Сытник А., ДонНУЭТ
Научный
руководитель: к.е.н. доц. Семенов А.А.
Этическая составляющая международных отношений Украины
Этические нормы - система общих ценностей и
правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников. Деловая
этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми
должна руководствоваться деятельность организации и их членов в сфере
управления и предпринимательства.Она охватывает явления различных порядков;
этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом;
моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный
климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета.
Международная мораль - система норм, оценок, предписаний, образцов поведения, которые выполняют функции морального регулирования в системе международных отношений, в формировании ценностей культуры мира, в становлении демократического и ненасильственного мироустройства[1].
Актуальность
данной темы лежит в том, что в связи с процессами интернационализации и
глобализации культурные различия между отдельными государствами, а,
следовательно, и этические проблемы
деловой жизни, заслуживают пристального внимания в современном мире.
Можно выделить следующие уровни в системе
деловой этики:
1.
Этические
принципы (императивы), доминирующие во внешней для корпорации среде, смена
которых зависит от динамики культурных архетипов в обществе;
2. Нормативные акты, регламентирующие поведение
сотрудников корпорации
3. Коллективы сотрудников корпорации, чья
деятельность определяется моральным климатом организации
4.
Индивидуальные
мотивы сотрудников корпорации, побуждающие их к моральной деятельности, которая
утверждает идеалы добра и подчинена чувству долга.
При построении системы кадрового менеджмента
следует учитывать, что этические принципы и общепризнанные моральные нормы, как
правило, фиксируются в официальных документах корпорации - миссия корпорации,
корпоративный этический кодекс. Уровень морального развития как отдельно взятой
личности, так и организации в целом определяется ориентацией на гуманистические
универсальные принципы справедливости:
равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства.
В экономической философии взгляд на этику
несколько отличается от классического. Анализируя проблему соотношения морали и
политики, известный учёный М. Вебер обращает особое внимание на необходимость
постоянно помнить о напряжении между целью и средствами с этической точки
зрения, подчеркивая, что ни одна этика в мире не обходит тот факт, что
достижение хороших целей во множестве случаев связано с необходимостью
смириться и с использованием нравственно сомнительных или по меньшей мере
опасных средств, и с возможностью или даже вероятностью скверных побочных
следствий; и ни одна этика в мире не может сказать: когда и в каком объеме
этически положительная цель освящает этически опасные средства и побочные
следствия[2].
Драма международных отношений состоит в том,
что и сегодня не существует никакой общепринятой замены макиавеллевскому
пониманию морального долга государственного деятеля. Более того:
макиавеллевская мораль обладает вполне определенной притягательной силой. Она
отнюдь не представляет собой некий закон джунглей и не является полной
противоположностью христианской или демократической морали. Скорее, речь идет о
том, называется этикой, не претендующей
на чрезмерное совершенство, нравственностью, руководствующейся принципом мы
против них, которая требует от человека не следовать абсолютным этическим
правилам, а выбирать наилучшее из того, что позволяют обстоятельства, то есть
выбирать то, что допускает возможность как можно меньше жертвовать ценностями.
Таким образом, признавая, хотя бы на словах, существование моральных норм и необходимость следовать им во взаимодействии на мировой арене, разные участники международных отношений понимают эти нормы по-разному. Вот почему главным для понимания международной морали является вопрос не о том, каким нормам следуют международные акторы de facto, а о том, существуют ли некие моральные ценности, которыми они руководствуются в своем поведении или которые влияют на это поведение?[3]
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что проблема моральных ценностей и норм в международных отношениях является одной из наиболее сложных и противоречивых. Однако при всей относительности роли моральных ценностей в регулировании взаимодействия акторов на мировой арене, в социализации международных отношений, в преодолении присущей им некоторой аномии их роль, несомненно, возрастает. Это подтверждается и все более настойчивым поиском ученых и политиков моральных методов и средств преодоления конфликтов, обеспечения эффективных путей сотрудничества, урегулирования проблем международных отношений.
Литература
1)
Образовательный
ресурсный центр «Этика» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ethicscenter.ru/, свободный.
2) История дипломатии. Том третий. М., 1945; Pacteau В., Mougel F.-C. Histoire des relations internationales. Paris, 1990, p.
75-78.
3) Вебер М. Политика как призвание и профессия
// М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990, с. 696.