.И. Бецкой, М.В. Ломоносов,
Н.И. Новиков, В.Н. Татищев и др.) говорит о том, что нравственные нормы,
которые усваивались в процессе воспитания, были заключены в следующих
положениях: не делай другим того, чего себе не желаешь; поступай с другими так,
как хочешь, чтобы с тобой поступали.
В рассматриваемый период,
Н.И. Новиков, внес большой вклад в развитие теории нравственного воспитания.
Целью нравственного воспитания является подготовка добродетельного человека,
который бы видел смысл жизни в служении своему Отечеству и своим согражданам. В
процессе нравственного воспитания необходимо «впечатлевать
глубоко натуральное неравенство человеков», прививать
детям любовь к людям, сострадание и уважение к бедным и обездоленным. По Н.И.
Новикову, истинное воспитание предполагает развитие нравственных понятий и
формирование положительных поступков. Отсюда следует, что воспитывать детей
нужно с помощью положительных примеров, развивать их сознание путем побуждения
к обдумыванию своих поступков, а также постоянно упражняя их в добродетельном
поведении.
Третий этап – со второй
половины XIX века – до 1917 года (К.Н. Вентцель, Ф.М.
Достоевский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) характеризуется
преобладанием общественного над государственным в нравственном воспитании
учащихся.
Н.И. Пирогов отмечал, что
основными средствами нравственного воспитания являются в первую очередь
отношения между воспитателем и воспитанниками. Они должны носить справедливый,
искренний и доброжелательный характер. Формировать у учащихся высокие
нравственные убеждения, позволяющие человеку быть откровенным, любить природу и
уметь стоять за нее горой, бескорыстно и добросовестно относиться к выполнению
своих гражданских обязанностей. Н.И. Пирогов выступал за развитие духовности –
сущности человека, его интеллектуальной и нравственной природы. [14].
В становлении теории
нравственного воспитания в отечественной педагогике выдающийся ученый К.Д.
Ушинский наиболее полно дает характеристику преобразующей роли нравственного
воспитания в развитии личности. В статье «О нравственном элементе воспитания»
он говорил так: «убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие
учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что…влияние
нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем
развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его
личных интересов» [20].
Высокие требования
общества к личности должны лежать в основе целей и содержания нравственного
воспитания. К.Д.Ушинский в содержании нравственного воспитания на первое место
выдвигал проблему формирования в человеке патриотического чувства. «Как нет
человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь
дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы
с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [20]. По
К.Д. Ушинскому, необходимо воспитывать уважение к другим народам и странам,
формировать гуманистические качества, такие как: честность, справедливость,
искренность и правдивость.
Разработанная К.Д.
Ушинским педагогическая система, основана на побуждении ребенка к деятельности,
к овладению знаниями, на уважении его достоинства, на раскрытии его лучших
сторон и индивидуальных свойств, которые в совокупности и являются источниками
и стимулами его нравственного развития.
Согласно педагогической
концепции К.Н. Вентцеля на рассматриваемую проблему,
нравственное воспитание является определяющим фактором в формировании человека,
воспитание физическое и умственное играет по отношению к нему чисто служебную
роль. Основными средствами нравственного воспитания являются: «развитие воли;
активность самой личности [3, 7].
Вопросы нравственного
воспитания в отечественной философии рассматривали философы – гуманисты Н.А.
Бердяев, Ф.М. Достоевский, Н.О. Лосский, Л.Н. Толстой
и др.
Л.Н. Толстой
подчеркивает, что нравственность человека заключается в его свободе. С принятия
личностного эталона, с самопознания, поиска смысла жизни, начинается
нравственное совершенствование. Этот процесс в жизни подростка начинается с
вопросов: «Каков я?», «Что во мне не так?», «Каким я должен быть?» переживания
по поводу своих поступков.
Нравственное воспитание,
в понимании Л.Н. Толстого, - это есть форма нравственного развития. Содержание
нравственного воспитания Л.Н. Толстой конкретизировал в статье «Беседы с детьми
по нравственным вопросам». Он предложил понятную для ребенка формулу обобщенного
нравственного опыта человечества такую: «Для того же, чтобы все люди были
счастливы, есть только одно средство: надо, чтобы каждый поступал с другими
так, как он хотел, чтобы поступали с ним»
В трудах Н.О. Лосского проблема нравственного воспитания определяется им
как структурирование ценностных ориентаций, которые содержат нравственные
категорические императивы, обретающие смысл при наличии свободы воли. Обращение Н.О. Лосского к актуализации эмоциональной сферы в процессе
нравственного воспитания, определению совести как главного «судьи» человеческих
поступков воплотились в теории и практике нравственного воспитания
старшеклассника В.А. Сухомлинского.
Исследования в педагогике
советского периода по нравственному воспитанию было положено П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С.
Макаренко, А.П. Пинкевича, М.М. Пистрака,
С.М. Ривеса, С.Т. Шацкого, С.Т. Шульмана.
П.П. Блонский
доказывал научную несостоятельность теории «моральной дефективности» [1,
59,82], которая определяла нравственные отклонения как специфически психическое
заболевание, не связанное с другими дефектами в физическом и психическом
развитии ребенка.
В области нравственного
воспитания идею М.М. Пистрака о постепенном
преобразовании «детских» интересов в общественные, можно считать «прорывом».
Условием достижения воспитательной эффективности, по его мнению, является
«многогранное переживание ребенком той или иной жизненной ситуации, важной
именно с его, детской точки зрения» [16].
В разработке
гуманистической концепции нравственного воспитания в отечественной педагогике
советского периода большую роль сыграла педагогическая деятельность С.Т. Шацкого, которая была ориентирована на личность ребенка с
ее чувствами, потребностями, интересами. «Лучшее средство в деле воспитания –
это дать проявиться в душе ребенка какому-либо хорошему чувству, - писал он, -
тогда, смотря по силе этого чувства, на душе останется более или менее глубокий
след, память о пережитом, которая направляет волю. Пусть узнают дети про себя,
как они могут быть честны, искренни, благодарны, просты, добры, деятельны…В
деятельной благородно-осмысленной жизни человек проявляет только лучшие стороны
самого себя, а не то, что дают ему другие. Воспитание человека должно быть
воспитанием его самодеятельности» [22].
В начале 20-х годов Н.К.
Крупская выдвинула тезис о триединой задаче коммунистического воспитания. Она
писала, что «общественное воспитание складывается из воспитания: 1)общественных
инстинктов; 2)общественного сознания; 3)общественных навыков» [9, 133]. О значении
эмоционального фактора в нравственном воспитании Н.К. Крупская писала:
«Коллективная жизнь детей должна быть заполнена радостной свободной
деятельностью, и тогда она воспитывает детей с развитым общественным
инстинктом» [10, 156].
По мнению известного
педагога А.П. Пинкевича [15], задачей педагога
является организация педагогического воздействия на процесс воспитания ребенка
таким образом, чтобы вся его деятельность была эмоционально-ценностной.
М.Н. Шульман, анализируя,
влияние на личность указывает, что если в процессе воспитания нарушаются
основные требования природосообразности («овзросление» форм и методов работы с детьми, отсутствие
учета детских интересов и потребностей), то может возникнуть «оборонительное
приспособление ребенка к требованиям педагога и среды» [25, 7] обозначенное
М.Н. Шульманом как «прозаически-деловой закон». Обращение «свободной стихии»
(природных потребностей и интересов ребенка) в «закон», принимаемый им
добровольно, - эта идея является квинтэссенцией теоретических и практических
поисков педагогов – новаторов.
Таким образом, в 1920-е
гг. сложился подход по решению нравственного воспитания, который указывает на
организацию эмоционально – значимой среды и направлен на актуализацию
эмоциональной сферы ребенка.
Педагогическим наследием
советского периода является опыт работы А.С. Макаренко в его «педагогически
хозяйственной коммуне. Большое значение придавал нравственному воспитанию А.С.
Макаренко, считая, что «широкая этическая норма становится действительной
только тогда, когда ее «сознательный» период переходит в период общего опыта,
традиции, привычки» [12, 435], он использовал ряд взаимосвязанных, эмоционально-
насыщенных педагогических стимулов – перспектива, доверие, слово
(художественное слово, слово-убеждение, слово-требование) актуализирующих
эмоциональную сферу воспитанника в процессе его нравственного воспитания.
В обосновании содержания
нравственного воспитания старшеклассников большое значение имели работы Н.К.
Гончарова «Основы педагогики» (1947г.) и учебное пособие под редакцией И.А. Каирова, где отмечались сложность и многосторонность
содержания коммунистической морали и нравственного воспитания, подчеркивалась
необходимость воспитания у молодежи советского патриотизма, беззаветной любви к
своей Родине, гордости за нее и за свой народ, критического отношения к
буржуазной идеологии; благородных идей дружбы, взаимопомощи между народами,
национального и расового равноправия, подлинного гуманизма, искренней любви и
уважения к человеку, коллективности, бодрости, оптимистического взгляда на
жизнь, активного подхода к действительности, настойчивого стремления к
достижению цели; социалистического отношения к труду и общественной
собственности, сознательной дисциплины, сильной воли и твердого характера,
честности и правдивости, способности трезво судить о собственных делах. В этих
работах указывается, что «необходимо учить молодежь критически относиться к
своим поступкам, и до конца отдавать себя тому делу, которое доверяется каждому
труженику советским обществом, партией, государством, народом» [4].
Следует отметить, что в
педагогической литературе тех лет наблюдается много разночтений в самой
терминологии, в определениях, касающихся методики нравственного воспитания
старшеклассников. В некоторых работах предпринимаются попытки дать
педагогическое обоснование и классификацию методов нравственного воспитания
(П.Н. Шимбирев) – [23, 16-40]. В их числе автор
называет и эмоционально- ценностные для ребенка феномены, как яркий, образный
рассказ, поощрение, игра.
Начало 1960-х г. – это
период «оттепели», для которого характерно усиления внимания педагогов к
проблемам нравственного воспитания старшеклассников.
В
Рассматривая проблемы
воспитания в соответствии с новыми тенденциями, ученые – педагоги видели «цель
нравственного воспитания в том, чтобы нормы морального кодекса строителя
коммунизма превратить в нравственные качества личности» [5, 3-18].
В этот период (1960-1970
х.г.) в исследованиях философов С.Ф. Анисимова, Л.П. Буевой,
Ю.А. Замошкина, А.Г. Здравомыслова,
М.С. Кагана, В.Н. Сагатовского, В.П. Тугаринова и других оформился категориальный аппарат,
который включает понятие «ценность», «ценностное отношение», «оценка»,
«ценностные ориентации».
Ценности в философии
определяются как «специфически социальные определения объектов окружающего
мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и
общества (благо, добро, зло, прекрасное, заключенные в явлениях общественной
жизни и природы)» [21, 512]. Ценности определяет В.П. Тугаринов
как «предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны,
приняты и др.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в
качестве средств удовлетворения потребностей и интересов» [19, 11].
C.Л. Рубинштейн в
своих трудах пишет, что «ценности производны от соотношения мира и человека,
выражая то, что в мире включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо
для человека» [17, 365].
В работе «Человеческая
природа и нравственность» А.Ф. Шишкин делает анализ различных этических
воззрений. Он делает вывод о том, что нравственные ценности «представляют
наиболее общие принципы, выражают мораль определенного общества, его
представления «о смысле жизни, нравственном идеале, о добре и зле, достоинстве
человека, о должном нравственном отношении между людьми» [24].
В теорию и методику
нравственного воспитания существенный вклад внесли исследования Т.Е. Конниковой [6; 7, 67-89; 8, 45-58]. Моральные понятия и
нормы, по ее мнению, должны усваиваться не только в процессе этического
просвещения, но, прежде всего на практике – в системе отношений и
эмоционально-насыщенной коллективной деятельности.
Главное условие нравственного
воспитания – осознание нравственных принципов и должна быть такая организация
жизни и деятельности школьников, которая бы вызвала у них переживания,
нравственно-ценные с точки зрения педагогического целеполагания;
которая формировала бы нравственно-положительный опыт личности.
С 1950-1970 гг. – это
годы становления и оформления системы нравственного воспитания старшеклассника
В.А. Сухомлинского. В его творческих поисках в разработке теории нравственного
воспитания является опора на интериоризацию нравственных
ценностей личности, ориентацию на самовоспитание нравственных качеств,
формирование нравственного сознания.
На рубеже 70-80 – годов в
педагогической науке появляется и утверждается понятие «идейно – нравственное
воспитание», которое синтезирует основные направления формирования идеологии и
моральных качеств личности.
В этот период проблема
нравственного воспитания нашла свое отражение в работах видных советских ученых:
Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко и др. Теория и практика нравственного
воспитания в это время «выступает
определенной стороной теории научного коммунизма, составной частью
общепедагогической теории воспитания, аспектом человековедения,
примененного к процессам познания и управления формированием и развитием
человеческой личности» [13, 8].
Проблема нравственного
воспитания на современном этапе развития актуализируется в связи с
коренными изменениями, происходящими в
нашей стране, создавшими противоречия между потребностью в позитивных социокультурных преобразованиях в обществе и неспособностью
социальных институтов эффективно влиять на нравственное становление
подрастающих граждан.
На протяжении десятилетий
профессионально-педагогическая подготовка учителя, воспитателя была
преимущественно ориентирована на формирование интеллектуальных способностей, а
не на воспитании духовно- нравственных ценностей бытия.
Ведущими
методологическими ориентирами для решения проблемы нравственного воспитания
могут стать культурологический подход, вскрывающий общее, особенное и единичное
в отечественной светской и православной педагогической культуре, необходимость
взаимосвязи светской и православной педагогической культуры в деле образования
как основополагающей задачи государственной важности (К.Д. Ушинский, Н.И.
Пирогов, В.В. Зеньковский, В.А. Беляева и др.); аксиологический
подход, рассматривающий человека как высшую ценность общества, а воспитание как
процесс интериоризации общечеловеческих нравственных
ценностей.
В книге «Стать человеком»
В.А. Караковский выделяет восемь ценностей общечеловеческого
характера, на которые должен ориентироваться в своей деятельности современный
педагог – Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Важным для организации
нравственного воспитания является предложенное А.Н. Леонтьевым положение о том,
что «качественные сдвиги в развитии ребенка связаны со сменой «ведущей
деятельности» - деятельности, в связи, с развитием которой происходят
главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические
процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его
развития» [11, 476].
Таким образом, представленный
выше анализ литературы свидетельствует об особой значимости нравственной сферы
личности как ее интегративного качества личности.
Нравственные качества
личности проявляются в сознании и активно реализуются в деятельности и
межличностных отношениях, в социальном поведении.
Нравственное формирование
и развитие личности происходит в единстве основных компонентов: социальной
среды, воспитания и самовоспитания. Функции нравственного воспитания направлены
на внесение в сознание ребенка знаний о моральных принципах и нормах общества,
на организацию жизни школьников и вовлечение их в разнообразную деятельность,
формирующую нравственные отношения, в которых выражаются моральные требования
общества.
Методологическим
ориентиром для решения проблемы нравственного воспитания можно считать аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую
ценность общества, а воспитание как процесс интериоризации
общечеловеческих нравственных ценностей.
Литература:
1. Блонский,
П.П. Избр. пед. соч. В 2 т.
– М.: Педагогика. 1979.
2. Болдырев, Н.И. Моральный кодекс строителя
коммунизма – основа нравственного воспитания подрастающего поколения //
Советская педагогика – 1965 - № 6 – С. 3-18.
3. Вентцель,
К.Н. Основные задачи нравственного воспитания. – М., 1896.
4. Гончаров, Н.К. Основы педагогики.
– М.: Учпедгиз, 1974 – 456 с.
5. Каиров,
И.А. Содержание и методы коммунистического воспитания в школе // Советская
педагогика. – 1960 - № 9 – С. 36-47.
6. Конникова,
Т.Е. Оганизация коллектива учащихся в школе. – М.: Учпедгиз, 1957 – 145 с.
7. Конникова,
Т.Е. Педагогические основы пионерской работы. // Вопросы воспитания и обучения.
– М.: Учпедгиз, 1960 – С. 67-89.
8. Конникова,
Т.Е. Творческая игра в воспитательной работе школы / Воспитание активности и
самостоятельности школьников. – М.: Педагогика, 1966 – С. 45-58.
9. Крупская, Н.К. Педагогические
сочинения. В 10-ти т. М., 1957-1963.
10. Крупская, Н.К. Пионердвижение как педагогическая проблема / Пед. соч. в 10т. – Т. 3. – М.: Изд. АПНРСФСР, 1979. – С.
156.
11. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития
психики. – М.: Просвещение, 1972–533с.
12. Макаренко, А.С. Сочинение в 8-ми
томах – М.: Изд. АПНРСФСР, 1983.
13. Марьенко,
И.С. Процесс нравственного воспитания в советской школе. – М., 1970.
14. Пирогов, Н.И. Вопросы жизни //
Морской сборник. 1856. Июльская книга. № 9.
15. Пинкевич,
А.П. Педагогика. Т.
16. Пистрак,
М.М. Насущные проблемы советской школы. – М.: Работник просвещения, 1924.
17. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей
психологии. – М.: Учпедгиз, 1946. –457.
18. Творение Святого Отца нашего
Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе, в –х кн. кн. 1 изд. 2-е – С – Петербург. Изд. С – Петербургской
Духовной академии, 1898. – 398 с.
19. Тугаринов,
В.П. Теория ценностей в марксизме – Л., 1968. – С. 11.
20. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений
/ Под. ред. А.М. Еголин, Е.Н. Медынский. – М – Л.,
1948. В 10 т.
21. Философский словарь / под ред.
И.Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.:
Политиздат, 1991. – С. 512.
22. К 100 – летию
со дня рождения С.Т. Шацкого: фрагменты из работ
педагога // Семья и школа. – 1976 - № 6 – С. 28-35.
23. Шимбирев,
П.Н. Методы воспитания коммунистической морали // Советская педагогика. – 1951
- № 10 – С. 16-40.
24. Шишкин, А.Ф. Человеческая природа
и нравственность. Историко-критический очерк. – М.: Мысль, 1979 – 268 с.
25. Шульман, М.Н., Ривес, С.М. От
школы – коммуны к детскому городку им. Октябрьской революции – Одесса, 1922. –
С. 7.