Философия/философия культуры
Н.Д. Фирер
Сибирский федеральный университет, Россия
Культурный потенциал
Енисейской провинции
Культурный потенциал провинциального города может быть схематично
представлен в виде двух основных составляющих или двух блоков. Первый блок
составит определенная материальная база, которая позволяла создавать и
воспроизводить индивидуальную для каждого провинциального города, региона или
центра провинции культурную среду и культурные, в том числе и духовные
ценности. Вторая составная культурного потенциала представлена в виде групп,
объединений людей, больших или меньших по своей численности, которые строили и
совершенствовали материальную базу культуры, были носителями городской культуры
и созидающей силой в деле формирования историко-культурного потенциала городов
русской провинции.
Культурный потенциал городов Енисейской провинции во
многом обусловлен их экономическим развитием. Енисейск – город-памятник славен
культурно-историческими традициями. Много
замечательных страниц было в истории этого города. В 1662 году проводит в
Енисейске суровую зиму протопоп Аввакум, «крича и обличая безбожну лесть». С XVII века Сибирь становится местом
ссылки раскольников. В 1923-1926 годы отбывал ссылку в Красноярском крае
(Красноярск, Енисейск, Туруханск, Заполярье) уникальный человек ХХ века епископ
Лука Ташкентский (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), профессор
медицины, хирург с мировым именем. В 1929 году в Енисейске находился сосланный
в Туруханский край Митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов) –
расстрелян в 1937 году. Сибиряки бережно хранят историю духовной культуры своей
родины. Ярким примером служит история Монастырского озера, расположенного в
тридцати километрах от Енисейска, неподалеку от села Ялань. Здесь в 1919 году
были расстреляны большевиками и утоплены в озере монахи небольшого скита. Ныне
на берегу озера сооружен в память об убиенных крест. Здесь, на святом кусочке
енисейской земли, совершаются молебны, панихиды, таинство крещения. Енисейцы из
поколения в поколение передают предания о своей истории, о неповторимой духовной
культуре своих предков. Эти предания не простая информация о прошлом, это один из
тех стержней, на которых крепится самосознание каждого народа.
Лесосибирск
не только принял эстафету культурной памяти, но углубляет и расширяет эту
память. Несмотря на огромную разницу в возрасте, два провинциальных города
объединяет и роднит духовная культура: историческая – Енисейска и современная –
Лесосибирска, они взаимодополняют друг друга в духовной культуре прошлого и
настоящего, которая сложилась на общей территории – Енисейской земле.
Город
Лесосибирск основан в феврале 1975 года в результате преобразования трех
рабочих поселков в город, благодаря развитию лесодеревообрабатывающей
промышленности в Енисейском районе Красноярского края.
Лесосибирск
стал культурно-просветительским центром Енисейской провинции. Его культурный
потенциал составляет сеть образовательных и культурных учреждений:
педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета,
технологический институт – филиал Красноярского технологического университета,
медицинское училище, гимназия, православная гимназия, кадетский корпус, колледж
«Знание», технологический колледж при Новоенисейском лесохимическом комбинате,
два лицея, восемь общеобразовательных средних школ; драматический театр
«Поиск», который продолжает традиции енисейского народного театра, музей леса,
поддерживающий тесные связи со старейшим Енисейским краеведческим музеем, музей
современного христианского искусства, музыкальные и художественные школы,
выставочный зал, спортивные комплексы, молодежный центр.
Лесосибирск
– кладезь народных талантов. Здесь живут и работают удивительные люди – поэты,
художники, народные умельцы. Далеко за пределами Красноярского края известно
творчество народного объединения художников «Енисей». Городское поэтическое
общество «Зарница» собрало талантливейших граждан города.
С
февраля 1999 года творческое объединение поэтов Лесосибирска живет своей
неповторимой, интересной жизнью. «Зарница» собрала различных по возрасту и
социальному статусу поэтов. Каждый всем сердцем воспринимает окружающий мир,
природу, человеческие отношения, жизнь общества где - то жестко, где - то очень
лирично, но самое главное – не
равнодушно. «Зарнице» двенадцать лет и это большой этап в жизни людей,
способных в наше время сохранить желание видеть, слышать, удивляться, творить.
Поэты имеют свою мелодию, свой ритм, свое
звучание, индивидуальность. Не случайно первый сборник стихов поэтов
Лесосибирска назвали «Мелодии сердец». В творениях лесосибирцев и стремление к
неизведанному, и жизненные сомнения, страхи и боль за будущее Родины, за детей
и их дальнейшую судьбу.
Одним
из организаторов и вдохновителей поэтического общества сибирского города была Владислава
Вячеславовна Лендель, академик творческой педагогики, публицист, поэтесса и
художник. Имея польские корни, она
глубоко укоренена в сибирской культуре, пантеист, которая видит дыхание
чудесного во всем, что окружает человека. Даже в трагедийных по содержанию
произведениях чувствуется надежда на лучшее.
Меня заставили забыть
Где я жила, кем я была.
Меня заставили забыть
Какой рекою я плыла.
Пусть жизнь моя то стремена,
То тишина, то междометья.
И все ж я вспомню письмена,
Идущие через столетья.
При
всей общности целей и задач, которые ставят перед собой поэты общественного
литературного объединения, каждый из них идет своим путем, раскрывает нам
неведомые тропинки своего неповторимого видения жизненного пространства и
стремления к свету, к торжеству
«человеческого» в человеке, к радости.
К
100-летию со дня рождения В.И. Сурикова самодеятельные художники Енисейска К.С.
Голых и А.И. Дарвин организовали скромную выставку работ. Эта выставка в 1948
году и послужила началом уникального движения художников Енисейска и Лесосибирска
«Енисей», которому сегодня 63 года.
Картины
художников раскрывают целый мир природы сибирской и людей, живущих на этой
замечательной енисейской земле. И хотя работы различны по манере написания –
объединяет их одно – любовь к малой родине – земле Енисейской.
В условиях кризиса человеческого бытия,
усугубляющегося процессами автоматизации, урбанизации, ростом преступности,
духовным оскудением внутреннего мира индивида, усилением эгоизма и
потребительской направленности взаимоотношений людей, возрастает роль
христианской церкви как некоего вектора в духовных исканиях современного
человека. Именно она призвана помочь человеку в поиске смысла жизни.
Церковь
всегда занимала положение неформального лидера в обществе. Ее деятельность
касалась всех сфер жизни. Она выражает взгляды и настроения большого числа
людей, выводит сознание человека из неуверенности, смятения. Широкой
подвижнической работой создает духовное, здоровое морально-нравственное
состояние общества. Роль церкви в обществе - воспринимать, сохранять,
распространять и создавать духовные ценности.
Второй в
мире музей современного христианского искусства открылся в молодом городе Лесосибирске, который возник 36 лет
назад на берегу Енисея (первый такой
музей действует в Ватикане – Н.Д.).
Идея проведения выставок современного христианского искусства
возникла у протоиерея Андрея Юревича, настоятеля Крестовоздвиженского собора
города Лесосибирска в 1999 году, когда мир готовился к 2000-летию Рождества
Христова. Первая выставка называлась «Сибирские художники – 2000-летию
Рождества Христова». В художественной среде краевого центра инициатива Крестовоздвиженского
храма вызвала широкий отклик, показавший, что в творческой лаборатории
художника наших дней проблемы истины и красоты, религиозности и нравственности,
истории и современности живут в неразрывном единстве, переживаются,
претворяются и осмысливаются в духовно наполненных художественных образах.
Библейские и евангельские сюжеты, символы, персонажи – вечные темы в
искусстве, но ее трансформация во внутреннем мире современного художника
сложна, драматична, порой противоречива. Мы видим стремление уйти от внешней
иллюстративности, наполнить тему многозначным звучанием, раскрыть ее
современным пластическим языком.
Вторая Всероссийская выставка
христианского искусства «Вера без дел мертва» состоялась в 2002 году. Она представляла
творчество около восьмидесяти живописцев, скульпторов, графиков, мастеров
декоративно-прикладного искусства из столичных городов, крупных сибирских
центров и далекой сибирской провинции. Религиозные мотивы можно увидеть в
современном искусстве во всех его видах, во всех направлениях. В традиционных
реалистических пейзажах наиболее наглядный ход – изображение в городском либо природном
окружении христианского храма.
К Храму
у русского человека совершенно особое отношение, после стольких лет запустения
и разрушения старые и новые церквушки и церкви, соборы и монастыри воспринимаются
как символы христианской Руси, как островки надежды, как прибежища страдающей и
мятущейся души современного человека.
Третья
Всероссийская выставка «Во свете Твоем узрим свет» состоялась в 2004 году.
Одновременно с проведением выставок создавался Музей современного христианского
искусства. Сегодня в коллекции Музея современного христианского искусства 42
живописных, 134 графических, 5 скульптурных
и 15 декоративно-прикладных произведений. Здесь представлены работы
художников из Москвы, Санкт-Петербурга,
Красноярска, Омска, Новосибирска, Челябинска, Ярославля, Минусинска,
Лесосибирска, Благовещенска.
Музей
стал не только собранием художественных ценностей, объединенных одной идеей, но
и своеобразным миссионерским центром. Во время экскурсий проходит живая
проповедь, когда в разговоре о художественных образах можно достучаться до
человека, до его сердца. Деятельность сибирского музея современного
христианского искусства соединяет антропологический и аксиологический принципы
– движение от человека к миру ценностей и движение от мира ценностей к
человеку. Доброту, человечность, честность и бескорыстие, духовность и
милосердие привносит он в сознание людей, верующих и неверующих.