Стороженко И.Д.

Должность:  начальник отдела военной подготовки.

Служебный адрес: Восточноукраинский национальный

университет им. Владимира Даля.

г. Луганск, кв. Молодежный, 20а.

Р. тел.: 46-62-12

 

Эстезис трагедийного искусства.

 

Культурная, интеллектуальная, научная история человечества констатирует безусловное и постоянное внимание к многосторонней проблеме войны со стороны историков, политиков, философов, ученых, писателей, религиоведов, представителей всех искусств. Но позволило ли это внимание в начале ХХI столетия продвинуться вперед в вопросах постижения корней насилия и войн, хоть ненамного уменьшить «удельный вес» войны в решении человеческих судеб, а тем более полностью избавить от этого кошмара нынешние и грядущие поколения?

На сегодняшний день существует бесконечное множество трактовок проблемы войны и точек зрения ее решения: от апологетики и прославления войны, абсолютизации ее «положительных» роли и значения в историческом «прогрессе» как необходимого атрибута «естественного» человеческого существования до абстрактно-пацифистской риторики, пустого морализаторства, игнорирования, анафемы.

Конечно, выработаны и некоторые глубокие философские концепции войны (например, великими русскими мыслителями Н.А. Бердяевым и И.А. Ильиным), не учитывать которые ныне не только было бы глупостью, но и преступлением против человечества. И история накопила немало информации и фактов для конструктивных размышлений и выводов.

Страшно, правда, то, что в наше трагическое время почти не находится мужественных, могучих и ответственных умов, готовых и способных сделать такие выводы и спасти человечество. Может, еще есть время? Обозначенная проблема имеет выход, если обращать внимание на произведения мыслителей, которые попытались дать ответ.

Речь идет о трактате жившего в VI-V веках до нашей эры в Китае мыслителя Сунь Цзы «Искусство войны» и мыслителей ХІХ-ХХ века.

Сунь Цзы делает ряд важных замечаний по поводу решающего значения в войне такой духовно-нравственной формы, как наличие морального духа в войсках, единого для всех духовно-душевного порыва, победит тот, чья армия воодушевлена единым порывом снизу доверху, кто сумеет навязать именно свою волю противнику, – если эта «воля» имеет позитивное общечеловеческое содержание.

Сущность проблемы лежит прежде всего в сфере духовности, нравственности, идей: «Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы заключена в противнике». Важнее не допустить войны вообще, гарантировать собственную неуязвимость, чем, затратив огромные материальные и людские ресурсы, пробовать пожинать вполне сомнительные «плоды победы» над поверженным противником. Есть великое зло, вернее, война есть выявление зла, которое клокотало в глубине при внешнем мире ... Война есть страшное зло и глубокая трагедия, но зло и трагедия не во внешне взятом факте физического насилия и истребления, а гораздо глубже. И на глубине этой зло и трагедия всегда даны уже до войны и до ее насилий. Война лишь проявляет зло, она выбрасывает его наружу. Внешний факт физического насилия и физического убийства нельзя рассматривать как самостоятельное зло, как источник зла. Глубже лежат духовное насилие и духовное убийство ... Нельзя лишь в войне видеть насилие и убийство. Вся наша мирная жизнь покоится на насилии и убийстве ...

В узком смысле слова война есть единоборство двух армий. Китайский комментатор трактата говорит: «Две армии стоят друг против друга и ведут борьбу» [6, 349]. Однако это только узкий, чисто военный смысл. Сунь-цзы считал, что борьба на войне не представляется чем-то резко отличным по своей природе от борьбы вообще: это такая же борьба, как и всякая другая, ведущаяся не военными средствами. «Сто раз сразиться и сто раз победить – это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего – покорить чужую армию, не сражаясь» [6, 40].

При этом обнаруживаются глубокие параллели в понимании войны и мира на Востоке и на Западе. В книге К. Клаузевица «О войне» содержится его знаменитое определение: «Война есть продолжение политики другими, насильственными средствами» [3, 11]. Определяя сущность войны, Клаузевиц говорит: «Нашей руководящей нитью явится присущий ей элемент – единоборство. Война есть не что иное, как расширенное единоборство. Если мы захотим охватить мыслью как одно целое все бесчисленное множество отдельных единоборств, из которых состоит война, то лучше всего вообразить себе схватку двух борцов. Каждый из них стремится при помощи физического насилия принудить другого выполнять его волю… Итак, война – это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю» [3, 23]. Однако поскольку война ведется государствами в своих целях, то она всегда должна заканчиваться миром. Следовательно, «целью войны является мир, лучший, нежели довоенный» [3, 574].

Как отмечает Н. Кьяромонте: «С точки зрения Л.Н. Толстого нравственный христианский закон запрещает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к злодею и даже, в качестве крайней меры, лишение его жизни, но осуждает злобу сердца человеческого и желание именно зла кому бы то ни было. Война, по его мнению, – событие не только фатальное, но и абсурдное, кульминация и кризис определенного исторического периода. Он не видит в ней ничего справедливого или рационального. Война для него – просто ужасный хаос. Настолько ужасный, что темная сторона жизни начинает брать верх, и растерявшийся человек вынужден искать выход где-то вне этого хаоса. Этот выход, по мнению Толстого, должен принять форму какой-то истины, данной религией, помочь человеку осознать, что его жизнь имеет определённый смысл, а не является лишь цепью случайностей и опасностей» [4, 74]. В мире нет ни одной школы, где бы обучали злу как таковому, но в мире существует необозримое количество зла, а в наше время войне научают в школах и академиях: война доросла до высшей бессмыслицы – науки (теории) войны и в ходе оказался вздорный суррогат – военное искусство. В своём недоумении Толстой категоричен в том, что нет и не может быть никакой военной науки и поэтому не может быть никакого так называемого военного гения.

Эстезис вызывающий гамму чувств, побуждающий нас к аффективному состоянию, проявляется у каждого человека по-разному. Задачей эстетики состоит в том, чтобы предвидеть страдания, переживания, виденье ужаса …  к спокойному сосуществованию и плодотворному творчеству.

В итоге размышлений открывается суть трагедии. Она состоит в том, что и война, и мир представляют собой лишь частный случай чего-то более общего и фундаментального: человеческой вражды и борьбы. «И что есть мир? Мир является благоприятной атмосферой, в которой возможны правильная духовная жизнь и достижение внутреннего мира, которая приносит человеку – вечное неотъемлемое благо. «Это время творческой конкуренции и борьбы произведений» [1, 112].

XXI век должен стать веком возвращения человечества к общечеловеческой мудрости, прежде всего в решении проблем войны.

 

Литература:

1. Валерии П. Об искусстве. М., 1976.

2. История всемирной литературы. т. 1. М., 1983.

3. Клаузевиц К. фон. О войне. т. 1. М., 2002.

4. Кьяромонте Н. Парадокс истории. Пер. М. Буранова. М., 1973.

5. Лиотар Ж. – Ф. Состояние постмодернизма. СПб., 1998.

6. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

7. Сунь Цзы. Трактаты о военном искусстве. Р. н/Д., 2004.