Кусаинова Гульнара Саменовна.
Православие в конфессиональной палитре современного Казахстана:
принципы взаимодействия с государством и межконфессиональные
отношения с исламом.
Почти все крупные
религиозные организации имеют
свои социальные доктрины.
Исходя из тезиса о том, что одним из важных элементов государственной конфессиональной
политики является достижение межрелигиозного и межконфссионального
мира, целесообразно охарактеризовать позиции основных традиционных и нетрадиционных конфессий относительно принципов взаимодействия с
государством и иными конфессиями, которые
изложены в Социальных концепциях и других
документах
данных конфессий. В данной статье мы несколько
подробно остановимся на
позициях Русской Православной Церкви (РПЦ).
В «Социальной
Концепции Русского Православия» в разделе «Церковь и
нация» авторы концепции говорят об основных национальных ценностях: «Патриотизм
православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите
отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной
жизни, в том
числе путем участия
в делах государственного управления. Христианин призван
сохранять и развивать национальную
культуру, народное самосознание». «Православной
этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более не согласны с Православием учения, которые
ставят нацию на место
Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания». Это положение говорит о
том, что РПЦ призывает к согласию в межэтнических отношениях и стоит на позиции
неприятия националистических настроений. «Православная Церковь осуществляет миссию
примирения между вовлеченными во вражду
нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или
несправедливости, проявляемой одной
из сторон» [1].
«Священное
Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения
зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования
государства». Этим Церковь определяет свое отношение к светской власти, ставя
себя на место духовного советника государства. Как организация божественная,
Церковь оставляет за собой приоритет в трактовке понятий добра и зла, а также,
используя свой авторитет, имеет, по ее мнению, право определять смысл
существования государства в целом. При всем этом отмечается важность принципа
отделения государства от церкви и невмешательство их в дела друг друга.
Церковь признает светскость государства, а государство, по мнению РПЦ, должно сотрудничать с церковью только лишь в ограниченных сферах. Церковь не имеет право брать на себя функции, принадлежащие государству, но может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако окончательное решение об использовании властных полномочий остается за государством. При этом в документе четко говорится, что государство «не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям». Эта позиция всегда декларируется РПЦ. «Цель Церкви - спасение людей, цель государства - их земное благополучие. Церковь предписывает повиноваться государственной власти, но отмечает, что она против абсолютизации власти, так как государство, как земной институт имеет свои границы. Если же власти расширяют их до полной автономии от Бога, следствием чего является установление всеобъемлющего контроля за жизнью граждан, обожествление властителей и иные злоупотребления, то такое государство теряет свое богоустановленное предназначение» [1]. Таким образом, церковь лояльно относится к государственной власти, но выше ставит дело спасения людей в любых условиях. Если власть принуждает отказаться от веры, то Церковь отказывается поддерживать такую власть. Интересно и положение о том, на что опирается церковь и государство в достижении своих целей: «Государство опирается в основном на материальную силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства пасомыми и для приобретения новых чад» [1]. Таким образом, РПЦ четко разделяет две роли: государство должно распоряжаться материальными средствами, а церковь руководить сознанием людей. Церковь не будет прекращать проповедование истины, какие бы иные учения ни предписывались или ни распространялись государственными инстанциями. В этом плане церковь заявляет о себе как свободной от государства.
М.Л.Мчедлов выделяет основные характеристики Социальной
концепции русского православия: 1) PПЦ, опираясь на исконные нравственные
ценности значительной части православного народа, стремится дать
ответы на злободневные социальные вопросы, предоставить духовную
уравновешенность народу и способствовать прогрессу в разных
сферах общественной жизни; 2) концепция
ратует за диалог всех людей независимо от их мировоззренческих
позиций; 3) патриотическая
и социальная направленность документа подчеркивается тем, что он подготовлен с
точки зрения защиты общенациональных интересов, отечественных нравственных
устоев, выступает против бездумного копирования иноземных «образцов»,
за межэтническую и межконфессиональную толерантность,
за поддержку семьи, здоровья и т.д.; 4) одним
из направлений деятельности РПЦ является миротворчество [2; 74].
Ислам и православие на казахской
земле имеют давнюю многовековую историю сосуществования. История проникновения православия на казахскую землю относится ко
временам появления военных поселений на территории страны, вскоре после
присоединения Казахстана к Российской империи. В 1871 году была образована Туркестанская
Епархия. Ныне существующие Алматинская, Шымкентская и Ташкентская Епархии берут
свое начало от Туркестанской Епархии. Сегодня Православие в Казахстане является
второй по численности верующих крупной конфессией. На 2003 год Русская православная
церковь (РПЦ) имела на территории республики 230 приходов [3; 160]. Главным образом
православие в Казахстане представлено приходами Русской Православной Церкви (РПЦ)
и Общинами Старообрядцев.
Межконфессиональное согласие
между двумя крупными религиями Казахстана – православием и исламом – явилось
залогом стабильности и толерантности всей разнообразной религиозной жизни
Республики Казахстан.
Ведущие течение ислама в
Казахстане – суннизм ханафитского мазхаба и православие, - пишет исследователь М. Асанбаев, - известны своей умеренной консервативностью. Как
в плане религиозных канонов, так и в свете современной общественно-политической
ситуации, православие и ислам в учении ханафитской школы права характеризуются
толерантным отношением к институтам власти и способностью находить компромисс с
государством. Ислам ханафитского направления характеризуется терпимостью к
инакомыслящим, использованием обычного местного права, применением в правовых
вопросах свободного индивидуального суждения по аналогии (кияс). В отношении определения места и роли религии в политической системе, а
именно в вопросе о соотношении светской модели правления к религиозной, данные
конфессии не вступали в противоборство с законной властью. Таким образом,
вопрос о светскости государства никогда не оспаривался представителями этих
конфессий и никогда не становился поводом для конфликта между духовенством и
существующей властью. Последователи этих конфессий положительно воспринимают
существующую модель светского
государства. В отличие от различных фундаменталистских исламских, христианских,
а также некоторых новых религиозных течений, эти две крупные конфессии, как
правило, не представляют из себя какую либо угрозу, ни в отношениях друг с
другом, ни в отношении к другим религиям, ни в отношениях общества и
государства. «Этно-историческая, культурно-ментальная общность тюрко-славянских
народов в обширной лесостепной зоне Евразии, с тесными и довольно активными
межкультурными контактами на протяжении достаточно длительного по историческим
меркам времени, несомненно, способствовали и
продолжают быть залогом мирного сосуществования этих религий в прошлом и
в настоящем» [4].
Важная роль в поддержании межконфессионального согласия и
стабильности казахстанского общества
принадлежит государству.
Мусульманский
и православный религиозные праздники Курбан айт и Рождество Христово объявлены
в Казахстане выходными днями.
В 2002 году вскоре после теракта 11 сентября Казахстан выдвинул
инициативу о созыве Съезда лидеров
мировых и традиционных религий. Первый форум состоялся в 2003 году. Съезды
религий также «стали органичной и
действенной частью глобального диалога между религиями современного мира». Такие масштабные мероприятия играют «значимую
роль, способствуя росту взаимопонимания между
духовными лидерами, религиями и народами» [5].
К началу открытия Второго Съезда в 2006
году в столице республики был построен Дворец мира и согласия, ставшим
символическим духовным центром страны. Здесь регулярно проходят различные
конференции и форумы. По инициативе
президента республики был создан и начал свою работу во Дворце мира и согласия Международный центр
культур и религий, призванный стать «интеллектуальной лабораторией мира,
согласия и справедливости» под эгидой которого необходимо «расширить диалог представителей разных
культур и религий». Одна из важных задач Центра – координация совместной
деятельности представителей светских и
религиозных СМИ и молодежных объединений, научной и творческой интеллигенции [5].
В июле 2009 года в Астане прошел
очередной 3 Съезд лидеров мировых и традиционных религий.
Согласно
Конституции 1995 года, Республика
Казахстан является светским государством. Среди центральноазиатских государств
Казахстан – единственная республика, не дающая исламу, самой крупной конфессии
в республике, специального официального
статуса.
Можно выделить основные положения, которые способствуют успешному межконфессиональному диалогу ислама и православия в Казахстане:
- как в православии, так и в исламе нет
деления народов на лучшие и худшие, отсутствует утверждение об
исключительности кого-либо только по происхождению или по половой принадлежности;
- обе конфессии
отказались от претензий на статус государственной религии, признают
светский характер государства и выступают с
ярко выраженных патриотических позиций;
- необходимо подчеркнуть наднациональный характер этих конфессий, исключающий какое-либо превосходство одной нации над другой. Эти конфессии утверждают, что народы имеют полное право на свою национальную и культурную самобытность;
- по вопросам миротворчества в масштабе
страны и мира, предотвращения межконфессиональпых и межнациональных
конфликтов между мусульманскими
и православными народами, совместной благотворительной
помощи обе конфессии могут вести эффективный диалог и сотрудничать;
- казахстанский ислам и казахстанское православие
могут совместно осуществлять деятельность по
сохранению культурного наследия мусульманских и православных народов, включая взаимопомощь в восстановлении и охране религиозных памятников истории и культуры,
в строительстве культовых сооружений обеих конфессий;
- обе конфессии негативно относятся к распространению псевдорелигиозных течений и сект деструктивного характера и ратуют за противодействие и нейтрализацию негативных последствий их деятельности.
Стабильность и толерантность всей религиозной сферы жизни казахстанского общества обусловлена, по мнению Я.Ф.Трофимова, успешным межконфессиональным диалогом и сложившимися каналами социального взаимодействия. «Многоконфессиональность Казахстана имеет ряд специфических причин. Среди них можно выделить следующие: 1) уважительное отношение казахского народа к обычаям и верованиям других народов республики; 2) отсутствие религиозного фанатизма у большинства мусульман республики; 3) специфика исторического формирования населения Казахстана, особенно в последние сто лет, обусловившая его многонациональную структуру; 4) стремление наций и народностей республики сохранить свою национальную самобытность, придерживаясь традиционной для них религиозной обрядности» [6].
Таким
образом, сложившийся в республике определенный религиозный баланс интересов
различных конфессий обусловлен целым рядом факторов исторического, культурного
и социально-политического характера. Все эти факты обусловили
определенный религиозный баланс интересов и религиозное равновесие во всей
разнообразной конфессиональной палитре современного Казахстана.
Список использованной литературы.
1.
Основы социальной концепции русского православия. 2000/ http://www.mospat.ru/index.php?mid=183 http://www.evfrosinia.ru/lib/lib/rpc/osk_rpc/gosud.html
2.
О социальной концепции русского православия/Под общей
редакцией М.П.Мчедлова; ИЦ «Религия в современном обществе», М.: Республика,
2002. – 399с.
3.
Онучко
М.Ю. Поликонфессиональные отношения в Республике Казахстан в контексте
глобализации. – Астана, 2007. – 216стр.
4.
М.Асанбаев. Современная
религиозная ситуация в Казахстане: факторы риска и потенциал религиозной
конфликтности. Часть 1. http://www.sarap.kz/rus/view.php?id=151
5.
Выступление
Президента РК Н.А.Назарбаева на III Съезде Лидеров мировых и традиционных
религий. 01.07.2009г http://www.religions-congress.org/content/view/124/35/lang,russian/
6.
Трофимов
Я.Ф. Современная религиозная ситуация в
Республике Казахстан// Central Asia-Caucasus Analyst.
Summary.
The article studies some of the provisions
of the Social Doctrine of the Russian Orthodox Church and its principles of
interaction with the state. Also the article studies interconfessional
relations of Orthodox Church with other religions in the Republic of
Kazakhstan, namely with Islam.
Резюме.
В
данной статье рассматриваются некоторые положения Социальной Доктрины Русской
Православной Церкви, а также принципы взаимодействия церкви с государством.
Кроме того, в ней рассмотрены межконфессиональные отношения православия с одной
из главных религий в республике Казахстан – с исламом.