Философия / 4. Философия культуры

Жигалкина С.С.

Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова

 

Кинематограф как новый способ фиксации культурной реальности.

        Возникновение кинематографа в конце 19 века и его стремительное развитие не перестают удивлять исследователей. Причина это явления долгое время оставалась неясной и рождала многочисленные споры: что такое кино,  может ли человек познавать мир с его помощью?  Практика делала эти споры неактуальными, поскольку распространение кинематографа и художественные достижения, которые кино продемонстрировало уже в 20-е годы 20 века, вызывали подражание ему поэтов, писателей и художников. Поэтому с первых десятилетий своего существования кино стало объектом глубокого осмысления.

       20 век является веком техники и научных открытий. Впервые в это время ученые обратили внимание на существование особой части реальности – сферы культуры. В работах американского исследователя Л.Уайта «Эволюция культуры» и «Наука о  культуре» было отмечено, насколько важное значение имеет культура для направленности развития общественных процессов, для биологического становления человека и его личностного развития. Это имело последствия для всей системы научного знания, для смены научной парадигмы, существенно обогатившей научные представления. Открытие реальности культуры, осознание ее природы и  границ, потребовало появления и нового способа фиксации ее пластов и, в целом, нового способа видения бытия.

      «Культура как универсальное измерение человеческого бытия на каждом этапе  развития человечества обнаруживает новые пласты ранее не освоенной действительности, и эти ее открытия сопровождаются открытиями некоторых признаков, характеризующих культуру в целом». [3; С. 24] Таким образом, одна из главных причин возникновения кинематографа заключается в необходимости выразить процессы, ставшие актуальными для культуры.

       Н.Хренов отмечает: кинематограф фиксирует и воспроизводит нижние этажи физической реальности, рецепция которых на предыдущих этапах развития культуры наталкивалась на определенные преграды. Это было вызвано тем, что в традиционной культуре были сформированы устойчивые способы восприятия: публика воспринимала лишь определенные элементы реальности, не замечая других. Вследствие социальных и культурных изменений физическая реальность приобрела самоценное значение. В сознании человека она стала восприниматься в мельчайших проявлениях, что определило новый способ восприятия.

      1. История культуры 20 века позволяет различить существование двух ее основных сфер: традиционные искусства, возникшие ранее, и кинематограф, появившийся на рубеже 19 и 20 веков. Если мы посмотрим на временные рамки существования кинематографа, ограниченные 20 веком, то увидим, с одной стороны, стремительное развитие его выразительных средств и изобразительных возможностей (количественная и вариативная компонента развития, нацеленная как бы внутрь на художественный потенциал самого кино). С другой стороны, вовлечение в область его функционирования беспрецедентного в истории культуры количества людей, как среди зрителей, так и среди желающих заниматься им профессионально (количественная компонента,  интенциональная во вне). Благодаря открытию братьев Люмьер кинематограф стал коллективным зрелищем, что положило начало формированию его как культурного и социального института.

      2. Способом своего функционирования кино разрушало традиции потребления художественных ценностей предшествующей культуры в узких социальных кругах. Подобная ситуация демонстрировала возможность развития культуры на более массовых уровнях.

     3. По мнению немецкого исследователя З.Кракауэра, в кино, в отличие, например, от литературы, возможно запечатление моментов повседневной действительности, которые не связаны с сюжетом, а ценны сами по себе.

       4. На каждом этапе своего исторического развития культура ставит перед собой задачи эстетического, гносеологического и духовного развития человека и решает ее способами, эффективными для каждого конкретного временного этапа. С гносеологической точки зрения первое поколение создателей кино является поколением, передавшим свои традиции, благодаря которым стало возможным «не просто познание других людей, как они существовали до нас и безотносительно к нам, а познание самих себя через познание других». [2; С.21]

      5. С художественной точки зрения к двадцатым годам 20 века кинематограф продемонстрировал активное усвоение и развитие сферы художественного опыта, накопленного в других видах культуры: литературе, живописи, театре и др. Осмысливая этот опыт, он начал создавать не уступающие им по качеству художественные ценности, привлекая внимание наиболее развитых слоев населения.

       6. Ассимилируя опыт других зрелищных форм (цирка, фольклора, балагана, эстрады и пр.), он стал понятен и массовому зрителю, способному воспринимать произведения искусства в соответствии с ранними художественными традициями (фольклорными, лубочными).

       Суммарно, это – одна из главных причин, по которой новое направление развитию культуры 20 века стал придавать именно кинематограф. Кино стало ведущим видом в системе искусств 20 века, и, как следствие, определяющим элементом их развития в выражении стиля культуры 20 века.  

 

Литература:

  1. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. – М.: Искусство, 1974. – 424 с.
  2. Полюса кинопроцесса: притяжение и отталкивание / Ред. М.И.Жабский – М.: НИИ киноискусства, 2006. – 440 с.
  3. Хренов Н. А. Кино: реабилитация архетипической реальности. – М.: Аграф, 2006. – 704 с.