Хуриева М.Ю. – ст.
преподаватель кафедры психологии Северо-Осетинского государственного
университета им. К.Л. Хетагурова
ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ
В настоящее время, подрастающее поколение оказалось в экстремальных
социокультурных, политических и экономических условиях. Молодое поколение
большую часть времени проводят вне семьи, вне родного дома. Связь с родителями,
семьей, родом, народной культурой трансформируется, что наносит непоправимый
урон не только нравственному, патриотическому и интернациональному становлению
подрастающего поколения, но и, прежде всего, их здоровью. Семья, которая всегда
была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, утрачивает свою
ведущую роль в силу чрезмерной занятости родителей в индустриальном
производстве. Как показывают исследования, около 60% родителей слабо знают
основы семейной педагогики, 25% знакомы с некоторыми методами и принципами
воспитания, и только 15% родителей имеют ясное представление о своих
обязанностях, умеют использовать различные формы и методы в воспитательном
воздействии на детей. Игнорирование народных основ воспитания, многовековой
мудрости, накопленной многими поколениями людей, привело к отрицательным
последствиям: выросли целые поколения наших соотечественников, которые
равнодушны к истории родного края, родному языку, судьбам народа. Оставшись без
вековых воспитательных традиций, то есть без народной педагогики, общество
стало в массовом порядке порождать «духовных сирот».
Народная педагогика как составная и неотъемлемая часть общей духовной
культуры народа возникла в глубокой древности, она исторически предшествовала
научной педагогике и влияла на ее ранние формы. Накопленный веками опыт
воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике,
составляет ядро народной педагогики.
Неоценимый вклад в изучение, теоретическое обобщение и развитие народной
педагогики внес К.Д. Ушинский, разработав теоретические положения, которые
положили начало русской этнопедагогике как области научного знания, а именно:
-
обосновал один из ведущих принципов этнопедагогики, на котором должно строиться
все содержание образования в школе – от восприятия культуры собственного народа
через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию и усвоению
мировой культуры;
-
установил необходимость культурных международных связей, рассматривая их как
эффективное средство обогащения национальных культур;
-
определил, что нельзя слепо заимствовать воспитательные системы у других
народов, поскольку у каждого этноса есть своя особенная национальная система
воспитания, т.е. определил, что каждый народ имеет свою особую систему
воспитания, и что нет общей для всех народов, ее не существует не только на
практике, но и в теории;
- доказал,
что педагогическая система народа должна базироваться на использовании сокровищ
русской культуры в целом; обосновал, что в душе человека черта национальности
коренится глубже всех прочих; воспитательные идеи каждого народа проникнуты
национальным более чем что-либо другое;
- выдвинул
принцип народности русской школы, под которым понимал преобразование всей
системы образования на основе установления органических связей с жизнью народа
в целом, указал его источники, средства и практически воплотил эту идею в своей
учебно-воспитательной работе, учебниках и научных трудах;
- ввел
понятия «народная педагогика» и «народное воспитание», отметив, что школьное
воспитание далеко не составляет всего воспитания народа, разработал содержание
народного воспитания, включив в него изучение природы, поэзии, отечественной
литературы, истории, географии, фольклора;
-
рассмотрел вопрос об идеале человека, который у каждого народа соответствует
его характеру, определяется его общественной жизнью; показал соотношение
личности и народа и доказал, что всякая личность, даже самая одаренная, стоит
ниже народа;
-
обосновал воспитательное и образовательное значение родного языка,
охарактеризовал его как средство проникновения в характер народа, показал его
огромную роль не только в воспитании детей, но и в сохранении народной
самобытности, так как он связывает отжившие, живущие и будущие поколения в одно
великое, историческое живое целое, является лучшим выразителем духовных свойств
народа, его лучшим наставником и педагогом, учившим, воспитывавшим все новые
поколения задолго до появления книг и школ;
- научно
доказал, что прежде ребенок должен изучить свой родной язык, а потом другие,
разработал научные рекомендации не только по изучению родного языка, но
иностранных, подчеркивал, что родной язык должен постигаться посредством
изучения народной литературы, народных песен, творений народных писателей,
живой народной речи; рассмотрел язык как средство не только познания природы,
но и приобщения ко всей истории духовной жизни народа;
- раскрыл
воспитательный потенциал русского фольклора и разработал методику его
использования в учреждениях системы образования; разработал методику
использования знаний по русской народной культуре в учебно-воспитательном
процессе учреждений системы образования [4].
Большой
вклад в развитие этнопедагогики внес известный ученый-педагог Г.Н. Волков.
Первые элементы этнопедагогического знания зародились в период образования
начальной этнической общности – племени. На протяжении истории развития
человеческого общества этнопедагогическое знание постоянно развивалось,
пополняясь новыми элементами. Однако, впервые в педагогической литературе
термин «этнопедагогика» применил Геннадий Никандрович. Его научные труды
послужили основой для создания концепции этнопедагогики.
Некоторые
исследователи не проводят четкой границы между этнопедагогикой и народной
педагогикой и зачастую, описывая традиционный народный воспитательный опыт,
используют термин «этнопедагогика». Принципиальное различие между этими
научными понятиями определил Г.Н. Волков: если народная педагогика имеет
отношение к опыту и эмпирическим сведениям и знаниям по вопросам воспитания,
которые обычно распространяются устно, то этнопедагогика – сфера теоретической
мысли, сфера науки. Народная педагогика – это исторически сложившаяся
совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в
устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционного
поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.
Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его
достижения. Народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики.
В народной педагогике превалирует эмпирика, в ней много ценных фактов и
оригинальных идей, но нет целостной системы, взглядов, обобщающей теории, а
этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление, в ней
анализируются социальные и педагогические процессы, взаимосвязи,
взаимодействия, взаимовлияния педагогики с образовательно-воспитательными
традициями того или иного этноса. Ценности народной педагогики помогают
направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического
самосознания у подрастающих поколений, развитие у них понимания роли своего
народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре [1].
В
становлении этнопедагогики как науки следует отметить и заслуги
В.А. Сухомлинского. Он определил народную педагогику как средство
обновления и совершенствования своей учебно-воспитательной работы с детьми и
доказал, что:
- школу
необходимо характеризовать как «колыбель народа», «народный очаг воспитания»,
«важнейший центр духовной жизни народа»;
- учебные
заведения должны воссоздать в каждом поколении философию родного народа, его
широкий и оригинальный взгляд на мир, национальную психологию и характер,
самобытную культуру, тесные духовные связи с другими народами;
- школа
лишь тогда школа, когда главный предмет в ней человековедение и определил
главнейшую задачу школы – формирование у детей и подростков убеждений в высоком
назначении человека, в том, что он частица бессмертного народа;
-
народоведческий подход в учебно-воспитательном процессе позволяет добиваться
глубокого познания учащимися важнейших источников, питающих любовь к родной
земле, Родине;
-
источниками народного патриотизма в современном понимании являются родительская
любовь, колыбельная песня и родной язык, картины родной природы, требующее
труда отцовское плодородное поле, история родного народа, мир наших предков,
исторические судьбы других народов и т.д.;
-
оригинальные формы внедрения творческих традиций народа в современную
воспитательную практику – театр сказки, кукольный театр, сочинение сказок и
т.д. [3].
Литература
1. Волков Т.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 2004.
2. Макаренко А.С. Соч. т.5. – М.: Учпедгиз,1960.
3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975.–273с.
4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической
антропологии // Избр. пед. соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1974. – 574с.