Философия/4. Философия культуры
К.п.н. Соловьев В.В.
Ставропольский
военный институт связи ракетных войск, Россия
К проблеме формирования
духовно-нравственной культуры российского офицерства
Российское общество начала XXI века характеризуется не только глубокими
и противоречивыми социокультурными трансформациями, но и кардинальными
преобразованиями во всех сферах общественной жизни, в том числе и армии. Это
как следствие привело к изменению значения духовности в жизни общества и его
армии. Дискредитация старых и отсутствие четко сложившихся новых духовных
идеалов осложнили решение задач, стоящих перед Российской армией в обеспечении
национальной безопасности. Вызывает беспокойство офицерского состава состояние
духовно-нравственной обстановки в армии, проникновение в армейскую среду
негативных ценностей и ориентаций. Этот комплекс сложнейших социокультурных
проблем духовной жизни российской армии актуализирует потребность в
целенаправленном совершенствовании духовной стороны деятельности ее военнослужащих.
Реформирование Вооруженных Сил Российской
Федерации затронуло практически все
стороны жизнедеятельности войск. В сложившейся ситуации кардинально повысилась
роль духовного фактора как основополагающего и стабилизирующего начала в жизни
общества. Состояние духа народа, его армии,
нравственное (духовное, душевное) здоровье, образованность, патриотизм и
сплоченность были и остаются основой жизнеспособности нации, страны, показателями развития
военной организации государства. В
«Концепции национальной безопасности Российской Федерации» указано, что
интересы государства состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей
общества, традиций патриотизма, гуманизма и культурного потенциала страны (1).
Определить истинные духовные ориентиры и сделать их центром мировоззрения и миропонимания личности воина – важнейшая задача воинского воспитания на современном этапе. Наличие у офицера развитой системы духовной культуры свидетельствует о его способности и готовности верно служить своему народу, профессионально и компетентно выполнять воинский долг, о его высоких морально-деловых, социальных и иных качествах. Духовно-нравственная культура офицера представляет собой уровень его нравственного сознания и этических знаний, чувств, эмоций, волевых качеств, следование во всех жизненных ситуациях нормам морали и нравственности; это важная составная часть его общей культуры, наиболее полно раскрывающаяся в межличностном общении людей, во многом определяющая сущность человека и воплощающаяся, прежде всего, в реальном поведении и образе жизни офицера.
Исключительное значение для формирования
духовно-нравственной культуры офицерского корпуса имеют идейно-нравственные,
этические категории такие, как честь, порядочность, совесть, беззаветный патриотизм,
готовность отдать жизнь за Родину, чистота помыслов и дел, благородное
отношение к женщине, высокий профессионализм, стремление к
самосовершенствованию и другие необходимые качества вооруженного защитника
Родины. Вся работа по формированию духовно-нравственной культуры будущего
офицера должна строиться в соответствии с патриотической идеологией
национально-государственного возрождения могучей Российской Державы.
Чрезвычайно важно, чтобы воин верил в духовно-нравственные ценности и идеалы.
Российский офицер должен твердо знать, за что он воюет, какие ценности
защищает, каким святыням поклоняется. Еще Наполеон любил повторять, что в мире
есть только две силы: штык и дух. В конечном же счете дух всегда превозмогает
над штыком.
Основу иерархии ценностей офицера, внутренний духовный стержень его профессиональной ориентации составляют нравственные и эстетические ценности, представляющие духовную культуру. Система духовно-нравственных ценностей представляет собой специфическую модель общества или определенной социальной группы, где индивидуальные ценности взаимосвязаны, каждая из них усиливает потенциал другой, тем самым образовывается согласованное целое.
Духовные ценности российского офицера – это
личностно и социально значимые для его
духовного развития процессы и явления, а также их свойства и стороны, функционирующие
в исторически определенных гражданских и
военно-профессиональных отношениях,
позитивно влияющие на совершенствование его мировоззренческих качеств,
выполнение им воинского долга, укрепление
духовного потенциала Вооруженных Сил. Они формируются на основе военного и
переосмысленного через него социального опыта, военно-учебных и боевых
традиций, мнений военнослужащего под
воздействием воинского воспитания и других процессов и факторов, не имеющих места в других сферах жизнедеятельности
людей (2).
Система духовно-нравственных ценностей
офицеров закладывается и формируется под воздействием социальной среды и
включает: религиозные ценности; духовно-нравственные ценности, связанные с военно-профессиональной
деятельностью (патриотизм, воинский долг, совесть, воинская честь, вежливость,
тактичность, скромность, обязательность, ответственность, профессиональная
компетентность, воинская дисциплина и дисциплинированность, героизм,
мастерское владение оружием, боевые традиции и т.д.); духовные ценности
общегражданского характера (государственность, гражданственность и
патриотизм, гуманизм, общественный долг, самоотверженность, трудолюбие,
интеллект, свобода совести); художественно-эстетические ценности и другие. Эти ценности
наиболее зримо характеризуют высшую степень готовности офицера верно служить
своему народу, профессионально и эффективно выполнять
воинский долг, а также выступают в качестве
его морально-деловых характеристик и социальных черт личности.
Огромный потенциал для укрепления
духовно-нравственной культуры будущего офицера имеет отечественная военная
история. В настоящее время в условиях духовного обновления общества весьма
актуально обращение к духовному наследию российского офицерства, традициям русской
армии, ее духовно-нравственным ценностям. Современная духовно-нравственная
культура офицерского корпуса является продолжением лучших духовно-нравственных
традиций прошлого. Российский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в
степень всеобщего уважения такие человеческие качества, которые не подлежат
пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту, благородство. Эта
тенденция сохраняется и в нынешних условиях. Общество по-прежнему ориентируется
на фундаментальные духовно-нравственные ценности.
Дальнейшее формирование и развитие духовно-нравственной культуры офицера современной
Российской армии предполагает выстраивание такой системы духовных ценностей, которая, с
одной стороны, охватывала бы все сферы жизнедеятельности армии и флота, а с другой – служила основой для обучения и воспитания военнослужащих, давала
четкие ориентиры для
служебно-профессиональной
деятельности командиров и начальников
всех уровней и степеней. Укрепление
духовно-нравственной культуры офицеров способствует совершенствованию
нравственных основ армии, а, следовательно, и повышению ее боевых возможностей.
Литература:
1. Концепция национальной безопасности //
http://www.scrf.gov.ru/documents.
2. Петрий П.В. Духовные ценности российского общества
и армии: Автореф.: дис… д-ра филос. наук. – М., 2002.