Нурмухаметов Д.С.

Исторический анализ духовно-нравственного воспитания в аксиологическом аспекте рассмотрения

        

         Обращение к историческому наследию педагогической мысли и её ретроспективный анализ показывает, что проблема духовно-нравственного воспитания личности в её ценностном аспекте в той или иной мере всегда находилась в центре философско-психолого-педагогическо-антропологических исследований.

Следует отметить, что уже с древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писанных моральных норм. Великие философы древности стреми­лись представить себе и теоретически обосновать облик идеального человека как средоточия фундаментальных ценностей.

Уже в Древней Греции впервые были выделены духовные ценности, включающие в себя ценности добра, милосердия, красоты, определения смысла человеческой жизни, самосовершенствования и самопознания, а также сложилось понятие "калокагатия" как идеал физического и нравственного совершенства, развитое в учениях о воспитании Сократом, Платоном, Аристотелем и др. великими греками. В частности, по мнению Платона, образование должно служить слиянию человека с «истинным бытием», под которым философ понимал идеальный духовный мир, вмещающий в себя идеи чистые и совершенные и являющие собой прообразы реальных вещей обыденного мира. С тех времён почти все мыслители - отнюдь не только педагоги обращались к проблемам воспита­ния фундаментальных добродетелей.

Сократ считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть истина и заблуждение, прекрасное и безобразное, добро и зло. Эпикур, придавая большое значение ценностям познания, считал, что познание освободит человека от невежества, страха, суеверия. Платон, утверждавший приоритетность духовного начала в человеке, возлагал большие надежды на искоренение в нем «низменностей». Большую ценность представляет мысль античных философов о необходимости целенаправленного обучения и воспитания человека нравственным нормам.

В Древней Греции – Афинах и Спарте продемонстрировали два различных подхода к воспитанию подрастающего поколения: диалог равных как средство воспитания молодых умов и жесточайшая дисциплина и полное подчинение личности интересам государства. Считается, что с тех пор эти две модели воспитания продолжают вести непримиримую борьбу с переменным успехом. А известный американский педагог и философ Джон Дьюи предложил образ маятника, символизирующий многовековые колебания педагогики между идеями свободного развития и жесткого управления воспитательным процессом.

Достаточно внимания духовным ценностям уделено в философской мысли Средневековья. Западноевропейские философы познание сущности и высшего предназначения человеческой души считали более ценным, чем познание внешнего мира. Зрелая схоластика сделала акцент на формирование ценностей самопознания и нравственного самосовершенствования. Главной духовной ценностью была названа религиозная ценность познания Бога и жизнедеятельности в соответствии с его заповедями.

Гуманисты Возрождения, утверждая культ человека, ратовали за полноценное его духовное и физическое существование. Пико Делла Мирандола в «Речи о достоинстве человека» обозначил такую духовную ценность как ценность самосовершенствования. Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле, Томас Мор выделили в качестве духовных ценностей эстетические, нравственные и интеллектуальные.

Проблема человека и его духовных ценностей занимала одно из центральных мест в философии Просвещения. Паскаль, Лейбниц, Дидро первостепенное значение придавали формированию духовных ценностей добродетели, великодушия, альтруистической деятельности, познания, труда на благо общества и нравственного самосовершенствования (10, 69, 159лр).

Ж.Ж. Руссо особое внимание уделял формированию нравственных ценностей – сочувствия, сострадания и оказания помощи другим. В учении философа также нашли отражение ценности самовоспитания и обучения. Большое значение имеет его мысль о том, что духовные ценности, являясь «украшением» общества, формируются в неразрывной связи с ценностями общества. По мнению Ж.Ж. Руссо, лучшим условием развития способностей и дарований воспитанника является учет и развитие его интересов, склонностей и потребностей в процессе воспитания.

По мнению представителей немецкой классической философии И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, идея прогресса возможна посредством бесконечного совершенствования человека и человечества, воспитание человеческого рода и формирования его духовности. Представители немецкой классической философии рассмотрели движение человека к совершенству как неизбежный закон социальной динамики, осуществив при этом многоаспектный анализ его духовно-ценностной составляющей. Фихте требовал выведения целей воспитания из того, что значимо и ценно для человека и из запросов настоящего состояния общества, и из нужд его будущего. По его мнению, одно лишь знание задатков человека и того, что является для него значимым, без науки об их развитии и удовлетворении было бы пустым и бесполезным делом. С этим знанием ценности и значимости, следовательно, должно быть связано одновременно знание средств, при помощи которых они могли бы быть удовлетворены. Одно не может быть полным без другого и еще менее может стать деятельным и живым.

В начале XX века было определено духовно-гуманистическое направ­ление в педагогике (К.П. Победоносцев, А.И. Афанасьев, М.И. Демков), ко­торое подчеркивало особую важность формирования духовно-религиозной направленности личности учащегося, что способствовало усвоению им через православие общечеловеческих гуманистических ценностей Истины, Добра и Красоты.

Особое место в рамках данного направления занимает деятельность П.П. Блонского и М.М. Рубинштейна. Их позиция состояла в том, что в воспитании и образовании базовыми провозглашались культурные ценности, побуждающие "истинно человеческое, специфически человече­ское развитие воспитанника", имея в виду культуру всей личности и подготовку человека служению идеалу.

Именно на этих положениях получила дальнейшее развитие гумани­стическая парадигма образования.

П.Г. Щедровицкий и В.В. Кумарин считают, что в на­стоящее время вся система образования должна быть нацелена на смену ценностных ориентиров, которые основаны на непреходящих человеческих ценностях и направлены на благо общества (где не забыт каждый человек). Эти ценности имеют подлинно духовный, гуманистический смысл с точки зрения сущ­ности человека и его существования в открытом мире.

Таким образом, исторический анализ духовно-нравственного воспитания в его аксиологическом аспекте показывает, что рассматриваемая нами проблема имела актуальное значение во все времена. Обозначившись с древних времен, она продолжает занимать центральное место в исследованиях современных деятелей науки. Как наиболее актуальную проблему современности формирование духовных ценностей личности рассматривают современные философы, педагоги и психологи (Л.М. Архангельский, А. А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, А.Н. Красин, Л.И. Казакова, А.В. Кирьякова, В.А. Караковский, Ю.В. Шаров). Причем все они единодушны в требовании настоятельной необходимости формирования духовно-нравственного облика современного человека. Если материальные ценности во многом программируются самим пребыванием в обществе, то духовные ценности в силу своей конкретной историчности для каждого поколения формируются заново. Это обстоятельство, на наш взгляд, и требует педагогических усилий по формированию духовных ценностей.