Девиантное поведение: сущность и
причины
Девиантное, или отклоняющееся (от лат. Deviatie - отклонение), поведение всегда
связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в
обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам,
ожиданиям, установкам, ценностям.
Пониманием сути
девиантного поведения служит понятие «норма». Социальная норма – это
исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения
отдельной личности, социальной группы или организации. Социальные нормы
возникают как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании
людей объективных закономерностей функционирования общества и воплощаются в
этикете, морали, юридических нормах.
Социальные нормы выполняют
функции оценки и ориентации личности, общности, а также осуществляют
регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко
выраженный волевой характер, но в отличии от индивидуального волеизъявления
выражают типичные социальные связи, дают типовой масштаб поведения. Норма не
только оценивает и ориентирует подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Таким
образом, социальные нормы – это правила, выражающие требования общества,
социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с
другом, социальными институтами, обществом в целом.
В обществе случаев отклоняющееся от
социальных норм поведение корректируется с помощью социальных санкций. Слабые и
эпизодические формы девиаций, связанные с нарушением порядка взаимодействия
между людьми, фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно
и ситуативно участниками взаимодействия. Методы и средства борьбы с устойчивыми
девиациями определяются общественным сознанием или интересами правящей элиты в
зависимости от степени опасности отклонений.
Нередко
социальные отклонения выступают как средство развития системы, преодоления
консервативных и реакционных стандартов поведения, т. е. играют позитивную
роль. Негативные формы девиации (преступность, алкоголизм, наркомания,
проституция) являются социальной патологией. Они дисфункциональны, приносят
значительный ущерб конкретной личности и обществу в целом.
В социологии девиантного
поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины его
возникновения. В конце XIX начале XX в. были распространены биологические и психологические
трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что
существует прямая связь между преступным поведением и биологическими
особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» это результат
деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции и его можно определить
по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, редкая бородка и
пониженная чувствительность к боли. У Ломброзо было много последователей,
которые тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными
физическими чертами людей.
Р. Мертон, используя
выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия», считает причиной отклоняющегося
поведения несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами
их достижения.
Миллер утверждал (1958г),
что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из
проявлений которой является групповая преступность. Эта субкультура придает огромное
значение таким качествам, как готовность
к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и «везение». Члены банды
руководствуются этими ценностями в своей жизни, поэтому другие люди, в первую
очередь представители средних слоев, начинают относится к ним, как к девиантам.
Говард Беккер в своей книге «Аутсайдеры» (1963г)
отвергал многие психологические и социологические объяснения девиации,
основанные на «медицинской модели», согласно которой человек, проявляющий
Девиантное поведение, считается в некотором смысле больным. Такие подходы не
учитывают политического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация
обусловлена способностью влиятельных групп общества (законодатели, судьи, врачи
и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения.
Концепция Беккера и
подобные ей названы теорией
стигматизации (наклеивание ярлыков), так как они объясняют девиантное поведение
способностью влиятельных групп ставить клеймо девиантов членамменее влиятельных
групп (так поступали с чернокожими в США).
Лемерт в своей теории
(1951г) выделяет первичную девиацию, когда люди нарушают некоторые принятые в
обществе нормы и правила поведения, но окружающие еще не оценивают их поведение
как девиантное (подросток покуривает сигареты с марихуаной, администратор
делает приписки к счету и т. п.). И вторичную девиацию, когда окружающие
человека начинают обращаться с ним, как с девиантом; постепенно и он сам
привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью.
Конфликтологический
подход к девиации представлен группой социологов, которые называют себя
«радикальными криминологами». Они считают, что культурные образцы поведения
являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры
(субкультуры) и отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение
общепринятых законов. При этом создание законов и подчинение им – часть
конфликта, происходящего в обществе между различными группами.
Всему миру, социальному
бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования,
развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и
взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом,
социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является
условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального
развития.