Экология / 5.Проблемы
экологического воспитания молодежи
Ставропольцева С.А.
Гомельский государственный экологический центр детей и
молодежи, Беларусь
Театральная работа
как средство воспитания экологической ответственности подростков
Воспитание человека с новым типом мышления, способного к экологически
ответственной деятельности является приоритетной задачей современного
экологического образования. Поведение человека по отношению к биосфере
определяется уровнем развития нравственно-волевых качеств личности, важнейшим
из которых является экологическая ответственность. Экологическая
ответственность предполагает, что человек воспринимает природу как субъект
взаимодействия и автономно существующую ценность, осознает себя и природу как
единую саморазвивающуюся систему. Высокий уровень развития экологической
ответственности как нравственного качества личности регулирует поведение
человека в ситуации выбора в направлении экологически целесообразных поступков,
которые соответствуют интересам биосферы и общества.
Успешность экологического воспитания молодежи определяется целостным развитием
компонентов экологической ответственности: потребностно-мотивационного,
аксиологического, когнитивно-смыслового, эмоционального, операционного и
волевого. Традиционное экологическое воспитание подростков направлено на
развитие когнитивного компонента экологической ответственности и
предполагает приобретение знаний о природе, ее объектах и явлениях,
закономерностях взаимодействия живых организмов друг с другом и окружающей средой,
взаимных связях человека и биосферы. Однако, уроки экологии и многие
внеклассные мероприятия экологической направленности сосредоточены на развитии рациональной
сферы личности, в то время как чувственная сфера подростка в процессе этих
занятий практически не задействована.
Между тем, именно эмоции и чувства лежат в основе отношения человека к окружающей его природной среде и определяют
поведение подростка. Существующий разрыв между рациональным и чувственным в
воспитании экологически ответственного приводит к неадекватному восприятию подростком природы
как объекта взаимодействия, лишенного самоценности. Неразвитость эмоционального компонента влечет за собой индиферрентное
восприятие как самой природы, так и ее объектов, а, следовательно, подросток склонен
совершать экологически безнравственные поступки, он не способен сорадоваться
или сопереживать природе, с равнодушием относится ко всему живому.
Результативное воспитание
экологической ответственности возможно на условиях единства рациональной и эмоциональной
сфер личности, с учетом естественности проявления чувств и эмоциональной
свободы. Перспективной формой организации эколого-нравственного воспитания подростков
в рамках внеурочной работы является театральная
деятельность. Экологический
театр как особая форма художественно-эстетической деятельности предполагает
использование педагогом приемов и методов, направленных на развитие
эмоциональной сферы и образного мышления подростков. Программа «Экологический театр»
предназначена для учащихся подросткового возраста и проводится на основе интереса и самодеятельности воспитанников. Театральная
работа дает возможность учащимся не только получить знания по экологии, но и
активизирует участие подростков в пропаганде
экологических знаний и идей охраны природы средствами театра, что
особенно ценно для развития операционного компонента экологической
ответственности. Организация театральной деятельности создает условия для
развития у подростков как рационального,
так и образного мышления, что необходимо
для эффективного экологического воспитания.
Совместная театральная
деятельность педагога и учащихся подросткового возраста обладает большим воспитательным потенциалом,
поскольку:
· способствует активизации, закреплению
и дальнейшему развитию системы экологических знаний учащихся;
· создает условия для формирования
жизненных ценностей и ориентиров, нравственно-экологических взглядов и
убеждений подростков;
· позволяет применять приобретенные теоретические
знания по экологии на практике путем их использования в театральных
постановках, инсценировках, спектаклях;
· обогащает положительный социальный
опыт отношения подростков к природе;
· создает благоприятные педагогические
условия для раскрытия и развития креативных способностей личности;
· обеспечивает предпосылки для развития
коммуникативных умений и расширения круга общения воспитанников;
· предполагает общественно полезную
направленность театральной деятельности,
в которую включены учащиеся;
· стимулирует стремление подростков к
самостоятельной деятельности и самовоспитанию.
Содержание занятий в экологическом
театре условно можно разделить на три раздела:
экологические знания и принципы экологического поведения, основы театрально-художественной
деятельности, подготовка и проведения спектакля. Организационными формами при проведении занятий экологического
театра являются экологические тренинги, ролевые игры, инсценировки, лекции, тематические беседы, направленные
дискуссии, экологические викторины экскурсии в природу, организация спектаклей.
Вспомогательными средствами при проведении занятий выступают литературное
творчество (сочинение рассказов, сказок, стихотворений), диагностические тесты
и элементы изобразительного творчества (рисунок, коллаж, панорама).
Важным условием эффективности работы
экологического театра является восприятие, осмысление и личное принятие
педагогом цели и задач осуществляемой образовательно-воспитательной работы. Руководителю
экологического театра важно самостоятельно контролировать соответствие своих
действий тем воспитательным задачам, которые он перед собой ставит.
Главной целью театрально-художественной
деятельности является воспитание экологической ответственности подростков через
участие в театральных постановках. Среди основных воспитательных задач
театральной деятельности учащихся подросткового вохзраста обозначим следующие:
Обучающие:
- способствовать пониманию того, что планета Земля –
самоценна, а человек является уникальной частью природы;
- показать учащимся взаимосвязь и взаимозависимость
объектов и явлений живой природы;
- помочь воспитуемым личностную значимость современных
экологических проблем на планете Земля;
- развивать познавательный интерес к театральному
искусству.
Развивающие:
- развивать способности учащихся проявлять свое отношение к природе через
движение, невербально выражать
эмоциональные состояния и чувства с помощью пластических движений,
жестов и мимики;
- способствовать развитию активности и самостоятельности учащихся;
- организовать благоприятные условия для развития навыков совместной деятельности,
коллективного творчества и умения работать в команде.
Воспитательные:
- воспитывать
отзывчивость и бережное отношение к природе;
- создать условия для воспитания заинтересованности и
желания участвовать в природоохранной деятельности и распространении
экологической информации.
Основными условиями эффективности экологического воспитания подростков
средствами театральной деятельности являются:
· вариативность содержания и
организационных форм театрально-художественной деятельности;
· квалифицированная подготовка педагогов
к организации театральной деятельности;
· восприятие руководителем кружка экологической
информации на личностно-значимом уровне;
· осуществление взаимодействия
подростков со старшими школьниками, студентами, педагогами на основе
сотрудничество;
· взаимосвязь между учреждениями,
осуществляемыми экологическое воспитание подростков.
Экологический театр является
эффективной групповой формой воспитания экологической ответственности,
поскольку содержание и основные формы проведения занятий соответствуют
возрастным особенностям подростков: потребности
в самоутверждении; в интересной
деятельности, имеющей личностный смысл; в самостоятельном творчестве. Участие ребят в спектаклях не только
раскрывает их творческий потенциал, но и приносит подросткам первый опыт
совершаемого доброго дела, и, что не менее важно, дает понимание того, что именно благодаря их
стараниям у кого-то изменилось отношение к природе: стало более чутким,
бережным, ответственным. Формирование
экологического сознания возможно на условиях единства рациональной и
эмоциональной сфер личности, с учетом эмоциональной свободы, естественности
проявления чувств и деятельности.
Занятия экологического театра содержат формы и методы работы, которые
способствуют формированию как образного, так и логического мышления,
обуславливают развитие не только
рациональной, но в большей степени эмоциональной сферы личности подростка.