«Политология»/5.Политическая социология
студентка
Семенова Е.В.
Донецкий национальный университет экономики и торговли
им. М .И. Туган-Барановского, Украина
Зарождение и развитие идей
конфликта
Самые древние предания и легенды
зафиксировали тот бесспорный факт, что конфликт постоянно сопровождает жизнь не
только простых смертных людей, но и богов. Первые попытки рационального
осмысления природы конфликта были сделаны древнегреческим философом
Гераклитом(VΙ-Vвв. До н.э.), а затем его последователем
Эпикуром(ΙV-ΙΙΙвв. до н.э). Гераклит считал, что источником
всего сущего в природе и социальной жизни является борьба. С тех пор на
протяжении всей человеческой истории научная мысль упорно искала ответ на
вопрос о том, почему, несмотря на очевидные различия взглядов и интересов,
постоянные войны и распри, общество сохраняется и живет, находит все новые
формы своего единства, резервы выживания? В поисках ответа на этот вопрос в
течении веков боролись две концепции общественного развития: консенсусная и конфликтная. Одна-отстаивала
мир и единство как естественную и доминирующую ценность человека и общества,
определяемую его внутренними потребностями и божьим проведением проведением:
конфликты противоестественны, они от дьявола. Другая- утверждала, что мир,
единство и согласие невозможны без конфликтов, ибо утверждаются и охраняются
властью, господством и подчинением.
Обе эти
концепции, несмотря на кажущуюся противоположность, отражали внутреннюю
сложность и неоднозначность сущности человека и общества, в которых единство и
согласие неотделимо от борьбы и конфликта. Осмыслить и осознать эти противоречия
было далеко не просто.
С наступлением эпохи Возрождения начинает
приходить понимание закономерности и позитивности политического плюрализма, а
следовательно, неизбежности возникновения
конфликтов. Так, Н. Макиавелли в своих трудах по римской истории показал
неизбежность и полезность для прогресса общества борьбы различных политических
сил.
Обстоятельный для своего времени философский
и политический анализ конфликтов проделал Ф. Бэкон. Им впервые рассмотрена
совокупность причин социальных конфликтов внутри страны, экономические,
политические, психологические предпосылки социальных беспорядков, возможные
способы их продления.
В разработке перспективы преодоления
конфликтов в будущем весьма преуспели «утописты». Так, Р. Оуэн считал, что при
правильном социальном устройстве общества, научной организации управления можно
сделать радостным существование каждого индивида и превратить земной шар в
земной рай.
Э. Кант, разделяя убеждение утопистов о
возможности «вечного мира», бесконфликтного существования народов в будущем, связывал эту перспективу с
развитием международного сотрудничества.
А. Смит высказал мысль, что первопричиной
конфликтов в обществе являются, во-первых, разделение его на классы, во-вторых,
рыночная конкуренция, которая стимулирует развитие производительных сил и
поэтому выполняет весьма полезную функцию ускорения общественного прогресса.
Более глубокое
понимание сложных процессов общественного развития и роли конфликта в жизни
общества объективно диктовалось самим ходом исторического процесса. ХΙХ
век сопровождался столь быстрыми изменениями в экономике, политике, духовной
сфере жизни общества, что это не могло не сказаться на содержании социальных и
политических теорий.
Новые аргументы
в теоретическом анализе конфликта появляются в творчестве польско-австрийского
социолога Л. Гумпловича. Его взгляды на природу социального конфликта можно
свести к трем основным положениям: конфликты-суть исторического процесса, у них
различный характер, но все они являются факторами прогресса; дифференциация
общества на господствующих и
подчиненных-явление вечное, отсюда-естественный характер пироды конфликта;
конфликты способствуют единению общества, возникновению в нем более широких
объединений.
На рубеже
ХΙХ-ХХ вв. социология усиливает внимание к проблеме конфликтов. Появление
конфликтологии как самостоятельной науки о закономерностях и движущих силах общественного развития,
функционирования социальных систем означало новый этап в познании человеком
общественной жизни.
Крупнейшим
направлением в исследовании проблем конфликта стало марксистское учение. Однако
проблема конфликтов в марксизме упрощена и сведена в основном лишь к классовым
конфликтам, а вся история – к борьбе классов.
База современной
конфликтологии была подготовлена научными изысканиями многих поколений ученых
разных стран. На рубеже ХΙХ-ХХ вв. сформирована исходная теоретическая
база, необходимая для развития самостоятельного научного направления.
Не уходя от
реальности в характеристике конфликта как крайне острой формы соперничества, Л.
Козер дает более разнообразную палитру конфликтов; стороны конфликта- не
обязательно классы и предметом борьбы являются не только материальные блага.
Л. Козер
считает, что элементы напряженности и конфликта есть в каждом обществе: где
больше, где меньше. Однако кризисы системы наступают тогда, когда нет
естественных механизмов регуляции, обновления.
Ценность
конфликтов в том, что они предотвращают окостенение, открывают дорогу
инновациям, будируют социальный прогресс. В этом- их основная функция. В паре с
конфликтами здесь выступают согласие, стабильность, спокойствие. Причем
согласие – постоянное состояние общества, а конфликт- временное.
Жизнь ставит
проблематику конфликта в центр общественного внимания, вновь оказывается
открытым вопросом об исторических перспективах социального согласия и
конфликта.
Ускоренное
освоение теоретического и практического багажа мировой конфликтологии
-актуальная задача для отечественной науки. Однако необходимо форсировать
собственные исследовательские усилия в области науки, казавшейся ранее
«лишней». Это обусловлено тем, что рецепты, закономерности, выводы, сделанные
западными исследователями, не всегда подходят для нашей действительности.
С конца 80-х гг.
стали появляться работы обобщающего характера, дающие осмысление конфликта в
целом, применительно к разным сферам общественной жизни в Украине. Это
заставляет сделать вывод о том, что проблема конфликта легализована. Для теории
конфликта всегда важен тот специфический вклад, который способен внести весь
корпус гуманитарных наук: история, социология, экономика, политология,
психология, философия и другие его состовляющие.
Каждая из этих
наук обнаруживает собственную область интересов в проблематике конфликта, разрабатывает его особые аспекты, чем
постоянно обогащает наше представление об этом социальном явлении.
Литература:
1.
Ложкин Г. С. Зарождение и развитие идей
конфликта//Менеджмент и менеджер.-2006.-№5.-С.25-28.
2.
Мертон Р.К. Социальная теория и социальная
структура//Социс.-2004.-№5.-116-122с.
3.
Социологический справочник. Под редакцией В.И.
Воловича.-Киев: Издательство полит. литературы,2005.-467с.