Харитонов
Алексей Сергеевич
ассистент
преподавателя кафедры государственно-правовых дисциплин юридического института
Владимирского государственного
университета
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Место правового обычая
в системе источников права с точки зрения К.П.Победоносцева
«Если духовной стороной своей закон основывается
на началах, общих всему человечеству, то в материальной практической части
своей он необходимо вытекает из особенных условий того общества, для которого назначен»
[5;325], - полагает К.П.Победоносцев, тем самым, формулируя принцип
субстанционального содержания права как взаимосвязанной совокупности
онтологических и эмпирических составляющих.
Представитель почвеннического консерватизма, редактор «Русского слова» Аполлон
Александрович Григорьев разработал собственную систему взаимообусловленных
дихотомий, содержание коих соответствовало столкновению правосознания
консервативного и либерального, в соответствии с которыми предполагалось
интерпретировать данной противостояние как «реакцию жизни против теории» [2;528]. Также А.А.Григорьев разделял в
своих взглядах общеконсервативное понимание неправильности «подхода к жизни с
ножом теории» [2;96]: «Для меня жизнь – есть…нечто неисчерпаемое, бездна,
поглощающая всякий конечный разум» [2;528], - признаётся редактор «Русского слова».
С точки зрения консервативной гносеологии,
способ рационально-субъективного исследования как правовых явлений, так и
явлений социально-философских, утрачивает статус единственно верного способа
постижения жизни. Г.В.Ф.Гегель, являясь сторонником наиболее
рационализированной ветви консерватизма в Европе, выделял отличия в
познавательном принципе рассудка и разума, полагая, что первому практически не
представляется возможным «постичь жизнь, потому что он легче всего понимает
абстрактное, мёртвое, т.к. оно – наиболее простое» [1;103] . А вот для того, чтобы «постигнуть
жизненность как таковую» [1;103] ему не
хватает познавательных средств.
Исходя из приведённых выше аргументов, следует
обратить внимание, что консервативная гносеология исключает возможность
правовой теории не только предпринимать попытки рационального преобразования
существующей реальности, но и адекватно воспринимать её в целом. Невозможно при
использовании теоретического подхода, полагает К.П.Победоносцев, «обнять и
исчерпать жизнь со всем её бесконечным разнообразием…создать для неё новую
конструкцию» [5;327].
Будучи сторонником концепции правового
эмпиризма, К.П.Победоносцев полагает, что априорно-рационалистически созданное право
неминуемо приведёт к уничтожению особенностей и традиций национальной правовой
реальности, либо превратится в «мёртвую форму» [6;545], нормам которой
перестанет следовать общество: «жизнь действительная никогда не будет следовать
правилу, которое чуждо ей и противоречит её условиям» [6;545]. Следовательно, в
том случае, когда законодатель «захочет провести правило во всей его чистоте» [6;546],
не основываясь при этом на эмпирической специфике национального быта, - «то это
значит, что он хочет убить это правило» [6;546].
Кроме того, «расклад закона с жизнью» неизбежно
повлечёт за собой собственное несоблюдение вследствие того, что «жизнь должна
будет для поддержания себя, пробавляться нарушениями неисполнимого закона» [6;542],
- полагает К.П.Победоносцев. Исходя из понимания бессмысленности создания
такого рода законодательных актов, обер-прокурор, во время участия в подготовке
реформы судебной власти, неоднократно обращает внимание на то, что в России не
может и не должен появиться принцип несменяемости судей. Такое «правило,
безусловно поставленное будет с первого начала входить в сделки с
непредвиденными и невысказанными в законе условиями действительности, - и потом
от сделок перейдёт к отрицанию на практике того, что положительно высказано в
законе» [6;542-543].
В настоящее время «задача законодателя
становится несравненно сложнее, - считает К.П.Победоносцев, - т.к. предстоит
ему из коренных элементов жизни и народного быта извлечь такое правило, которое
могло бы войти в жизнь, установить такой порядок, который она признала бы
своим, и в котором было бы ей ловко» [6;11]. Только при таком подходе к
конструированию законодательства закон, с точки зрения К.П.Победоносцева,
обретёт «настоящую свою силу, истинное своё значение» [6;11].
Необходимым условием обусловленного правового
регулирования общественных отношений является, по мнению К.П.Победоносцева,
конструкция законодательства, основывающаяся на конкретных
историко-эмпирических особенностях своеобразия народа, правосознания индивидов,
его наполняющих, принципов народного духа и национального быта. Именно
вследствие указанного выше, правовой обычай, как совокупность
традиционно-применяемых норм, с точки зрения консервативной правовой теории,
располагается в иерархии источников права сразу же вслед за самим законом – на
втором месте.
К.П.Победоносцев помещает цитаты трудов
сторонника такого подхода к определению значимость правового обычая,
британского историка Томаса Карлейля на страницах «Московского сборника»: «Вся
наша практика повешена над бесконечной бездной неведомого…через которую переброшен
мост обычая, тонким земляным слоем, сложенным вековою работою» [5;341]. Закон в
своём узком юридическом смысле понимается Т.Карлейлем исключительно как
«экстракт…того…неписанного кодекса» [5;342], истинность которого базируется
именно на правовом обычае общества. А рационально-априорное формирование текста
законов приводит к тому, что «обычай, сила живая, свободная и способная к
самостоятельному развитию заменяется буквою писаного закона – силы в сущности
бездушной, отрицательной, карательной и стесняющей частную деятельность» [5;342].
Исходя из приводимых доводов, К.П.Победоносцев
приходит к пониманию роли законодателя, который «не должен забывать ни об
исторических явлениях народной жизни, ни об условиях времени и места, ни об
обычае, который развивается в народе самостоятельно, и которым закон
пренебрегать не может» [6;547]. Закон же, полагает обер-прокурор Св. Синода,
будет адекватно регулировать общественные отношения только и исключительно
тогда, когда не будет идти «в разлад с обычаем, который не даром существует в
иной местности с незапамятных времён, и которого не изнасилуешь никаким
положительным законом, а сделаешь только закон исполнимым» [6;547].
Правовой обычай, с точки зрения
К.П.Победоносцева, является настолько важным и значимым источником права, что
именно его влияние должно быть самым существенным на проводимое реформирование
законодательной базы. В связи с этим, вполне закономерно положительное
отношение обер-прокурора к попыткам систематизировать правовые обычаи той или
иной местности. К.П.Победоносцев поддерживает идею Дмитрия Ивановича Мейера
«собрать…и разъяснить критически юридическое значение торговых обычаев Одессы» [3;7].
Обычаи эти «приобрели такое важное значение, что сам закон дозволяет суду
принимать их в основание своих решений» [7;74]. Однако, тот факт, что
существуют данные обычаи «без определённых формул, в одном только сознании
торгового сословия…затрудняет процесс извлечения этих обычаев из
бессознательной или полусознательной жизни – в юридическое сознание» [7;75], -
констатирует К.П.Победоносцев.
Своего рода реверансом в сторону эмпирического
метода выглядит отношение обер-прокурора Св. Синода к действиям, предпринятым
профессором Богишичем, по осуществлению кодификации норм гражданского права в
Черногории: «Составитель приготовился к своей работе тщательным изучением
обычного права у славянских народов…и применил систему и содержание кодекса к
потребностям страны в её экономическом и нравственном быте» [4;6], -
констатирует К.П.Победоносцев.
В завершение следует сделать вывод о том, что
для консервативной правовой теории, чьим несомненным сторонником и соавтором
является К.П.Победоносцев, основным принципом является соответствие права –
Божественным заповедям (онтологическая обусловленность права), историческим
аспектам народного духа (исторический подход к пониманию сущности права) и
существующей реальности (эмпирический подход). «Право, - заключает
обер-прокурор Св. Синода, - должно быть обосновано вечною крепостью
неистребимого начала и непреложным законом исторической жизни» [4;536].
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по
истории философии: В 3-х кн. СПб., 1993-1994. Кн. 1. СПб., 1993. 524 с.
2. Григорьев A.A.
Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства
// Собр. соч. Аполлона Григорьева / Под ред. Ф.Саводника: В 14 вып. М.: типолит. Т-ва И.Н.Кушнерев и К,
1915-1916. Вып.2-й. М„ 1915. 615 с.
3. Мейер Д.И. Юридические исследования относительно
торгового быта Одессы. Казань, 1855. 20 с.
4. Победоносцев К.П. Курс
гражданского права: В 3-х т. СПб.: Синодальная типография, 1896. Т.2 [2], X,
676 с.
5. Победоносцев К.П.
Московский сборник // Победоносцев К.П. Сочинения. СПб.: Наука, 1996. 585 с.
6. Победоносцев К.П. О
реформах в гражданском судопроизводстве // Русский вестник. М., 1859. Т.21.
Июнь. Кн.2. С.545.
7. Победоносцев К.П. Теория
и практика // Победоносцев К.П. Сочинения. СПб.: Наука, 1996. С.65-79.