Мальцева О.В.

Приазовский государственный технический университет

Функции смеха в политическом и идеологическом противостоянии

Убедительность, наглядность и действенность дискредитации осмеянием превратили смех в один из наиболее эффективных инструментов в политической и идеологической борьбе. Еще философы древности обратили внимание на использование насмешки и шутки в политических и идеологических спорах. Они специально изучали свойства смеха, чтобы выяснить, какие именно смеховые приемы можно превратить в наиболее острое орудие полемики. В античности особенно преуспели в этом софисты, которые специально обучали искусству ведения политических баталий. В отличие от Сократа, чей иронический метод был направлен на диалогический поиск истины, софисты готовили своих учеников к победе в политических и идеологических дискуссиях любыми средствами. И смеховые приемы занимали в их арсенале не последнее место.

Христианский философ Тертуллиан, например, отмечал, что «есть много вещей, которые заслуживают того, чтобы над ними смеялись и издевались…из опасения предать им значение серьезным опровержением» [1, с. 166–168]. В продолжение этой мысли можно привести мнение Шефтсбери, о том, что юмор и остроумие являются гораздо более действенным способом убеждения противника, чем запрет и преследование. Приводя различные исторические примеры, он убеждал, что римляне в борьбе с христианской идеологией добились бы больших успехов, если бы вместо гонений прибегли к осмеянию, сочетая его с презрением. Слишком серьезное противостояние, оказанное христианству, массовые и показательные расправы над сторонниками новой религии привели к обратному эффекту. Мученики за веру вызывали у жителей Рима сочувствие и желание понять, за что же те готовы претерпевать подобные испытания, а это, в свою очередь, послужило укреплению христианства и привело к увеличению числа его сторонников.

Смех использовался в политической и идеологической борьбе во все времена и в самых разных исторических обстоятельствах, поскольку осмеяние оказывается незаменимым в противоборстве с тем, что считается авторитетным, незыблемым, а иногда и святым. Шутка, саркастический смех, ирония, острота, пародирование, травестировка, окарикатуривание способны опровергнуть не только фундаментальные принципы противника, но и внезапно снизить значимость его самого как их носителя. Одно из условий, способствующих осмеянию какого-либо явления, факта, события, сформулировал Г. Гегель. «Вообще невозможно привязать извне насмешку к тому, что не имеет в самом себе насмешки над самим собою. …Ибо комическое состоит в том, чтобы показать, как человек, или предметы разлагаются в самих себе…» [2, с. 71]. Комментируя данный тезис Гегеля, известный польский исследователь смеха Б.  Дземидок отмечает, что одним из важнейших условий выявления объективно смешного также является очевидность наличия комического для людей, его наглядность. Однако иногда необходимо этот внутренний комизм явления, ситуации, поступка, высказывания обнаружить и обнажить, выставить напоказ. Здесь уже необходимо особое критическое чутье, умение внезапно увидеть смешное, в том, что кажется серьезным, значимым, авторитетным, возвышенным, пафосным. В политических баталиях смех способен достичь своего адресата, если он по-настоящему внезапен, неожидан, если сам смеющийся убежден в недостатках политической позиции и ничтожности своего противника, если смех вызывает пониженную самооценку у того, на кого он направлен, если насмешка является убедительной, понятной для свидетелей осмеяния [3, с. 173].

В настоящее время в политическом противостоянии смеховые приемы также являются неотъемлемым методом отстаивания своих интересов, доказательства собственной правоты, критики противника, развенчания ложных идеалов и символов. Политические пиар-технологии предлагают целый веер пиар-ходов, направленных на осмеяние политических конкурентов: «игру на понижение», «комизм отличий», построенный на сравнении и противопоставлении, «посрамление воли», «одурачивание», «развенчание лжи» и т. д. Если говорить об украинской политике, то достаточно вспомнить использовавшиеся в предвыборной кампании БЮТ прямое осмеяние оппонентов: эксплуатацию темы «яйца Януковича», связанной с событиями в Ивано-Франковске, смакование «проффесорского имиджа» политического противника, припоминание как бы вскользь об «обколотых апельсинах», которые, якобы (со слов супруги В. Януковича), поставлялись на Майдан в ходе оранжевой революции. Все эти приемы были призваны выставить конкурента в нелепом образе, продемонстрировать «несерьезность» его кандидатуры. Кроме того, политические дивиденды зарабатывались и на смеховом развенчании обвинений в адрес самой Ю. Тимошенко, которые связаны в основном с нарочитой дороговизной ее нарядов и подчеркнутой сексуальностью. Яркой иллюстрацией приема опровержения методом осмеяния были и расплетание косы премьер-министром по откровенно «заказной» просьбе журналиста во время пресс-конференции, и ее легкое прощание с дешевой имитацией жемчуга в ответ на обвинения в неуместной роскоши. Причем, в ходе подобных демаршей Ю. Тимошенко сама с удовольствием смеется, как бы демонстрируя, какой должна быть «правильная» реакция на происходящее.

В целом, в современном украинском политикуме смеховые настроения  носят показной, демонстративный характер. Здесь, видимо, кроме прочего, немалую роль играет еще и национальная ментальность. Ведь природное чувство юмора является одной из главных черт украинского национального характера. Отечественные политики эффективно применяют на практике идеи нашего отечественного смехового гения Н. Гоголя, который утверждал, что насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете.

Литература

1. Цит. по: Паскаль Б. Письма к провинциалу / Б.Паскаль. – СПб.: Нева, 1898. – С. 156–168.

2. Гегель Г.-В.-Ф. Сочинения / Г.-В.. Гегель. – М.– Л.: Госполитиздат, 1940.– Т.10. – С. 71–75.

3. Дземидок Б. О комическом / Б Дземидок; [пер. с польск.].– М.: Прогресс, 1974.– 223 с.