Право 1, история государства и права

Кошляк В.Ю. НУГНСУ

Романенко О.В. НУГНСУ

 

Развитие понимания права в России XIX века

 

Сегодня основная дискуссия в юридической науке происходит между сторонниками естественно-правовой доктрины и сторонника­ми юридического позитивизма. Эта дискуссия не отражает субъек­тивные предпочтения ученых-юристов, она обусловлена самой при­родой права как наиболее сложного социального института, объеди­няющего экономические и политические институты и тесно увязанного как с мировоззрением участников правового оборота (системой ценностей), так и с научной формой знания (методами научного познания). Именно сложность правовых институтов задает постоянно возобновляющиеся темы для дискуссий, и в этом смысле историю права, понимаемую наиболее широко, можно представить как полную историю человечества [1,c.1-13].

Отечественная правовая мысль XIX столетия развивалась под влиянием двух различных идеологических направлений: западниче­ства и славянофильства.

Европейское вольнодумство стало проникать в Россию при прав­лении Екатерины II. В это время сама императрица приветствовала либеральные идеи французских просветителей, вела с некоторыми из них переписку, а при написании своих «Наказов» руководствова­лась западноевропейскими идеями в области общественной и право­вой мысли [2,c.138].

Первыми отечественными юристами, разделявшими идеи естественного права, были С. Е. Десницкий, В. Т. Золотницкий, А. П. Куницын. В частности, последний в 1818—1820 гг. издал работу по естественному праву «Право естественное», в которой отмечал, что «человек имеет только первоначальные права, но посредством сво­бодного деяния может соединить с оными другие права, называемые производными», а по поводу общественного договора писал: «По договору соединения люди совокуплялись для защиты взаимных прав, следовательно, никто не может лишить прав другого, никто не имеет права употреблять кого-либо из сограждан как средство или простую вещь для самого себя. Все граждане суть члены государства; каждый должен быть признаваем нравственным существом, целью для самого себя».

Несмотря на специфическое решение некоторых вопросов естественного права отечественными юристами этого времени, все же главное в нем оставалось неизменным — защита права на сво­боду.

После победоносных заграничных походов русской армии в наполеоновских войнах вольнодумство оживилось еще в большей сте­пени.

Идеология Просвещения была заменена славянофильством, а теория естественного права — исторической школой.             

Славянофильство родилось как реакция, как ответ на вызов Запада, т. е. тем европейским формам общественной жизни и той правовой идеологии, с которыми русское дворянство смогло тесно соприкоснуться в заграничном военном походе в период наполеоновских войн.

Славянофилы первыми подняли вопрос об отечественной действительности, о необходимости ее изучения и понимания, прежде чем предпринимать какие-либо реформаторские шаги. Все произведения старших славянофилов, в большей степени эмоциональные, нежели научные, пронизаны этой идеей. Их главная убежденность заключа­лась в том, что невозможно переносить чужие, готовые формулы на общество, которое эти формулы само не создало.

Разумная, по сути идея — обратиться к изучению национальной особенности — впоследствии обернулась апологией чувств и веры, где рациональному познанию в духе просвещенческого разума не ос­талось места, где научная критика заменилась интуитивной убеж­денностью.

После долгого господства славянофильской идеологии и истори­ческой школы права интерес к естественному праву среди отечест­венных юристов вновь пробуждается в период реформ Александра II, т. е. временем рождения правовой мотивации в среде русской интел­лигенции является время, когда было отменено крепостное право и вступили в силу Судебные уставы 1864 г.

В силу этих обстоятельств основной теоретической задачей ста­ла  не  теоретико-легитимационная  проблематика  политического принуждения, как у их европейских коллег, а проблема сочетания сильного государства с правами и свободами человека. Слишком слабое государство так же плохо, как и чрезмерно сильное.

Государство первично по отношению к личности, уже акт рожде­ния человека делает его гражданином «со всеми вытекающими отсю­да последствиями». В силу этого подчинение человека государству является для него «физиологическим определением, независимым от его воли»[4,c.196].

Конфликт этот не идеологический или религиозный, это не конфликт между сильными и слабыми или между лучшими и худшими - это кон­фликт между разными правовыми статусами. У государства свой
правовой статус, у гражданского общества свой, и они никогда не
совпадут. Различие правовых статусов не общественное зло, а обще­ственное благо, поскольку дает возможность индивиду рационально (осознанно) принимать решения, предугадывать конфликты как публичного, так и частноправового характера и разрешать их рацио­нальным способом, т. е. правовыми средствами, поскольку каждый агент отношений осознает права и обязанности другого: государство осознает права и обязанности граждан, граждане - права и обязан­ности государства.

 

Литература

1.     Л. Фридмен «Введение в американское право». – М. 1993.

2.     Юмашев Ю.М. Беккария и Россия // Государство и право. 1995 № 7.

3.     Куницын А.П. Право естественное // Русская философия собственности ХVIII-XX вв. – СПб., 1993

4.     Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 1. Общее государственное право.-М., 1894.