Секция «История»
Подсекция № 2 «Общая история»
Ус Николай Васильевич,- заведующий
кафедрой социально-гуманитарных наук Днепродзержинского Института экономики и
менеджмента им. С. Наливайко Межрегиональной Академии управления персоналом,
кандидат исторических наук
Сущность и последствия
«исламизации» в мусульманских странах (на примере Судана первой половины 80-х
гг. XX в.)
Ещё
на заре XX в.,
в 1914 году академик В.В.Бартольд писал, что ислам используется "часто в
виде доктрины не столько религиозной, сколько политической, большей частью
только как средство для достижения определённых политических целей" [1, с.
402]. Эта мысль, высказанная в начале прошлого века, актуальна и сейчас,
отвечает реалиям современного мусульманского мира, когда во многих исламских
странах происходят неоднозначные процессы и мы являемся тому свидетелями.
Историография
по рассматриваемой проблеме не очень широкая, среди русскоязычных авторов,
которые, так или иначе, затрагивали данную проблематику, можно назвать Жданова
Н.В., Игнатенко А.А., Малышеву Д.Б., и некоторых других. На европейских языках:
Дж. Лагу, Б. Малвал, А. Сильвестер и другие.
Данная
статья является попыткой выявить и частично, проанализировать одну из
политических тенденций бытия ислама - этого многогранного и очень непростого
феномена. Среди многих сложных внутриполитических явлений в мусульманских
странах особое место занимает т.н. "исламизация" общества,
проводимая время от
времени, тем или
иным правителем: внешне
она выражается во введении вместо светского законодательства свода
Законов шариата, по которому специальные исламские трибуналы приговаривают к
публичной порке (за употребление спиртного), отсечению конечностей (за кражу),
забрасыванию камнями (за супружескую неверность) и т.д.
Однако,
для понимания политической сущности "исламизации", конечно,
недостаточно ориентироваться только на подобные её проявления и, скажем, видеть
итог введения Законов шариата в Судане только в том, что за период их
официального действия 58 ворам были отрублены руки. Анализ глубинных
социально-политических процессов, происходивших под прикрытием
"исламизации" в некоторых странах (Судан при Джафаре Нимейри, Египет
при Анваре Садате, Уганда при Иди Амине, Пакистан при Зия уль-Хаке и др.)
показывает, что при определённой национальной специфике у них много общего, и
прежде всего, наличие общей цели - стремление укрепить деспотические режимы в
своих странах.
Рассмотрим
основные вехи и последствия процесса "исламизации" в Судане при
президенте Джафаре Мухаммеде аль-Нимейри. На протяжении всего своего
существования режим Нимейри характеризовался постоянно возрастающей
неустойчивостью. Достаточно сказать, что за годы его правления (1969 - 1985
гг.) пятнадцать раз предпринимались попытки его свержения и шестнадцатая, в
апреле 1985 г. увенчалась успехом. Диктатор опирался только на мощный
репрессивный аппарат, финансовые инъекции США и консервативных режимов Ближнего
Востока. Для последнего периода правления Нимейри характерно усиление
использования им «исламизации» в политических целях. Несмотря на протесты
многих авторитетных религиозных деятелей и юристов, проводимый раннее курс на
"исламизацию" завершился принятием исламского законодательства - 9
сентября 1983 г. в стране были введены Законы шариата. В социальном плане,
прежде всего, был введён запрет на производство и употребление спиртных
напитков. 23 сентября только в Хармуте было уничтожено спиртных напитков на
суму 10 млн. суд.ф., было закрыто более 100 баров и магазинов, торговавших
этими напитками. Этот день был объявлен национальным праздником и объявлен
конкурс на лучший проект памятников на местах уничтожения спиртных напитков.
Поскольку
прежний уголовный кодекс был отменён, многие осуждённые ранее за разного рода
преступления были освобождены. Было выпущено из тюрем 13 тыс. заключённых с
предоставлением каждому 100 суд. ф. для начала новой "праведной
жизни". Только за месяц после введения нового законодательства было
нанесено 19 тыс. ударов плетью гражданам, обвинённых в употреблении спиртного,
дамским парикмахерам (которые делали женщинам прически), лицам, выражавшим
недовольство новыми порядками. По данным на октябрь 1984 г. у 40 человек была
отсечена правая рука и у 16 - левая нога, тысячи избиты плетью, в том числе
один католический священник и женщины [12, 04, 10. 1984]. Кроме тяжелых
моральных последствий эти меры имели жестокий характер и с медицинской точки
зрения. Поскольку врачи отказывались заниматься экзекуциями, отсечение
конечностей производилось тюремщиками, специально обученными и Саудовской
Аравии, в результате от потери и заражения крови имелось много летальных
исходов. В августе 1984 г. подкомиссия ООН осудила такие меры наказания, как
несовместимые со статьей 5 Всеобщей декларации прав человека [10, 25.08.1984].
С введением новых законов процесс судопроизводства очень упростился, в
частности, был упразднён институт адвокатов, обвиняемый сам должен был доказать
свою невиновность. Упростился и процесс развода. Мужчине достаточно было
произнести три раза фразу "анти талакка" ("ты разведена") и
развод состоялся. Предполагалось, что действие Законов шариата не будет
распространяться на ту часть населения, которая исповедует другие религии,
однако в действительности, оно было распространено на все регионы страны,
включая южные.
В
июле 1984 г. Нимейри внёс в Народной ассамблее (парламенте) предложение об
изменении Конституции якобы с целью закрепления "исламизации", а на
самом деле для изменения социально-экономической и политической системы страны.
Один из пунктов предложенных Нимейри, заключался в провозглашении его
"имамом мусульман и повелителем правоверных", а Судан -
"исламской республикой". Это окончательно закрепило бы режим личной
власти Нимейри. Ведь имам, согласно шариату, является пожизненным предводителем
нации и при исполнении им исламских установлений не может быть смещён. Нимейри
заявил, что "с провозглашением законов ислама правление становится
правлением Аллаха, а непослушание правителю будет непослушанию Аллаху" [8.
№22, 1984].
Осуществление
"исламизации" вызвало неоднозначную реакцию как внутри страны, так и
за рубежом. Прежде всего оно вызвало удовлетворение Саудовской Аравии, которая
предоставила 127 млн. суд. ф. в качестве компенсации за потери от запрета
производства, импорта и продажи спиртных напитков. Кроме увеличения притока
нефтедолларов, Нимейри надеялся также отвлечь широкие слои населения от острого
социально-политического и экономического кризиса в стране, добиться поддержки
мусульман Севера.
Однако
действия властей вызвало протесты среди представителей различных
социально-политических кругов, в том числе и среди близко стоявших к исламской
верхушке. Появились высказывания, что такими мерами не решить стоявших перед
страной проблем - нужно устранить социальные причины, которые порождают
преступность, прежде всего, улучшить материальное положение работающих. С
подобным протестом выступил Садык аль-Махди, лидер партии аль-Умма, один из
руководителей оппозиции, который заявил, что методы введения шариата
"несвоевременные и автократические", "человеку, который украл,
чтобы накормить умирающую с голода семью, нельзя отрубать руку" [6, №7,
1984]. За подобные высказывания Садык аль-Махди был заключён в тюрьму. В конце
1984 г. были произведены аресты среди членов Исламской республиканской партии,
был арестован и казнён лидер партии Махмуд Мухаммед Таха. Против проводимого
курса выступило руководство Всеобщего союза женщин Судана, в частности, против
деятельности "милиции по поддержанию добрых нравов". Она представляла
собой вооруженные отряды добровольцев, контролировавшихся "Братьями -
мусульманами", которые развязали в стране кампанию террора против
противников "исламизации", проводя незаконные обыски и занимаясь
слежкой с целью выявления фактов аморального, с их точки зрения, поведения.
Такие действия по внедрению "исламской морали" вызывали обстановку
подозрительности, недоверия, доносов.
Недовольство
выражали и представители зарубежных государств, особенно после заявления
советника президента по вопросам законодательства Хасана ат-Тураби о том, что
действие Законов шариата распостраняется и на проживавших в Судане иностранцев.
Все льготы и привилегии для иностранных подданных упразднялись и они
приравнивались к гражданам Судана по соблюдению исламских догм. Как результат,
были подвергнуты телесным наказаниям ряд иностранцев за употребление и продажу
спиртных напитков.
"Исламизация"
охватывала и вооружённые силы. На армию правящая верхушка возлагала особые
надежды в борьбе с нараставшей волной народного недовольства. По замыслу
руководства режима "исламизация" должна была сделать армию покорным
орудием в его руках, свести к минимуму любые проявления неповиновения. Вся
политико-воспитательная работа в войсках должна была вестись в строжайшем
соответствии с положениями Корана и шариата. Нимейри потребовал, чтобы любой
приказ командира рассматривался как воля Аллаха, а любое неповиновение - как
непослушание Аллаху. Солдатам внушали, что они воины Аллаха и если они
погибнут, им будет уготована жизнь в раю как мученикам за правое дело Аллаха. В
этой связи напрашиваются примеры из отдалённого и недалёкого прошлого. С
подобными утверждениями выступали махдисты в
"Исламизация"
вызвала естественное недовольство немусульманской части населения страны, общей
сложностью около 6 млн. человек, из которых 1,2 млн. - католики, 300 тыс. -
протестанты, 4,5 млн. - представители других религий. Всех их охватило
беспокойство перед лицом угрозы со стороны крайне экстремистских мусульманских
элементов. В подписанном католическим архиепископом Габриелем Зубейра Вако и
семью другими христианскими священнослужителями обращении к Нимейри говорилось,
что для христиан чужда концепция шариата "глаз за глаз",
подчеркивалось также, что христиане не будут признавать шариат в качестве
критерия норм поведения, оскорбляющих человеческое достоинство.
Однако
Нимейри и его окружение продолжали делать новые шаги по пути углубления
"исламизации" всей страны. В июне 1984 г. диктатор распустил
правительство и создал вместо него Республиканский совет. Все законы
выносившиеся на утверждение парламентом должны были быть предварительно
обсуждены Советом. Введение этого органа целиком, формировавшимся самим
президентом, обосновывалось необходимостью претворения в жизнь исламского
принципа "шура" - "совета". Совет стал совещательным
органом при президенте - диктаторе. Нимейри также потребовал, чтобы руководство
партии Суданский социалистический союз (ССС) и парламент принесли ему присягу,
клятву верности ("байя"), которая дается только
религиозно-политическому руководителю, и провозгласили его
"имамом".
"Исламизация"
затронула и банковское дело. Ислам запрещает взимать проценты по займам или
лихвы - "рибе", поскольку такие операции считаются разновидностью
ростовщичества. В этой связи Центральный банк Судана 10 декабря 1984 г. издал
циркуляр, по которому запрещалось взимание процентов со сделок. Это ударило,
прежде всего, по иностранным банкам и, в значительной степени, ослабило их
деятельность, что, в целом, негативно отразилось на экономике страны.
Закон
о запрещении производства и продажи спиртных напитков привёл к сокращению
налоговых поступлений с предприятий, а их закрытие привело к резкому росту
безработицы. В целом, "исламизация" привела к нарушению основных
экономических процессов: была отменена ограниченная ответственность, стал
невозможен юридический контроль за выплатой процентов по займам, подоходный
налог был заменён исламской податью "закят" [9,25.06. 1984].
"Исламизация"
внесла осложнения и в отношения с зарубежными странами. Например, против
официального курса Судана выразили протест Италия и Ватикан. Отрицательно
отнеслись не только западные страны, но также арабские и другие мусульманские
страны, например, Ливия, Алжир, Тунис, Мавритания, НДРЙ, Марокко и другие.
Особенно
отрицательно сказалась "исламизация" на, и без того сложном,
положении на юге Судана, большинство населения которого исповедует христианство
или традиционные анимистские африканские верования и культы. Отличаются южане
от остальной части населения и в языковом отношении, они используют английский
язык. Сложившаяся ситуация на Юге подтверждает мысль о том, что
"исламизация" становится одним из факторов, обостряющих
межрегиональные противоречия в странах, где существуют наряду с
исламскими, сравнительно большие,
неисламские религиозные группы. Вследствие этого возникает опасность
оживления сепаратистских движений и даже раскола общества в той или иной стране
по религиозно -общинному признаку.
В конечном итоге, "исламизация" способствовала перерастанию
антиправительственных волнений в гражданскую войну на Юге Судана. Возродилось
вооруженное сепаратистское движение, которое стало именоваться "Анья-Нья
2" ("Змеиный яд - 2"). Фронт освобождения южного Судана (ФОЮС)
возглавил Джон Гаранг, который, по некоторым данным, на лето 1984 г. имел около
6 тыс. хорошо обученных войск [3, 23. 06. 1984]. Возобновил борьбу против
режима на Юге и вернувшийся в Судан в период "национального
примирения" Аббас Филипп Габуш. "Впервые после завоевания
независимости - отмечал в августе 1984 г. Джозеф Лагу, ветеран борьбы за
автономию Юга, вошедший после мирного соглашения 1972 г. в руководство Судана,
-- нашей стране угрожает гражданская война по -ливански, особенно вследствие
неприятия шариата Южным Суданом" [5, 23. 08. 1984]. Военные действия на
Юге нанесли огромный экономический ущерб; они заставили западные страны
свернуть свою деятельность в этом регионе. Так, прекратила работу по добыче
нефти американская компания "Шеврон", добивавшая 500 баррелей в год,
что в условиях острой нехватки нефтепродуктов стало значительным ударом по
экономике страны. То же самое можно сказать о французской "Компани де
конструксьон интернасьональ". Война привела к прекращению реализации
американских проектов на суму 59 млн. долларов [2, 20. 06. 1984]. ФРГ приняла
решение отозвать своих специалистов и экспертов с Юга, заморозив тем самым
строительство объектов стоимостью 50 млн. долларов [4, 09. 07. 1984]; в
финансовой сфере стал невозможен юридический контроль за выплатой процентов по
займам, поскольку подоходный налог был заменён исламской податью
"Закят" [9, 25. 06. 1984].
О
негативных последствиях "исламизации" предупреждали различные
суданские политические деятели. Так по мнению Дунстана М.Ваи "...народам
придерживающимся иных культурных ценностей в рамках одного государства, как это
имеет место в Судане, должно быть разрешено осуществлять свои религиозные,
духовные и философские верования беспрепятственно" [13, с. 173]. Известный
суданский политический деятель Бона Малвал писал: "Настаивать на
исламизации всей республики означало бы забыть очень недалёкую историю и подвергнуть
опасности единство страны" [ 7, с. 254 ].
Таким образом, на примере Судана, можно сделать общий вывод, что
"исламизация" в своих крайних формах не приносит проводящим её
режимам никакой пользы кроме возможности в течение некоторого ограниченного
времени подавлять оппозицию, обвиняя её во "враждебной исламу"
деятельности, другими словами, некоторое время ещё находится у власти. Не к
укреплению национального единства, а к обострению межрелигиозной, межобщинной
розни, сочетаемой с экономическими противоречиями приводит опора на ислам, как
на фактор якобы "интегрирующий" ту или иную нацию. Негативные
последствия "исламизации" явно перевешивают пользу, которую она
приносит навязывающим её режимам.
Литература