Хасанов Р.Ф.,
Бирская государственная
социально-педагогическая
академия, Республика Башкортостан
Русско-башкирские связи в башкирском историческом
романе
Несомненно, точкой отсчета
русско-башкирских отношений надо считать 1557 год, когда башкирские племена
вошли в состав русского государства. В литературе это историческое событие в
целом осмысливалось как прогрессивное явление, положившее начало договорным
отношениям между Россией и Башкортостаном.
Эта большая тема не раз становилась
объектом изображения в башкирской романистике. В советские времена к ней
обращались Д.Юлтый («Кровь»), А.Тагиров («Солдаты», «Красноармейцы»,
«Красногвардейцы»), Х.Давлетшина («Иргиз»), З.Биишева (трилогия «К свету»),
Ф.Исянгулов («Ржаной колос», «Верный конь и добрый молодец», «Памятники – для
живых»), Я.Хамматов («Грозовое лето», «Акман-токман», «Золото собирается
крупицами»). Эти историко-революционные романы, посвященные в основном событиям
гражданской войны, изображали совместную борьбу русских, башкир и других
народов против белогвардейцев.
В
1980-е годы были написаны романы,
непосредственно посвященные событиям середины ХVI столетия. Это «Агидель впадает в
Волгу» Я.Хамматова и «Крыло беркута» К.Мэргэна. Вся образная система
романов, начиная с их символических названий, подчинена выражению следующей
мысли: добровольное вхождение башкир в состав России было закономерным
историческим актом, продиктованным волею обстоятельств, направленным на
сохранение народа от исчезновения. Не случайно, например, К.Мэргэн подробно пишет о том, как башкиры в
то время терпели бедствие, эксплуатацию со стороны ногайских, сибирских и
других ханств, образовавшихся после распада Золотой Орды. Крыло беркута - это защита со стороны русского царя, которая
была обретена малочисленными народами после их вхождения в состав русского
государства.
Важное
место в идейном содержании романа занимает образ Шагали. Автор проводит его
через большие испытания и лишения. Он отправляется в путь в поисках своей
таинственно пропавшей невесты. Попав в руки казанского хана Сафа-Гирея,
становится участником похода татар на Муром. Раненный в схватке, он попадает в
плен, становится слугой у одной русской женщины. Так он близко узнает жизнь
русского народа, которым его пугали хан и его баскаки. У Шагали, вначале относившегося
к русским с недоверием и с опаской, постепенно складываются с ними дружеские
отношения, формируется иное мнение о них. Узнав, что он сын башкирского турэ,
его отправляют в Москву, к Ивану IV. Автор
рисует сцену теплого и радушного приема, говорит о почестях, оказанных Шагали.
Царь обещает башкирам мир и землю, защиту от притязаний ханов, вручает герою
воззвание к его народу. Так много видевший и испытавший Шагали становится
проводником идеи присоединения. В конце второй книги автор рассказывает о том,
как представители башкирских племен приходят в Казань к наместнику Ивана
Грозного Шуйскому просить защиты и покровительства. «Все башкиры соберутся и
объединятся под крылом беркута»,- пишет автор, а Шагали по пути к царю говорит:
«Мы выбрали этот путь и будем надеяться, что он обернется для нас желанной
судьбой»[1, 484].
Как показывает история, в последующие
после присоединения годы царское правительство не слишком заботилось о
соблюдении условий договора 1557 года. Отбирались исконные земли башкир и
отдавались переселенцам, строились
церкви, монастыри, крепости и города, проводилась насильственная
христианизация, ущемлялись права и свободы коренного населения, оно облагалось
непомерными налогами и т.п. Все это стало причиной многочисленных волнений,
бунтов, народных восстаний.
В 1990-е годы были созданы романы,
посвященные башкирскому национально-освободительному движению в XVII-XVIII
вв. Это «Кровавый пятьдесят пятый» Г.Хусаинова, «Там лежат останки
батыра» Н.Мусина, «Карасакал» Б.Рафикова, «Салават-батыр» Я.Хамматова. В
идейно-художественной структуре романов центральное место занимают личности
предводителей восстаний – Габдуллы Галиева, Алдара Исякаева, Минлегула Юлаева,
Салавата Юлаева и др. Так или иначе эти видные деятели башкирского народа входили
в непосредственный контакт с представителями самодержавной власти
(губернаторами края, руководителями военных экспедиций и т.п.) или с самими
правителями, о чем повествуют авторы. Тархан Алдар Исякаев, отличившийся в
русско-турецкой войне и в переговорах с казахским ханом Абульхаиром, получил от
рук Петра I именной
меч; Абдулла Галиев (Батырша) написал письмо Елизавете Петровне, хотя и не
удостоился аудиенции с императрицей; общеизвестно
отношение Екатерины II к Салавату
Юлаеву и его отцу; немало тревог и хлопот доставлял Минлегул Юлаев (Карасакал)
Анне Иоанновне и ее двору. Эти факты составляют документальную основу названных
произведений, показывая непростые, противоречивые, порой драматические
отношения между башкирским народом и самодержавной властью.
Особенно эти отношения обострились в
30-е годы XVIII века, в
период правления Анны Иоанновны. Как пишет известный историк В.О.Ключевский, ее
царствование – «одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно
на ней – сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским,
черствая по природе, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и
малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых
развлечений…
Не доверяя русским, Анна поставила на
страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из Митавы и из разных
немецких углов»[2, 541]. Одним из таких был
придворный лакей Бирон. В романе Б.Рафикова «Карасакал» есть эпизод, в котором
автор скупыми, но точными и
выразительными деталями рисует облики, нравы этих людей. В каждом ленивом
движении императрицы, которую заставили оторваться от важных государственных
дел по поводу восставших башкир, мы
видим пренебрежение, полное равнодушие к судьбам простых людей. В то же время
автор показывает, что главный герой часто встречается с русскими, дружит с
ними, получает от них первые уроки классового сознания. В этом плане
примечателен образ Николая.
В романе неоднократно всплывает тема
царской грамоты, дарованной Иваном Грозным башкирам. Для них – это бесценный
документ, определяющий их отношения с русским государством. Чести хранить и
беречь шкатулку с грамотой удостаивается Карасакал, на которого народ возлагает
большие надежды.
О сложной и трагической судьбе другого
видного представителя башкирского национально-освободительного движения в
1704-1711 годах повествуется в романе «Там лежат останки батыра» Н.Мусина. Это
тархан Алдар Исякаев, который, как никто другой, в свое время имел тесные
контакты с представителями царской власти, лично встречался с Петром 1. Первая их
встреча произошла во время русско-турецкой кампании, во время которой за воинскую смекалку, отвагу и решительность
Алдар получил от рук царя именной кинжал. Хотя в целом Петр 1 обрисован в
теплых тонах, автор представляет его российским самодержцем с деспотическим
нравом, заинтересованным в укреплении
крепостнической власти, в поддержании на огромной территории империи
установленных порядков любыми средствами и путями. Если во время боевого похода
против врага башкирского батыра и русского царя
объединяли общие цели и задачи, то в другие времена они представляют
разные социальные слои, исходят из разных жизненных философий.
Автор проводит своего героя через
духовные терзания, сомнения и колебания. Отсюда обилие внутренних монологов в романе.
Через них убедительно показано, как Алдар, сторонник мирного урегулирования
назревающего вооруженного конфликта, впоследствии приходит к мысли о необходимости
с оружием в руках бороться за свободу и независимость родного народа. Трагедия
большой личности и целого народа в романе обрисована в выразительных картинах и
эпизодах. Своего апогея она достигает в финале произведения, в сценах допроса,
истязания и казни героя.
Не вдаваясь в подробности, назовем и
другие романы, которые тоже затрагивают тему русско-башкирских связей и
отношений. Это «Кречет мятежный» Р. Баимова, «Нет спасения от бури» А.
Хакимова, «От росы пригибается ковыль» Р.Уметбаева, «Кровавая земля»
Г.Хисамова.
Таким образом, данная тема в башкирской
исторической романистике является одной из центральных и традиционных. В
советский период она изображалась узко и
односторонне, как совместная борьба братских народов против врагов
большевистской власти. В конце ХХ столетия тема получила дальнейшее развитие
вширь и вглубь. Современные башкирские романисты, не умалчивая о непростых
порой отношениях между Башкортостаном и Россией в разные периоды истории,
вместе с тем пишут о единой судьбе двух народов, общности исторических
интересов и устремлений.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Кирей Мэргэн. Крыло беркута. Книга
вторая.- Уфа, 1988.
2. Ключевский В.О. Русская история.
Избранные лекции.- Ростов н/Дону.- 2002.