Экономические науки/8. Математические методы в экономике
К.ф.-м.н.
Зинченко А.Б., Гречко А.С., к.т.н. Мермельштейн Г.Г.
Южный
федеральный университет. Россия
Кооперативные ТП игры с одноэлементным С-ядром
Кооперативная игра с трансферабельной
полезностью (ТП игра) , где - множество
агентов, - функция множества, возникает
в ситуациях, участники которых, объединяясь, получают дополнительную прибыль. Это
наиболее популярная и простая кооперативная модель. При фиксированном игра отождествляется с . Далее предполагается, что , , . Через обозначено множество таких
игр. Для практического использования ТП игры нужно определить функцию , выбрать принцип формирования
коалиций и концепцию решения. В экономических задачах, как правило,
наиболее выгодно объединение всех игроков. Анализ соответствующей игры
начинается с проверки непустоты ее -ядра (core)
,
где , . Несмотря на существование
игр с парадоксальными -ядрами [1], это основная концепция устойчивости коалиции . При любом дележе ни одна из коалиций не может
гарантировать своим агентам суммарный выигрыш, превышающий . Если и участников игры устраивает принцип «справедливости», реализованный
-ядром, то возникает еще одна проблема - выбор единственного
вектора индивидуальных выигрышей . Задача не
тривиальная, т.к. -ядро может быть относительно большим.
Считается «идеальным», когда , поэтому
актуальна проблема явного описания классов игр с одноэлементным -ядром и соответствующих дележей . Для некоторых
практически важных игр эта задача решается
просто. Например, в игре большого босса (big boss game) [2] с игроком 1 в качестве босса -ядро не пусто и ограничено парами параллельных гиперплоскостей
,
где - вклад игрока в коалицию . Следовательно, в игре большого босса тогда и только тогда, когда , .
Из вложения -ядра игры во множество дележей и множество
двойственных дележей , следует, что , , для всех . Если , то условие , , достаточно, но не необходимо для существования единственного
дележа .
Для описания всех игр 3-4 лиц с одноэлементным -ядром и некоторых классов таких игр с участниками, мы будем
использовать понятие сбалансированного множества. Пусть - многогранник, заданный
системой и - множество его крайних
точек. Набор коалиций будем называть минимальным
сбалансированным множеством (м.с.м.), если существует такая точка , что , , и , . Вектор , где , назовем весом . В литературе имеются
другие (эквивалентные) определения. Обозначим: - семейство всех м.с.м.
, - подмножество таких , что . Известно [3]-[4],
что тогда и только тогда, когда игра сбалансирована, т.е.
, . (1)
Если , то тогда и
только тогда, когда, существует , для которого (1) выполняется как равенство [4]. Рассмотрим множества
, ,
где , . Они принадлежат [5] и попарно не
пересекаются. Определив и используя (1), мы
получаем следующую теорему.
Теорема 1. Если , , , , и удовлетворяет хотя бы
одному из равенств
(2)
то -ядро игры состоит из единственного дележа.
Заметим, что при вторая часть условия
(2) выделяет известный класс несущественных игр, в которых -ядро совпадает с множеством дележей , где . Дележ называют «точкой разлада»
(каждый игрок получает выигрыш, который может обеспечить себе без кооперации с
другими агентами). Первая часть условия (2) при определяет класс игр,
в которых -ядро совпадает с множеством двойственных дележей , где . В выигрыш каждого игрока равен его вкладу в коалицию .
Так как и резко возрастают при
увеличении , семейства и разбивают на классы
эквивалентности и , каждый из которых содержит м.с.м., отличающиеся
перестановкой игроков. Представители
всех классов эквивалентности семейств и опубликованы во многих работах. Известно, что
состоит из двух одноэлементных
классов
, .
Семейство состоит их пяти классов
, , , ,
а представителем
пятого класса является м.с.м. . Несущественные игры не имеют
практического значения, поэтому в следующей теореме они исключены.
Теорема 2. Существенная сбалансированная игра () имеет одноэлементное -ядро тогда и только тогда, когда она удовлетворяет условию
(хотя бы
одному из условий
,
(3)
или условию,
получающемуся из (3) перестановкой игроков).
Представители классов эквивалентности семейства найдены, но к соответствующим
публикациям нет свободного доступа. В связи с этим, были проведены вычисления для
и при . Существует несколько методов нахождения крайних точек многогранника.
Наиболее известны: метод двойного описания [6] и модифицированный метод
перебора базисных решений [7]. Соответствующие программы [8-9] доступны в
Интернете, используют общий формат входных и выходных данных. Каждый из методов
имеет свои преимущества и недостатки. Например, метод двойного описания требует
большого объема оперативной памяти. Эксперимент показал, что уже для использовать соответствующую
программу [8] невозможно. Программа [9] лишена этого недостатка (каждая найденная
крайняя точка пишется в выходной файл и не хранится в памяти), что позволяет решать
задачи большой размерности или, по крайней мере, находить часть вершин многогранника.
Эксперимент проводился на машине с процессором Intel Core i5, 8 ГБайт оперативной памяти, OC Mac OS X 10.7.4 с использованием одного ядра и потока команд
процессора. Была написана программа (язык С++), которая: генерирует
входной файл для многогранника , обращается к [8] или [9], преобразует выходной файл с крайними
точками в файл минимальных
сбалансированных множеств и их весов, разбивает на классы, выдает
количество классов, их мощности, а также представителей классов эквивалентности.
Аналогичная программа создана для получения сведений о семействе м.с.м. максимальной
размерности. В таблице 1, содержащей некоторые сведения об эксперименте, используются
обозначения: - время поиска всех
элементов , () – время поиска представителей классов эквивалентности
семейств (), () - количество классов в (). Было также получено, что . Нахождение всех элементов потребовало 9 дней 10
ч. 37 мин. 50 сек.
Таблица 1
Результаты
вычислительного эксперимента
|
3 |
4 |
5 |
6 |
|
5 |
41 |
1291 |
200213 |
|
0 сек |
0 сек |
1 сек |
12 мин. 5 сек. |
|
3 |
9 |
44 |
447 |
|
0 сек |
0 сек |
5 сек |
38 мин. 22 сек. |
|
2 |
28 |
976 |
15934 |
|
2 |
5 |
28 |
375 |
|
0 |
0 |
5 сек |
5 мин 1 сек |
Результаты проведенного эксперимента позволяют записать необходимые и
достаточные условия одноэлементности -ядра сбалансированных игр пяти и шести лиц, но желательно
иметь их в компактном виде. Например, для условие (2) включает
равенства, соответствующие м.с.м. из 6 классов эквивалентности семейства . Получены также формулы, «охватывающие» дополнительные 22
класса этого семейства.
Литература:
1. Zinchenko A.B. On polytope of (0-1)-normal big boss games: redundancy and extreme points //
Contributions to game theory and management. Collected papers of the Fifth International
Conference «Game Theory and Management». SPb: Graduate School of Management.
SPbU. 2012. V. 5. P. 386-397.
2.
Muto S., Nakayama M., Potters J., Tijs S. On big boss games // The
Economic Studies Quarterly. 1988. № 39. P. 303-321.
3. Shapley L. S. On
balanced sets and cores // Naval Research Logistics Quarterly. 1967. V. 14. P.
453-460.
4.
Бондарева О.Н. Некоторые
применения методов линейного программирования к теории кооперативных игр // Проблемы
кибернетики. 1963. Вып. 10. М.: Физматгиз. С. 119-140.
5.
Зинченко А.Б., Тенищев
И.Е. Сбалансированные множества коалиций классической кооперативной игры //
Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 2008. № 2. С. 8-12.
6.
Fukuda K., Prodon A. Double description method revisited // Lecture
Notes in Computer Science. V. 1120. Springer-Verlag, 1996. P. 91-111.
7.
Avis D. lrs: A Revised Implementation of the Reverse Search Vertex
Enumeration Algorithm // Polytopes – Combinatorics and Computation. DMV Seminar
Band 29, Birkhauser-Verlag, 2000. P. 177-198.
8. Cdd
Home Page: http://www.ifor.math.ethz.ch/~fukuda/cdd_home/cdd.html.
9. Lrs Home Page: http://cgm.cs.mcgill.ca/~avis/C/lrs.html.