Функции мужчины в
традиционной культуре бурят конца XIX – начала ХХ вв.
Мужчина,
согласно традиционным представлениям, являлся главным кормильцем семьи. Он был
охотником-добытчиком, строителем домашних построек, следил за скотом, являлся
надежной опорой для семьи, родителей и своего рода. Мальчика после 8-9 лет
учили плести веревки, делать деревянные остовы войлочного жилища (юрт),
мастерить несложную деревянную обстановку юрт, повозки, домашнюю посуду, седла,
сбруи, луки и стрелы, музыкальные инструменты и т.д. С малых лет они получали
навыки на охоте, в скотоводстве, земледелии, мелиорации, а также, плотничестве
и кузнечестве. Следует отметить, что ремесла передавались из поколения в
поколение только по мужской линии. Каждый мастер обладал индивидуальными
профессиональными секретами, которым обучал сыновей или родственников по
мужской линии. Мальчикам в бурятской семье с раннего детства внушали, что они
должны стать идеальными мужчинами, а именно, бороться, мастерить, плести кнут
из восьми ремешков, плести треножник для коня, натягивать тетиву лука, быть
наездником, охотиться, знать кузнечное дело, ударом кулака ломать позвоночную
кость скотины и т.д.
Хозяйственная
практика мужчин конца XIX – ХХ вв. характеризуется как внешним воздействием на
окружающую среду, например, обработкой (животных, земли, деревьев, металла),
так и имплицитным, связанным с мифоритуальными воззрениями, призванными
обеспечить благополучие общества. Анализ деятельности мужчины показал, что она представляет
собой комплекс строго регламентированных действий, каждое из которых выполняет
отведенную им функцию в соответствии с целями и задачами традиций. Вся деятельность
мужчины традиционного общества была направлена на воздействия божеств природы,
культа предков, культа ремесленных божеств. С распространением ламаизма, у
бурят появляются буддийские мотивы. Только после проведения специальных молений
и жертвоприношений он приступал к выполнению работы.
Исследование
функций мужчины в традиционной культуре бурят конца XIX – начала ХХ в. позволило
определить его в качестве медиатора сложения и функционирования картины мира.
Ребенка с малых лет учили не только выполнять вышеуказанную работу, но любить,
почитать, охранять окружающую среду бытования. Для чего у него формировали
мифопоэтическое мировосприятие, согласно которому он должен был осознавать себя
сакральным маркером, обеспечивающим благополучие семьи и рода, как в профаном,
так и сакральном мирах. Для этого его учили проводить обряды, связанные с
поклонением духов-предков. С самых малых лет мальчик должен был знать своих предков по мужской линии.
Дед или отец перечисляли около восьми-десяти и больше поколений, рассказывая
ему, кто от кого был рожден и путем многократных повторений добивались того,
что мальчик заучивал свою родословную.
В календарных
праздниках и обрядах мужчина в выполнял важнейшие цивилизационные, космо- и
социогонические функции, обеспечивающие благополучие и благоденствие общества.
На родовых молениях (тайлганах и обо) он обращался к родовым предкам, на
общеплеменных праздниках (сурхарбан,
наадан) к духам местности (эжинам).
Для проведения указанных обрядов только мужчина устанавливал коновязь (центр
мира), проводил моления, жертвоприношения (мясо жертвенных животных, алкоголь),
и, так называемые, «игрища трех мужей» (скачки, стрельбу из лука и борьбу). У бурят сохранилось представление о праздниках как способе
магического воздействия на силы природы. Это воздействие оказывалось
опосредованно, через идею обмена. Люди угощали эжинов жертвенной пищей и устраивали спортивные состязания для их
увеселения, а эжины, в свою очередь,
одаривали людей сочной травой, богатым приплодом скота, обильной охотничьей добычей [Жуковская, 2002, с. 244].
Мужчины
выполняли важнейшие функции в обрядах перехода, призванных верифицировать
изменение статуса неофита. Мужчина (пожилой, уважаемый) был главным
распорядителем и участником в свадебной и похоронной обрядности. Только
благословляющие слова мужчины служили сигналом начала проведения этих обрядов и
конца. В родильных обрядах, где не желательно было присутствие мужчины, функции
цивилизации и сакрализации выполняли его вещи (штаны, кушак, трубка).
Аналогичные
функции выполнялись и в окказиональных обрядах, призванных устранить сбой в
ритме природы или в жизни человека. Их присутствие было обязательным при
устранении последствий от сильной грозы, удара молнии, засухи или при лечении
заболевшего человека.
Таким
образом, роль, значение и место мужчины в традиционной культуре заключается в
комплексе явлений полифункционального и полисемантического свойств. Это
позволяет говорить о сложности и неоднозначности генетических и культурных
процессов, в свете которых расширяются наши представления об
этнокультурно–историческом наследии. Исследование совокупности значений и функций
мужчины в жизни этноса способствует раскрытию не только содержания архаичных пластов
народного мировосприятия, разностадиальных мифопоэтических и религиозных
компонентов, но и позволяет апробировать современные методы анализа
обуславливающие открытие новых перспектив в исследовании этно- и культурогенеза.
Литература
Жуковская
Н. Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. М., 2002.