Педагогические науки/5. Современные методы преподавания

Е.Л. Трусова, А.А. Зотова

Севастопольский городской гуманитарный университет, Украина

Эстетическое восприятие формы дошкольниками

         Предметы и явления окружающего мира имеют свои характерные признаки, благодаря которым мы их распознаем, одним из которых является форма.

         Целью нашего исследования было изучение и анализ научных исследований по вопросам восприятия формы детьми дошкольного возраста, выявление особенностей восприятия формы ими.

         Форма является неоднозначным понятием, о чём свидетельствует анализ научной литературы.

         Форма  способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением [4].

         По сколько форма определяется как  способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением, то для каждой сферы человеческой жизни понятие формы будет нести свой смысл, ибо содержание будет различным. Рассмотрим три определения понятия форма, которые даны в разных сферах познания.        

         В геометрическом понимании, по определению Т.Ф. Ефремовой, форма это характерное очертание и взаимное расположении предмета, является характерным признаком предмета, опираясь на который мы распознаем полученный образ [1].

         В искусствоведческом понимании А.Ф. Лосёв [2] определил форму  как  воссоздание объективной и субъективной реальности в выразительных средствах искусства.

         В педагогическом понимании,  Л.А. Метиева [3], определила что формаэто один из главных сенсорный эталон, характеризующий какой-либо предмет и позволяющий соотнести его с подходящей геометрической фигурой.

         Исследования Е.М. Торшиловой [5] по эстетическому восприятию формы доказали  уникальность детской психики, которая заключается в том, что ребенок с рождения предрасположен к восприятию прекрасного и способен тонко чувствовать красоту и составляющие её элементы, главными из которых являются цвет и форма. Такая способность с возрастом утрачивается из-за накопления детьми сенсорных  знаний, которые входят в диссонанс с чувствами.

         Способность чувствовать форму опирается на восприятие, с помощью которого человек  познает происходящие.

         В психологическом понимание восприятие определяется как психический процесс отображения предметов и явлений действительности при воздействии на рецепторную систему человека.

         Рассматривая особенности педагогического и искусствоведческого понятия формы, нужно сказать, что процесс восприятия их будет иметь свои отличия. Они представлены в таблице 1.1

Таблица 1.1

Сравнительный анализ восприятия формы

 

Сенсорное восприятие

Художественное восприятия

 

аналитикосинтетические

действия

Сравнение

сопоставление

 

 

Умозаключение

эмоциональный отклик

Эмоциональный отклик

восприятие образа

эстетическая оценка

 

         Рассмотрев особенности восприятия, нужно отметить, что общие в этих процессах будут первичные аналитиксинтетические  действия. Ребенок сопоставляет знакомые  фигуры с образом который изображён перед ним. Такой процесс характеризует умение абстрагировать геометрические формы в полученный образ. Знания таких особенностей сенсорного и художественного восприятия, можно научить безошибочному и быстрому узнаванию формы в окружающих нас предметах, что будет свидетельствовать гармонично развитом логическом и чувственном восприятии.

          На основе методики Е.М. Торшиловой, под названием «Маугли и Джоконда» нами было проведено исследование.

         Стимульный материал состоял  из  репродукции «Джоконда» Л. да Винчи, «Троица» А. Рублев, « Ганс Гольбейн Младший» Ч. де Моретта; 4 (или 3, если ребенку нет 4 лет) белые  фигуры,  соответствующие размеру репродукции: треугольник, круг, квадрат фигура дисгармоничной формы. Ребенку предлагалось наложить ту фигуру, которая похожа на картину. Одна фигура лишняя. Правильный ответ оценивался в 2 балла, итого в целом6. Правильные решения - наложение на Джоконду - треугольника, Троицу - круга, Гольбейна Младшего - квадрата. Исследование проводилось на протяжении 2 лет. Данные  нашего (2009-2010) и авторского (Е.М. Торшиловой)  (2006-2007) исследования  представлены в табл.1.2     

Таблица 1.2

 

Сравнительная таблица уровней  эстетического восприятия формы дошкольниками

 

Возраст

Баллы

Баллы

 

2006 год

2007 год

 2009 год

 2010 год

3

1,3

1,2

3

1,3

4

2

2,1

2

4

5

3

2,9

1,2

1

 

         Результаты исследования в 2009 и в 2010 году разошлись с авторскими. По итогам Е.М. Торшиловой, наиболее успешно с этой задачей справились пятилетние дети, их результат составил 3.0 балла. У нас, напротив, в 2009 году   дети 3 лет показали наилучший результат (3б), а у автора показатель 3 летних детей составил 1.3 балла. В 2010, наиболее успешными оказались дети 4 лет, их результат составил 4 балла. Нужно отметить, что исследования в 2009 году проводилось в конце года, а в 2010 году в начале года,  т.е возраст не имеет большого отрыва  (конец 4 года жизни, начало 5 года). Следовательно, закономерность восприятия формы в соответствии с определённым возрастом не подтвердилась.

         Таким образом, можно отметить, что ребёнок действительно обладает чувством формы ибо она является одним из показателей эстетической приглядности но умение воспринимать проявляется  при специальном педагогическом воздействии и не зависит от определённого возраста, это утверждение доказало проведённое нами исследование.

 

Литература:

1.     Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Ефремова Т. Ф.М.: Русский язык, 2000

2.     Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы.М.:Просвещение 1927.240 с.

3.     Метиева Л. А.  Развитие сенсорной сферы детей.М.: Просвещение 2009.160 с.

4.     Ожегов С.Г. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений /  С.Г. Ожегов., Н.Ю. Шведова.  М.: Азъ, 1992. 955 с 100000 экз. 1993. 955 с

5.     Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика .Екатеринбург: Деловая книга, 2001.141 с.