К.ф.-м.н. Наследников
Ю.М., к.ф.н. Наследникова Г.Б. *,
к.х.н. Шполянский
А.Я.
Донской
государственный технический университет,
*Южный
федеральный университет, Россия
КОНДРАТЬЕВСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ЯВЛЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В
КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К МНОГОУРОВНЕВОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Н.Д.Кондратьев, выдающийся российский
экономист, автор длинных циклов в экономике, которые Й. Шумпетер связал с
инновациями, большое внимание уделял и методологии научного познания явлений
действительности [1]. Причем само понятие «явление» несет в себе элементы
неклассического идеала рациональности, так как включает в себя дуалистическую
логику мышления по схеме совмещения: «и – и» и вероятностные результаты
взаимодействия двух систем – человечества и среды. Окружающий мир «является»
нам, т.е. воздействует на наши анализаторы, в результате чего мы его и
воспринимаем. С другой стороны, понятие
«явление» отчетливо проявляется в структуре
«компетенции» с точки зрения проекта Тюнинг [2]:
* «ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ» (знание явления
действительности, способность знать и понимать);
* «ЗНАНИЕ КАК ДЕЙСТВОВАТЬ» (практическое и
оперативное применение знаний к конкретному явлению действительности,
конкретной жизненной ситуации);
* «ЗНАНИЕ КАК БЫТЬ» (ценности явлений
действительности, являющиеся неотъемлемой частью восприятия и жизни с другими в
социальном контакте).
Это не удивительно, так как само понятие
«компетенция» явно пересекается с понятием «явление действительности». Исходя
из определения компетенции как динамичного сочетания знания, понимания, навыков
и способностей [2], она может сформироваться только путем научного познания
явлений действительности.
Н.Д. Кондратьев различал в науке следующие
пять наиболее широких и общих классов явлений действительности: «мир величин,
мир физико-химических явлений, явления органической, психической и социальной
жизни» [1]. Явления этих классов по Кондратьеву не существуют в
действительности совершенно раздельно и независимо. Наоборот, они связаны между
собой. Как отмечает Кондратьев границы между примыкающими друг к другу
классами, как правило, весьма неясные.
В этом плане нам представляется
принципиально неоправданным объединение в федеральных государственных
образовательных стандартах 3-го поколения (ФГОС-3) прежде всего гуманитарного и
социально-экономического циклов дисциплин и, тем более, постановка этих циклов
на первый план. Современная экономика как в рамках классики и неоклассики, так
и в рамках кейнсианства и неоинституционализма, а также концепции социального
рыночного хозяйства, не может обойтись без мира экономических и
социально-экономических величин. Явно наблюдается и пересечение
социально-экономических дисциплин с естественнонаучными. Более того, в
последнее время всё очевидней становится синергетический подход к экономике
природопользования, опирающийся на кооперативное взаимодействие
социально-эколого-экономических факторов [3]. Неоправданно также название общих
компетенций общекультурными с явной претензией их раскрытия на основе одной из
первых формулировок, выражающих специфику культуры: «Cultura contra natura» [4].
Н.Д. Кондратьев отмечает, что каждый
предыдущий член ряда указанных выше классов характеризуется большей простотой,
большей общностью и более широким распространением. Мы бы добавили, и более
обоснованными инструментально и логически компетенциями. В то же время нельзя
не согласиться с Кондратьевым, что явления каждого класса специфичны и обладают
качественным разнообразием. Кондратьевская методология научного познания действительности
указывает на определенную системность общенаучных циклов и общих компетенций. С
миром величин явно увязывается математический цикл, в который в современном
технологическом аспекте входят прикладная математика и информационные
технологии. Следующим циклом должен быть естественнонаучный цикл, который
включает в себя физико-химические явления, а также геохронологические и
биологические явления органической и психической жизни. Очевидно эти два цикла
могут сыграть особую роль в формировании инструментальных компетенций и
частично подготовить студентов к знанию и пониманию межличностных и системных
компетенций [2].
Явления социальной жизни очевидно можно,
исходя из современной феноменологии социокультурного пространства и
поликультурной компетентности, а также рыночной экономики, представить в двух
циклах: социогуманитарном и социально-экономическом. При этом в
социогуманитарном цикле наиболее ярко проявятся межличностные компетенции, а в
социально-экономическом цикле – системные компетенции.
В то же время, очевидно, нельзя за счет
непродуманной профориентации нарушить общую системность общенаучных циклов
познания явлений действительности. Н.Д. Кондратьев писал, что «с
теоретико-познавательной и логической точки зрения представляется недопустимым
положение, когда утверждения одной науки находятся в прямом и определенном
противоречии с утверждениями других наук. Внутреннее единство и
непротиворечивость не только данной науки, но и всей системы научных знаний
является одним из основных критериев истинности знания как в пределах этой
науки, так и всей совокупности наук» [1]. Очевидно также, нельзя исключать ни
один из общенаучных циклов в процессе подготовки как бакалавров, так и
магистров.
В заключение отметим, что, исходя из
временны́х интервалов подготовки выпускников высшей школы различных
уровней квалификации (бакалавра, магистра), а также из соответствующих данному
направлению и квалификации предметно-специфических компетенций [2], можно использовать разные вариативные наборы дисциплин общеобразовательных
циклов, применяя как частнодисциплинарные, так и междисциплинарные, а в
исключительных случаях и трансдисциплинарные подходы.
Литература
1. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. –
М.: Экономика, 1993. – С. 174, 191, 218.
2. Научно-методические материалы семинара
по проекту программы Тюнинг IV: Внедрение методологии Тюнинг в систему
образования Российской федерации. – Ростов н/Д, 23 – 30 апреля 2011 г.
3. Экономика природопользования / Под ред.
К.В. Папенова. – М.: ТЕИС, ТК ВЕЛБИ, 2008. – С. 828 – 832.
4. Давидович В.Е. Онтология культуры..
Культурология. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 89.