Философия

К. филос. н. Бахтизина Д.И.

 

Сибайский институт (филиал)  Башкирского государственного университета, Республика Башкортостан

 

Антропологическая сущность музыки

 

         Музыка, возможно, является самым человеческим из искусств в силу многих причин. Самая очевидная   из них состоит в том, что музыка выступает искусством,  в котором человек высказывает свои самые затаенные мысли, поверяет свои чувства, то есть воплощает в ней самое сокровенное и ценное в себе – свою самость. Музыка является наиболее субъективным видом искусства, поскольку все ее содержание посвящено исключительно изображению внутреннего мира человека. Она представляет собой овнешление человеческого духа, через опредмечивание которого человек имеет возможность во внешнем раскрыть свое внутреннее. Происходящее при этом отчуждение становится единственным путем, позволяющим человеку взглянуть на себя со стороны и таким образом познать себя. Приметы внешнего мира, проскальзывающие в музыке, являются лишь восприятием человека на них, то есть формой его реагирования на внешнее. И даже  в отстраненности и нарочитой объективности некоторых музыкальных произведений тоже просматривается позиция человека, нашедшего необычный ракурс восприятия мира.

 В музыке присутствует живое дыхание творчества, то, что позволяет ощущать и переживать ее как здесь-бытие, как непосредственное течение жизни. Прикасаясь к музыке, человек окунается в могучую стихию созидания, помогающей ему острее переживать радость бытия. По мнению С. Левицкого «жизнь и творчество в каком-то глубинном смысле суть синонимы» (4, 84), вероятно, потому, что сама жизнь человека, его подлинная духовная жизнь – это результат его творения, равно как и мир культуры, ставший для него необходимой «средой обитания».

Само бытие музыки отражает ее глубоко субъективное начало. Бытие музыки возможно в двух ипостасях, одной из которых является ее реальное звучание в определенный момент пространства-времени, а другой – существование в духовных формах человеческого сознания. Гегель отмечает, что музыка является «сообщением, которое, не обладая само по себе устойчивостью, сохраняется лишь во внутреннем и субъективном мире…» (2,239).

Реальное звучание музыки мимолетно, благодаря чему в каждый отдельный миг воспринимается только один  ее момент.  Все остальное  в ней относится к области виртуального бытия.  Становление, определенное А. Лосевым как последнее основание музыки, то есть ее сущность, раскрывает ее процессуальную, временную природу, суть которой состоит в единстве дискретного и континуального начал. То, что в музыке отзвучало по мере развертывания музыкального произведения, уже реально в пространстве-времени не существует. А того, чему еще только предстоит прозвучать, еще нет. Началом, связывающим отзвучавшее прошлое и предстоящее будущее музыки, является человеческое восприятие. Именно в нем разрозненные фрагменты обретает цельность. Музыка, таким образом, жива только благодаря человеческому сознанию.

Сохранение в памяти отзвучавшей музыки создает в сознании человека ситуацию предслышания, которая складывается на основании бессознательно осуществляемого слушателем анализа прозвучавшей музыки. Данный анализ позволяет слушателю понять логику произведения и на основе этого строить предположения о дальнейшем ее развитии. Ситуация предслышания рождает множество вариантов возможного развития, реализованным  из которых в реальности является только один – тот, который создал композитор. Ситуация взаимодействия услышанного и предполагаемого в сознании слушателя появляется в результате активности его восприятия, которая предполагает выполнение большого количества мыслительных операций. Восприятие музыки требует, таким образом, не только работы души, но и мысли. Единство эмоционального и рационального при восприятии музыки способствует гармонизации внутреннего мира личности человека, устранению фактуальности сознания, укреплению эстетической цельности чувства и т.д.

Музыка, создававшаяся человеком для человека, воплотила в себе его личностные черты. А сама музыкальная форма приобрела за тысячелетия своего существования те качества, которые способствовали ее адекватному восприятию. Как пишет Е.М. Коровина «музыкальная форма – это закономерный продукт нашего сознания, чувственного опыта, переживания, осмысления творческой стихии, момент рационализации» (3, 200). О необходимости выстроить музыкальную форму согласно нормам человеческого восприятия писал Б.В. Асафьев; он  привел в пример композиторов-классиков, которые  «почему и оказались классиками», что знали «как помочь себя слышать» (1, 219).

 То духовное начало, которое концентрирует в себе музыка, является результатом духовных усилий множества людей различных эпох и национальных культур. Обращаясь к личности, музыка дает ему очень многое: позволяет постичь Истину, Добро и Красоту, понять свой внутренний мир и, через это, понять внутренний мир другого, через постижение закономерностей мироздания ощутить  его совершенство. Все это и делает человека человеком, тем высшим существом, смыслом жизни которого является постоянное стремление к совершенству.

Литература:

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.

2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. В 2 тт. – Т.2. – СПб.: Наука, 1999.

3. Коровина Е.М. Происхождение музыкальной формы как  онтологическая проблема социокультурной антропологии // Антропологические основания теоретического мышления: Мат. научн. конф. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ -УПИ, 2005.

4. Левицкий С.А. Свобода и ответственность – М.: Посев, 2003.