Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина,
к.п.н.,
доцент кафедры дошкольной коррекционной педагогики
Мартынова
Л.Н.
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ЗАКРЫТОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ, ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
Выполнено
при финансовой
поддержке РГНФ научного
проекта 10-06-73604 а/Ц
На современном этапе
реформирования различных сфер общественной жизни актуализируются
научно-практические основы сферы досуга, в том числе исследования о влиянии
музыкально-педагогической среды на формирование эмоциональной отзывчивости у
детей, воспитанников детских домов. Нам представляется, что подходы к
формированию эмоциональной отзывчивости у воспитанников должны быть рассмотрены
в контексте специфики воспитательно-образовательного процесса детского дома.
Исключительное значение
эмоций в развитии личности ребёнка дошкольного возраста подчёркивали многие
отечественные психологи (Л.А. Абрамян, З.М. Богуславская, Л.С. Выготский, А.В.
Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З.
Неверович, С.Л. Рубинштейн и др.). Они указывали на то, что эмоциональная сфера
дошкольника может рассматриваться как одна из базовых предпосылок его общего
психического развития, как ядро становления личности ребёнка дошкольного
возраста.
Анализ
психолого-педагогической литературы по данной проблеме даёт нам основание
утверждать, что влияние музыкально-педагогической среды на формирование
эмоциональной отзывчивости у воспитанников детских домов остаётся одной из
малоизученных проблем. Опираясь на исследования В.П. Анисимова, заметим, что
крайние характеристики эмоциональной отзывчивости отражают эмоциональные
состояния, легко узнаваемые в жизни и в музыкальном искусстве, а степень
выраженности эмоциональной отзывчивости зависит от накопленного эмоционального
опыта.
Эмоциональная
отзывчивость в педагогике и психологии рассматривается как особая музыкальная
способность, природа которой соотносится с природой музыкального искусства.
Эмоциональная отзывчивость предполагает единство переживания, познания и
проявления положительного эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству,
опосредованного музыкальным опытом ребёнка.
«Эмоциональная
отзывчивость» в широком понимании - это основа культуры личности, выражающаяся
у воспитанников детских домов в отзывчивости на окружающую действительность,
произведения музыкального искусства, способности разделять переживания других
людей, отражённых в музыке, и приобщаться к ним. Она оказывает воздействие на
становление таких качеств, как чуткость, гуманность, доброта и выступает
первопричиной активных действий. Такое базовое эмоциональное состояние
характеризуется как чувство эмоционального благополучия, которое проявляется не
только в преимущественно положительном фоне настроения, но и в стиле
переживания результатов действий, успехов и неудач, в развитии познавательной
мотивации, включении взрослого в совместную с ребёнком деятельность, отношении
к оценке взрослого, развитии самоконтроля, переживании «семейной» ситуации.
Эмоциональная отзывчивость в широком смысле обеспечивает ребёнку высокую
самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении
целей, эмоциональный комфорт в условиях жизни в детском доме.
В связи с тем, что
эмоциональная сфера воспитанников детских домов отличается от эмоциональной
сферы детей, воспитывающихся в семьях, мы понимаем эмоциональную отзывчивость
как основу культуры личности каждого воспитанника детского дома, мы считаем,
что она выражается в:
• отзывчивости не только на окружающую
действительность, но и на произведения музыкального искусства;
• способности проявлять свои эмоции,
эмоциональные состояния и разделять эмоциональные переживания других людей и
сверстников, отражённых в музыке и приобщаться к ним.
В связи с этим
возникает задача изучения и организации педагогических условий, направленных на
формирование эмоциональной отзывчивости
у воспитанников детских домов. Необходимо обратиться к изучению
особенностей педагогических условий
воспитания, развития и образования детей, воспитывающихся в детских домах.
Создание музыкально-педагогической среды связано с формированием эмоциональной
отзывчивости с учётом индивидуальных и наследственных особенностей каждого
воспитанника, организацией совместной деятельности взрослых и детей и др. Мы
создали особую музыкально-насыщенную микросреду, где происходило эмоциональное
единство всех его участников, где мы одновременно обращались и ко всем
воспитанникам детского дома и к взрослым, и к каждому ребёнку в отдельности.
Нами понималось, что только при создании особой музыкально-педагогической среды
(звучания качественных музыкальных произведений, написанных специально для
детей, достаточное наличие яркого дидактического материала и пособий и т.д.)
рождается чувство сопереживания, сопричастности, отзывчивости, что и определяет
специфику поведения воспитанников детского дома.
Цель проведённого
исследования состояла в формировании у воспитанников эмоций, эмоциональных
состояний и эмоциональной отзывчивости. Мы считали, что недопустимо
отказываться от многих проверенных практикой форм и методов. Нам
представлялось, что разумно их скорректировать в соответствии с условиями
детского дома, с теми особенностями, которые присущи детям, воспитывающимся в
детском доме. А учёт объективных и субъективных факторов психолого-педагогических
возможностей детей, проживающих в детских домах, знание специфики их жизни -
основы музыкально-педагогической среды.
Исследование
доказало, что только при добрых, уважительных отношениях друг к другу,
основанных на общих интересах, общих мероприятиях, развивается сотрудничество
между воспитателями и воспитанниками, между старшими и младшими детьми.
Обстановка сотрудничества и эмоционального подъёма даёт детям и взрослым
возможность совместного восхождения к красоте и гармонии, ценностного
постижения себя, других, музыкального и другого искусства. Важным моментом,
влияющим формирование эмоциональной отзывчивости, является присутствие в
детских домах гостей, которые тоже поздравляют детей, приносят подарки,
участвуют в проводимых играх и поддерживают детей во время соревновательных
игр, исполнения песен, танцев и т. д.
Мы пришли к выводу, что
сформированная эмоциональная отзывчивость помогает воспитанникам детских домов
побороть застенчивость, робость, преодолевать скованность в движениях, что было
нами зафиксировано. Организация музыкально-педагогической среды, а также
совместные коллективные выступления взрослых и детей, сюрпризные моменты,
костюмы, различные атрибуты, которые и были продуманы заранее – всё это влияло
на формирование у воспитанников эмоциональной отзывчивости. Совместная
деятельность взрослых и воспитанников содействовала раскрепощению поведения
детей, рождала общие эмоции, переживания, делала общение мотивированным,
создавала радостное, весёлое, жизнеутверждающее настроение, что так важно для
воспитанников детских домов.
Таким образом, создание
музыкально-педагогической среды в детском доме сплотило детей в дружный
коллектив, вызвало чувство индивидуальной и коллективной ответственности,
способствовало рождению традиций, сохранению и укреплению у воспитанников
жизнеутверждающего эмоционального подъёма, настроения и, главное, эмоциональной отзывчивости. В рамках
проведённого исследования мы пришли к выводу, что создание
музыкально-педагогической среды как особого педагогического пространства
детских домов влияет на формирование эмоциональной отзывчивости у воспитанников
детского дома.