Д.И. Тушканов
Волгоградский государственный
социально-педагогический университет, Россия
Газета «Московские
ведомости» о женском образовании в 70-х годах XIX века.
В Российской Империи XIX в. огромное
значение в общественно-политической жизни играли журналы и газеты. Одной из наиболее авторитетных газет в этот
период была «Московские ведомости», традиционно придерживающаяся
государственно-патриотических позиций. С 1851 г. ее главным редактором был М.Н.
Катков, а к 1856 г. количество подписчиков возросло до 15 тысяч человек. В
январе 1863 г. Михаил Никифорович взял «Московские Ведомости» в аренду у
государства. Они сразу стали своеобразным интеллектуальным штабом
государственников-охранителей, вырабатывающим, пропагандирующим и
способствующим проведению в жизнь своих вариантов решений стоящих перед Россией
задач. Так, профессор М.Д. Карпачев отмечал, что «Катков сумел превратить свои
издания в исключительно влиятельную трибуну государственного охранительства».
Во второй
половине XIX в. в общественно-политической
публицистике России и Западной Европы стал активно обсуждаться так называемый
«женский» вопрос – гендерный в современной терминологии. Естественно, что мимо
него не могла пройти столь видная газета как «Московские ведомости. В 70-х
годах XIX в. на ее страницах появлялось немало статей
посвященных роли женщины в развитии общества, ее месту в семье, образовании,
науке и производстве. «Женщина, – указывалось в передовице еще в 1866 г. – основная
стихия общества; женщиной условливается его внутренний характер»[1].
В «Московских
ведомостях» справедливо утверждалось, что «особенности женщины суть особенности
человеческой природы, и если женщина во многих отношениях противоположна
мужчине, то не для того чтобы во всем иметь чуждый ему удел, а чтобы во всем
восполнять его»[2].
Следовательно, необходимо признание полного равенства между мужчинами и
женщинами. Так, по мнению главного редактора газеты М.Н. Каткова, «ей (женщине
– Д.Т.) не отказано ни в каких дарах человеческой природы, и нет высоты которая
должна оставаться для нее недоступной. Но требовать, чтобы женщина в своем развитии
отреклась от своей природы также ошибочно и также оскорбительно для нее, как и
отказывать ей в высшем образовании»[3].
Данная мысль имеет важное значение для современности, когда особо ретивые
феминистки в западных странах требуют от женщин фактически отречься от своей
половой идентификации. Более того, это унижает все общество в целом. Как отмечалось
в одной из статей 1873 г., «отводя для женщины особую сферу, мы тем самым
лишаем себя и права и разумного основания утверждать, что сфера эта может обходиться
без развития каких-либо сторон человеческого существа»[4].
В отличие от сторонников полной унификации, в русской газете утверждали, что
«равенство не исключает разнообразия. Женщина, по существу своему, не умалена
от мужчины; каждый пол отличается своими особенностями которые не требуется
изглаживать, а напротив, только правильным развитием их обе стороны могут
сходиться в общем стремлении к возможному человеческому совершенству»[5].
Равенство
мужчины и женщины, по мнению авторов газеты, должно быть не только формальным,
но и реальным. А для этого, прежде всего, должно быть обеспечено равное
образование. Тем более, что, как указывалось в одной из передовиц, «наука и
искусство могут быть открыты для женщин в такой же силе как и для мужчин». Но
образование должно быть равным не только по формальным признакам, но и
фактически. «Если мы хотим, – продолжал автор, – предоставить женщине равный с
мужчиной удел в науке, то мы должны поставить женское образование в одинаковые
условия с мужчиной»[6]. В связи с
этим «Московские ведомости» обращали внимание государства и общества, что «вопрос
о женском образовании заслуживает серьезного внимания», ведь «наука для всех
равна, ее требования не могут изменяться или приспосабливаться к званию или
полу»[7].
При этом, справедливо указывалось, что просвещение должно затронуть самые
основы общества и, прежде всего, семью. «Было бы желательно, – отмечалось в
одной из статей, – чтобы матери семейств были не чужды высшим интересам науки и
просвещенной педагогической опытности, и чтобы они сами умели отличать истинные
пути образования от ложных»[8].
Ведь в этом случае и государство и общество получают существенную пользу
вследствие того, что учащиеся (под влиянием матерей) выбирают правильные пути
образования. В связи с этим газета «Московские ведомости» в лице ее главного
редактора М.Н. Каткова, решительно возражала против всякого рода специальных
запретов высшего женского образования в какой-либо сфере. «Мы находим, – отмечал
он в 1874 г., – несправедливым стеснять или ограничивать стремление женщины к
научному образованию по какой бы то ни было специальности».
Итак, даже
краткий анализ материалов газеты «Московские ведомости» в 1870-е годы позволяет
сделать ряд выводов. Гендерному (так называемому «женскому») вопросу уделялось
немало внимания. Авторы газеты, при этом выступали за равенство мужчин и женщин
в таких областях общественной жизни, как образование, наука и, следовательно,
общественно-политическая деятельность. В тоже время, они не были сторонниками
отказа женщин от своей половой идентификации. Таким образом, многие идеи и
положения, высказанными в «Московских ведомостях» исследуемого периода, следует
признать вполне обоснованными и актуальными для современной России.
[1] Московские ведомости. 12 января 1866 г. № 9.
[2] Московские ведомости. 31 августа 1873 г. № 220.
[3] Московские ведомости. 1 июля 1872 г. № 165.
[4] Московские ведомости. 31 августа 1873 г. № 220.
[5] Московские ведомости. 1 июля 1872 г. № 165.
[6] Московские ведомости. 1 июля 1872 г. № 165.
[7] Московские ведомости. 31 августа 1873 г. № 220.
[8] Московские ведомости. 1 июля 1872 г. № 165.