Педагогические науки/2.Проблемы подготовки специалистов

 

К.п.н. Кучер В.А.

Северо Кавказский военный институт ВВ МВД России

 

Принцип народности в работах К.Д. Ушинского

 

Педагогическая идея принципа культуросообразности обучения и воспитания впервые появилась в трудах Дж. Локка, выступившего против представлений о «врождённых» идеях и считавшего, что душа ребёнка – это tabula rasa («чистая доска»), поэтому знание происходит из человеческого опыта, различия в котором, в свою очередь, определяются воспитанием и условиями жизни [3]. С таким подходом фактически солидарен К.А. Гельвеций, считавший, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания [1]. И.Г. Песталоцци обогатил идею культуросообразности конкретными педагогическими формами ее реализации, впервые разработав и внедрив на практике концепцию народной школы, которая призвана не просто обучать детей тем или иным наукам, но готовить их к реальной жизни в конкретной социокультурной среде [4].

А. Дистервег, выражая характерную для своего времени (XIX в.) тенденцию формирования национальных государств и национальных культур, представил принцип культуросообразности воспитания в наиболее явном и непосредственном виде, по сравнению с работами предшественников, указав, что в воспитании следует обязательно учитывать условия места и времени, в которых ребенок родился и живёт, то есть, с одной стороны, всю современную культуру, рассматриваемую в широком смысле, а с другой – культуру той конкретной страны, которая является для ребенка Родиной [2].

Таким образом, к середине XIX века принцип культуросообразности обучения и воспитания получил уже значительное развитие в трудах ряда ведущих зарубежных ученых. Однако только в работах К.Д. Ушинского данный принцип был выведен на следующий, более глубокий уровень своего развития, особенно в отношении второй из отмеченных А. Дистервегом разновидностей культур, обусловливающих развитие и воспитание ребенка – культуры собственной страны, собственного народа. Как указывалось выше, такое развитие и, одновременно, интеграция принципов культуросообразности и природосообразности обучения и воспитания были выполнены К.Д. Ушинским в форме выдвинутого и глубоко обоснованного им принципа народности воспитания.

Можно, по-видимому, сказать, что принцип народности, сформулированный К.Д. Ушинским, подвел в данном аспекте определенный теоретический итог длительного периода развития педагогической мысли, выходящего в «глубину веков» далеко за рамки упомянутых выше работ классиков научной педагогики XVI века (Я.А. Коменский, Дж. Локк и др.). Дело в том, что особенности различных стран и народов в отношении материальной и духовной культуры, верований, традиций, обычаев, нравов, семейных и общественных отношений, оценки роли и места человека в мире, подходов к обучению и воспитанию детей изучались, пусть зачастую еще в донаучной форме, еще с древнейших времен. Описания подобных особенностей встречаются, в частности, в трудах Аристотеля, Геродота, Гиппократа, Конфуция, Ксенофонта, Платона, Плиния, Страбона, Тацита и многих других философов и мыслителей, на что указывают, в свою очередь, О.В. Аракелян, А.О. Бороноев, Ю.В. Бромлей Г. Н. Волков А.А. Деркач, Ю.Н. Емельянов, В.Г. Крысько, В.С. Кукушин, Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, Ю.П. Платонов, Э.А. Саракуев, Т. Г. Стефаненко, Л.Д. Столяренко и др.

Таким образом, предпосылки принципа народности развивались в течение длительного времени, в том числе в теоретико-педагогическом плане – в форме рассмотренных выше принципов природосообразности и культуросообразности. Обобщая идеи К.Д. Ушинского, можно сказать, что принцип народности воспитания состоит в том, что воспитание должно, в значительной степени и в первую очередь, опираться на глубокие народные традиции, культурно-исторический опыт того народа, к которому принадлежит ребенок. Отметим также, что к моменту создания К.Д. Ушинским принципа народности отдельные идеи народности воспитания неоднократно, в той или иной форме, уже выдвигались многими отечественными авторами. Поэтому, на наш взгляд, отнюдь не случайно К.Д. Ушинский, например, выдвигает некоторые важные положения принципа народности, анализируя литературно-педагогические статьи великого русского хирурга, педагога и просветителя Николая Ивановича Пирогова (1810-1881). В частности, К.Д. Ушинский отмечает: «Если бы мы взяли на себя труд извлечь ту основную идею, на которой покоится народное воспитание в той или иной стране Западной Европы, то пришли бы, может быть, к неожиданным для нас заключениям: мы убедились бы, что воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву, и не удивлялись бы тогда, отчего, при переносе этих идей к нам, мы переносим только их мертвую форму, их безжизненный труп, а не их живое и оживляющее содержание» [6, с.3].

В своей знаменитой работе «О народности в общественном воспитании» К.Д. Ушинский глубоко обосновал принцип народности, обращаясь к «фактам общественной жизни разных народов» и «показаниям национальной литературы», а также, что в контексте нашего исследования особенно важно, выявил соотношение в воспитании национального и межнационального, общечеловеческого: «Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов. … Но то, что прилагается к науке, не может быть приложено к воспитанию. Воспитание … развивает в человеке свой собственный идеал. Воспитание берет человека всего, со всеми его народными и единичными особенностями, – его тело, душу и ум, – и, прежде всего, обращается к характеру человека; а характер и есть именно та почва, на которой коренится народность. Почва эта, разнообразная до бесконечности, прежде всего, однако, распадается на большие группы, называемые народностями. Можно ли и должно ли разрабатывать эти различные почвы одними и теми же орудиями, сеять и производить на них одни и те же растения – или для каждой почвы педагогика должна открыть особые орудия и особые, этой почве свойственные растения?» [5, с.70-71]. Отвечая на поставленный вопрос, К.Д. Ушинский пишет: «Сделавшись одним из элементов государственной и народной жизни, общественное воспитание пошло у каждого народа своим особенным путем, и в настоящее время каждый европейский народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания. Несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого их них своя особая национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели» [5, с.75].

Всесторонне развивая принцип народности, К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал фундаментальный характер национальной основы каждого человека, например: «Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и сообщает каждой из них свой особенный оттенок. Наружность в этом случае может служить лучшим доказательством, что и в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих. … Она выдерживает напор столетий и не истощается миллионами отдельных личностей» [5, с.156]. При этом К.Д. Ушинский подчеркивает связь каждого отдельного представителя определенного народа с общей исторической миссией, культурой, исторической судьбой данного народа: «Что такое вся история народа, если не процесс сознания той идеи, которая скрывается в его народности, и выражение ее в исторических деяниях? Но это сознание совершается в единичных человеческих самосознаниях и, создаваясь из атомов, делается непреодолимой исторической силой. … Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще; оно вносит свет сознания в тайники народного характера и оказывает сильное благодетельное влияние на развитие общества …» [5, с.162]. Историческая судьба каждого народа формирует у него свой собственный, особый идеал человека, к которому стремится народное воспитание: «В основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях». … Данный идеал «отражает в себе характер самого народа и развивается вместе с его развитием» [5, с.122-123].

Таким образом, К.Д. Ушинский фактически рассматривает принцип народности в неразрывной связи с принципами духовности и нравственности воспитания, особо выделяя их историческую обусловленность: «Народный идеал человека, к какому бы веку он ни принадлежал, всегда хорош относительно этого века. Немногие в обществе бывают выше его (это редкие исключения), большинство ниже его; но в глубине души каждого шевелятся его черты. Сознавая всю недоступность этого идеала для себя лично, человек, тем не менее, берет его за образец, когда начинает судить о других людях (на этом основана возможность общественного мнения); он желает также осуществления этого идеала в существах близких его сердцу, и в этом чувстве коренится свойство тех требований, которые делаются обществом воспитанию» [5, с.124].

 

 Литература:

 

1. Вульфов,Б.З. Семь парадоксов воспитания / Б.З.Вульфов. – М.: Новая школа, 1994. – 77 с.

2. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей //Дистервег А.Избранные педагогические сочинения.М.: Учпедгиз,1956. С. 136-203.

3. ЛоккДжонИзбранные философские произведения: в 2т. -М.: Соцэкгиз,1960. - 734 с.

4. Песталоцци,И.Г. Избранные педагогические произведения: В 2-х т. / И.Г.Песталоцци; АПН СССР; пер. с нем. – М.: Педагогика, 1981. – Т.1. – 336 с

5. Ушинский,К.Д. Собрание сочинений. В 11 т. / К.Д.Ушинский; Гл. ред. А.М.Еголин. – М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950, Т. 2.

6. Ушинский,К.Д. Собрание сочинений. В 11 т. / К.Д.Ушинский; Гл. ред. А.М.Еголин. – М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950, Т. 3.