Философия / Философия культуры

 

Мушич-Громыко Айвика Владимировна

Новосибирский государственный университет экономики и управления, Россия

 

Построение теории познания – исторический опыт философии

 

Познание мира становится центральной темой философствования в европейской культуре достаточно поздно – в Новое время (в отличие, к примеру, от философии восточной). Состояние философии того времени можно проиллюстрировать следующей оценкой. «Перед философией в XVII – начале XVIII в. встают новые задачи. Одной из них является выявление соотношения философии с другими науками. Если в рабовладельческом обществе и при феодализме часто не существовало ясного разграничения между философией и теми науками о природе и обществе, которые исследуют отдельные стороны окружающей действительности, отдельные формы движения, то теперь наряду с философией развиваются естественные науки, вырабатывающие специфические методы исследования различных явлений природы. Отпочкование от единой, нерасчленённой науки отдельных естественно-научных дисциплин (механики, астрономии, физика и т.п.) имело громадное прогрессивное значение для развития как естествознания, так и философии» [1, с. 344].

Вполне логично, что отныне все споры ведутся не вокруг того, как создать теорию мира или теорию бытия, но о том, что из себя может представлять теория познания. Право теоретического осмысления мира философы передают физикам, химикам и биологам, оставляя за собой темы объекта, субъекта, предмета и метода, истины и заблуждения.

Центральными фигурами формирования новоевропейской теории познания считаются Рене Декарт, Джон Локк, Давид Юм и Иммануил Кант. Отныне вопрос о познаваемости мира превращается в главный предмет философского мира.

Глобальной предпосылкой к возникновению интереса к построению философской теории познания выступает начало новой эпохи – эпохи научной революции и технизации. Легендарное высказывание Френсиса Бэкона «Знание – сила» становится своеобразным девизом эпохи. Бэкон, будучи одним из основателей апостериорного метода (наряду с Локком, Ньютоном и Кондильяком), выступил против умозрительного характера прежней философии, заявив, что знание должно опираться на опыт и расширять человеческое могущество в использовании природы. Несмотря на то, что согласно времени Бэкон являлся механистическим материалистом (наряду с Галилеем, Декартом, Ньютоном), такого рода заявление было по-настоящему революционным. Фактически Бэкон стал одним из родоначальников (наряду с Гоббсом) английского материализма. В это же время великий итальянец Галилео Галилей реализует программу Пифагора и Платона, создавая математическое естествознание. Гений Галилея показал, что сферу несовершенной и изменчивой материи можно описать с помощью совершенных и неизменных чисел и фигур. В основе математического естествознания – экспериментальное исследование свойств природы с целью её математизации. По сути, Галилей поставляет цивилизации первую научно-исследовательскую программу. Последователи Г. Галилея И. Ньютон, Г. Лейбниц и другие заложили основы новоевропейской науки, в основе которой лежит уподобление природных процессов механистическим устройствам. Как отмечает П.П. Гайденко, «уже в XVII в. новая наука о природе во многом определяла содержание и задачи метафизики, а в XVIII и XIX вв. вообще оттеснила последнюю на задний план, создав особый – сциентистский – способ мышления и жизненной ориентации, по сей день определяющий характер европейской культуры и индустриально-технической цивилизации, ставшей теперь всемирной» [2, с. 8].

Не будет преувеличением сказать, что вторым существеннейшим моментом нововременной философии являлась картезианская (картузианская) парадигма. Её создатель – величественный ум Р. Декарта.

Будучи автором нового метода мышления и научного исследования, Декарт устанавливает в основание философской теории познания идею о том, что теоретическое здание требует прочного и незыблемого основания, в противном случае здание может быть разрушено точно так же, как и прежние сооружения человеческого разума. Как и Ф. Бэкон, Р. Декарт стремился преодолеть наследие умозрительной метафизики, наводнённое «ненаблюдаемыми сущностями» и «скрытыми качествами», появившимися в обилии в период схоластики. В рамках картезианской парадигмы философ начинает рассуждение не с высказываний о мире, а с очевидного внутреннего опыта, считающегося более достоверным. Субъект (подлежащее) переносится из внешнего мира во внутренний мир мыслящего существа.

Отправным пунктом в дальнейшей разработке проблематики построения философских теорий познания стал сам факт и характер борьбы двух гносеологических концепций: рационализма и эмпиризма. Одно из направлений – рационализм (от лат. ratio – разум) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Историческая рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии [3, с. 569].

Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально («эмбрионально» у Декарта) присущи человеку или являются его врождёнными способностями. Характер проблем, возникающих в рационализме, носит обновляющий для философской теории познания характер, но вместе с тем – ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, – рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и ряд других выдающихся мыслителей.

В качестве оценочного итога можно привести выдержку из знаменитого философского словаря Э.Л. Радлова, датированного 1913 годом. «В тесном значении слово рационализм обозначает гносеологическое направление, характеризующееся следующими признаками. Рационализм указывает на разум, как на источник познания, в противоположность чувственному опыту: рационализм утверждает, что существуют положения, вытекающие из мышления, а не из чувственного опыта; что этим источником объясняется необходимость, свойственная некоторым положениям (врождённым или, по иному пониманию, априорным)» [4, с. 538].

Другое философское направление – эмпиризм (от греч. empiria – опыт), «которое можно представить в трёх основных ответвлениях: 1. Доктрина, согласно которой всё знание происходит от опыта как априорной противоположности категорий (эпистемологическая позиция Юма, Локка, логических идеалистов и т.д.); 2. (Уничижительное) использование эмпирических методов в ущерб более адекватному теоретическому подходу; 3. (Особенно в марксизме и недавней философии наук) Отказ признавать, что природа понятий, а следовательно, и «фактов» обременена теорией и социально сконструирована, равно как и реконструирована» [5, c. 484].

Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Дж. Локк. Говоря об общем состоянии вопроса построения философских теорий познания, следует отметить весьма важное: онтологическое обоснование знания сохраняется, как пишет П.П. Гайденко, в XVII и даже XVIII вв. несмотря на то, что «проблемы гносеологии в этот период занимают очень большое место в учениях философов, и даже несмотря на то, что принцип конструирования предмета познания и в науке, и в философии всё более заявляет свои права. <…> Онтологическое обоснование теории познания впервые отменяется только в XVIII в. Наиболее последовательно и продуманно эту отмену производит родоначальник немецкого классического идеализма И. Кант (1724 – 1804)» [2, с. 320].

Кант по сути разрешил спор радикалистов и сенсуалистов, доказав, что источником человеческих утверждений о мире не является ни разум, ни чувства. По Канту, источником знания является активный познающий субъект, синтезирующий чувственное содержание ощущений с рассудочными формами. Человек познаёт не вещь саму по себе, а лишь явления, описывая их на основе опыта и частных наук. Естествоиспытатели поняли, что разум видит лишь то, что создаёт по своему собственному плану. Таким образом, – заключает Кант, – не субъект вращается вокруг объекта, а объект вокруг субъекта. И не метафизика (учение о принципах бытия) есть основание всех наук, а критическая теория познания (учение о методе и категориях рассудка, чувств и разума).

Соответственно, критическая теория познания Канта привела философию к необходимости понимания и уяснения новых граней познания. Согласно новоевропейскому пониманию природы познавательного отношения, индивид должен наложить на свою деятельность, направленную на получение нового знания, существенные ограничения методического характера. Тогда он «превращается» из обычного человека в познающий субъект. Стать познающим субъектом необходимо для того, чтобы максимально исключить негативное влияние эмоций, интересов, прежнего опыта и установок, которые присущи каждому индивиду и обусловлены его природой. Уничтожить их невозможно, но ввести в действие процедурные ограничители можно. На это, согласно общему замыслу, и направлены учение о методе и философская теория познания, являющие собой исторически важнейший опыт философии.

 

Список литературы

1. История философии. В 6 т. / Под ред. М.А. Дынника, М.Т. Иовчука, Б.М. Кедрова, М.Б. Митина, О.В. Трахтенберга. Т. 1. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.

2. Пиама Гайденко. История новоевропейской философии в её связи с наукой: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; Спб.: Университетская книга, 2000. – 456 с.

3. Грязнов Б.С.Рационализм // Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983.

4. Радлов Э.Л. Философский словарь. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1913.

5. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. / Сост. Джерри Д., Джерри Дж. Пер. с англ. Т. 2. – М.: Вече: АСТ, 1999. – 528 с.

6. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1973. – 302 с.