Алиева
Н.З., Юрьева Е.В.
Южно-Российского государственного
университета экономики и сервиса
«человекоразмерное» качество
современного
российского образования
В последние годы в нашей
стране остро обозначились проблемы качества образования. Несмотря на то, что
понятие «качество образования» было легитимировано международно не так давно -
на состоявшейся в Париже в 1998 году Всемирной конференции по высшему
образованию, повышение качественного уровня образования становится одной из
главных задач общества, государства и образовательных учреждений на длительную
перспективу. Проблема повышения качества российского образования получила
широкое развитие в трудах ученых: А.И. Субетто, В.И. Байденко, Н.А. Селезневой,
В.П. Соловьева, Ю.Г. Татур и других. Однако следует отметить, что в последние
годы она получает новый аспект рассмотрения.
Понятие качества
образования с трудом поддается строгому определению. И здесь дело не только в
многомерности его сущности и многомерности подходов к его рассмотрению. Надо
также иметь в виду, что качество - это не только результат, но и процесс. Оно
обладает сложной динамикой развития, которая обусловлена как изменениями в
деятельности самих образовательных учреждений, так и трансформацией окружающей среды
в его социальных, культурных, экономических, технологических и политических
аспектах.
Ведущей
тенденцией в развитии понятия качества образования является развитие
образования в направлении развития общества, человеческого и культурного
потенциала.
Актуальность
задач обеспечения «человекоразмерного» качества образования, определяется
объективными причинами, характерными для современного изменяющегося мира – мира
кризисов и перемен, а именно:
процессами экономической,
культурной и политической глобализации и связанной с этими процессами
интернационализацией образования;
резким ускорением
научно-технологического прогресса, становлением и формированием
образовательного общества;
зависимостью темпов
развития российской цивилизации от качества и масштабов ее образования.
В связи с этим на смену
традиционного рассмотрения образования как процесса трансляции, передачи знаний
и навыков приходит новое видение. Образование - это не только совокупность
формальных институций, обеспечивающих передачу знаний и навыков, не только
процесс обучения – освоения этих знаний и навыков, но и процесс формирования
личностных качеств и мировоззренческих установок. Осваивая культурный опыт,
человек формируется в «человеческом качестве».
Образование как процесс и
средство трансляции культуры рассматривается современными исследователями (В.И.
Мареев, А.И. Субботин и другие). Трансляция культуры (от лат. translation)
понимается как обеспечение ее функционирования и воспроизводства в поколениях.
Система образования рассматривается ими как социальный институт целенаправленной
трансляции социокода – «совокупности знакознаниевых нормативов, необходимых для
работы сознания и обеспечения культурной деятельности общества, всех его
членов». Таким образом, образование является также необходимым элементом
культуры, посредством которого она поддерживает свое существование во времени.
«Становление личности»
выступает высшей целью и ценностью образовательной деятельности. В таком ключе
Б.С. Гершунский утверждает, что «человекомерность» современных науки и
образования ставит новые цели и ценности образования: «…именно формирование,
коррекция или преобразование не только индивидуального менталитета, но и
менталитета социума является иерархически высшей ценностью и целью
образовательной деятельности во всем ее многообразии» [1].
Приведенное выше
высказывание Б.С. Гершунского указывает на две группы целей: цели, определяющие
образование как социальный институт; цели, направленные на формирование
личности конкретного человека. «В конечном итоге высшей ценностью и
иерархически высшей целью образования являются именно ментальные характеристики
и личности, и социума в их естественной взаимосвязи и взаимозависимости» [1].
Менталитет является одной
из ступеней образовательной лестницы: грамотность – образованность –
профессиональная компетентность – культура – менталитет. Каждая из ступеней
этой лестницы представляет собой результат образовательной деятельности.
Грамотность как первая
ступень образовательной лестницы включает знания, умения, навыки, наличие
первоначального образа мира, включающего мир вещей, мир людей, мир идей, а
также наличие духовных ориентиров познания и существования в мире.
Вторая ступень
образовательной лестницы характеризует «личностные образовательные
приобретения» (Б.С. Гершунский). Образованность – это качество развившейся
личности, которая становится способной ориентироваться в окружающей среде,
приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые
знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Образованность
характеризуется критериями: системность знаний и системность мышления,
проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать
недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
У Б.С. Гершунского
«Культура – высшее проявление человеческой образованности и профессиональной
компетентности. Именно на уровне культуры может в наиболее полном виде
выразиться человеческая индивидуальность» [1]. Высшей ценностью и иерархически
высшей целью или «продуктом» образования является менталитет.
Система образования имеет
три компонента: содержание (чему учить?), методы (как учить), и цели (для чего
учить?). Содержание, методы и цели
образования должны основываться на современных достижениях науки для
того, чтобы, во-первых, подготовить индивида к профессиональной деятельности и
жизнедеятельности вообще, а, во- вторых, сформировать новое мировидение,
мировоззрение с соответствующей научной картиной мира, соответствующей
содержанию науки на данном историческом этапе ее развития.
Каждое время создает и организует
мир, в котором мы живем. Научить человека жить в этом мире – задача
образования. На каких основаниях строить образование - зависит не от содержания
образования, определяемого достижениями науки. В этом случае обучение будет
производиться даже не сегодняшнему, а вчерашнему миру. И тогда вслед за Н.Н.
Моисеевым можно воскликнуть: «Как далеко до завтрашнего дня!» В большей мере
образование должно отталкиваться от образа мира, который сконструирован
современным постнеклассическим этапом развития науки. Именно современные
научно-мировоззренческие основы, формируемые наукой, должны определять
современное образование.
Человек должен быть
адекватным «миру изменений», обладая способностью постоянно учиться.
Формирование этой способности становится задачей всех ступеней непрерывного
образования. Проблема надлежащего обучения, познания, проблема адекватности –
фундаментальная проблема обучения, считает выдающийся французский философ и
социолог Эдгар Морен: «Эта универсальная проблема встанет перед образовательными
системами в будущем, ибо наши разъединенные, раздробленные, распределенные по
дисциплинарным областям знания глубоко, даже чудовищно неадекватны для
постижения сегодняшних реальностей и проблем, которые становятся все более
глобальными, транснациональными, полидисциплинарными, многомерными и
планетарными. Из-за этой неадекватности становятся невидимыми: Контекст,
Глобальное, Многомерное, Сложное».
Список
литературы
1. Гершунский Б.С.
Философия образования. - М.: 1998.
2. Эдгар Морен.
Образование в будущем: семь неотложных задач. // синергетическая парадигма. М.:
2007.