Ратнер Ф.Л.

доктор педагогических наук, профессор кафедры немецкого языка Казанского государственного университета имени В.И.Ульянова-Ленина

Яруллина А.Р.

преподаватель английского языка Арского педагогического колледжа

 

Толерантность как нравственный императив личности

 

Современные социально-экономические изменения в обществе, связанные с глобализацией, быстрыми темпами развития мирового сообщества и расширением международного сотрудничества,  вынуждают нас признать, что толерантность в современном социуме – это один из возможных путей сохранения мира и равновесия в условиях политической и социальной нестабильности. Особое значение для российского общества вопрос толерантности имеет в связи с тем, что оно многонациональное – в России проживают более 170 народностей, так как оно многоконфессиональное – в России живут последователи более 40 религий. По результатам социологического исследования «Россияне о государственно-церковных отношениях и свободе совести» (1993 г.) была установлена следующая конфессиональная самоидентификация: к православным относят себя 74 % , к мусульманам – 19 %, к протестантам – 2 %, к буддистам – 2 %, к католикам – 1 % [4;60].

Развитие нравственности и нравственных отношений, лежащих в основе понятия толерантности, которое, по нашему мнению, является нравственным императивом личности, можно рассматривать как достаточно самостоятельный процесс, связанный с ходом истории человеческого сообщества. Прогресс морали и нравственности, воспринимающиеся как тождественные понятия, во многом зависит от уровня развития личности и общества, от возможностей реализации свобод индивида и его общественных отношений. Исторически они носили сначала стихийный характер, сопровождавшийся поступками с нравственным содержанием, которые впоследствии закреплялись в виде обычаев, норм и правил, передававшихся из поколения в поколение. Дальнейшее развитие общества, разделение труда, усложнение трудовых, позднее производственных и социальных отношений, привело к осознанию человеком своих потребностей и интересов, взаимосвязанных и взаимообусловленных общественными интересами, когда другой человек начинает восприниматься как партнер по совместным действиям, помощник и друг, когда начинают складываться представления о своем и чужом, любви и ненависти, добре и зле.

Рассматривая свободу совести в качестве ведущего компонента и основной составляющей толерантных отношений, М.Мчедлов использует исторический подход, давая философское осмысление данного понятия. Он обращается к античности, когда впервые в человеческом сообществе начинают вырабатываться базисы для построения гуманного отношения к людям иной веры и иной национальной принадлежности. Этот процесс сопровождался жестокими битвами, кровавыми войнами и противостоянием сторон, таких, как государственная власть и церковь, когда последняя устанавливала свое господство, разжигая костры инквизиции и снаряжая крестовые походы против иноверцев. Принцип гуманизма и свободы совести нашел законодательное и правовое подтверждение лишь в эпоху Возрождения, Реформации и Просвещения. Одним из ярких представителей этого периода является Дж.Локк, чьи идеи о том, что стабильность в обществе напрямую связана с существованием в нем плюралистического подхода к вероисповеданию, были в дальнейшем поддержаны и отражены в законодательстве ряда европейских стран в конце XVIII века – Билл об установлении религиозных свобод (Виргиния, 1785), Декларация прав человека и гражданина Великой французской революции 1789 года, в Конституции США (1791), первая поправка к Конституции давала право на свободу вероисповедания. Локк доказывает важность и необходимость отделения церкви от государства, установления границ между ними, обосновывая полномочия и права каждой ветви на душу и жизнь человека. Государство и его органы обязаны обеспечивать достойную жизнь и защиту своих граждан, не ограждая их волю и не ограничивая их свободу. Локк выступает против насилия и принуждения, осуждая религиозный фанатизм и считая, что истинная религия и церковь покоряет народы не мечом или при помощи другой силы, а лишь «…Евангелием мира и примерной святостью речи». Рассуждая о моральных качествах высших духовных лиц, Локк пишет: «Тот, кто претендует быть преемником апостолов и берет на себя обязанность поучать, обязан также наставлять своих слушателей в духе мира и доброй воли ко всем людям, как к заблуждающимся, так и к тем, кто отличается от них верой и церковными обрядами, так же как и к тем, кто в этом с ними сходится» [2;42]. Локка поражает тот факт, что люди не могут понять необходимости и собственной выгоды построения человеческих взаимоотношений на основе терпимости друг к другу, и веротерпимости к тем, кто придерживается других религиозных взглядов. Веротерпимость является, по мнению Локка, главной чертой истинной церкви. Только настоящий христианин обладает кротостью, великодушием и щедростью души, милосердием и человеколюбием.

Вторая мировая война заставила человечество осознать свои действия и признать принцип свободы совести в качестве ведущего гуманистического принципа и основного гаранта в деле обеспечения безопасности и мира для всех людей независимо от нации и конфессии. Послевоенный период характеризуется появлением ряда международных организации, деятельность которых направлена на сохранение и поддержание мирных отношений, сотрудничества в самых различных областях. Особую роль сыграло создание Организации Объединенных Наций, а также разработанный и принятый ею ряд документов, касающийся общечеловеческих ценностей и нравственных норм: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 30 июня – 1 августа 1976 года), Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Декларация об устранении всех форм нетерпимости и дискриминации в связи с религией и убеждениями (принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 года, Парижская хартия для новой Европы (1990 год).

Следовательно, современное общество признает первостепенную значимость и осознает широкие функциональные возможности толерантности в деле восстановления  и сохранения мира, легитимность толерантности подтверждается рядом международных и отечественных документов о толерантности:

1. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г.).

2. Венская декларация и программа действий. Всемирная конференция по правам человека (принята в Вене в июне 1993 г.).

3. Декларация принципов толерантности (принята на 28-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 ноября 1995 г.).

4. Декларация и программа действий в области культуры мира (принята на 55-й сессии Генеральной Ассамблей ООН 13 сентября 1999 г.).

5. Декларация тысячелетия ООН (принята на Саммите тысячелетия . Нью-Йорк, 6-8 сентября 2000 г.).

6. Декларация. Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (Дурбан, Южная Африка. 31 августа - 7 сентября 2001 г.).

7. Доклад Верховного комиссара по правам человека на 58-й сессии Комиссии по правам человека ООН. Гражданские и политические права. Несовместимость демократии и расизма (7 февраля 2002 г.).

8. Решения Будапештского саммита СБСЕ 1994 г.

9. Рекомендация № R (97) 20 комитета министров государствам-участникам по вопросам разжигания ненависти (принята Комитетом министров Совета Европы 30 октября 1997 г. на 607-м заседании заместителей министров).

10. Декларация и программа воспитания граждан в духе демократии, основанного на осознании ими своих прав и обязанностей (принята Комитетом министров Совета Европы. Страсбург, 2000 г.).

11. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» на 2001 – 2005 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629) [4;335].

Таким образом, функциональные возможности толерантности неограниченны и являются важнейшими вопросами различных отраслей науки для определения основ взаимодействия человека с миром и социумом. Выделяют следующие функции толерантности:

1)          коммуникативная (позволяет облегчить процесс взаимодействия с партнерами по общению);

2)          ориентационно-эврестическая (находит оптимальные пути к общению и пониманию других людей);

3)          гносеологическая (способствует познанию ситуационного поля общения и пониманию причин того или иного поведения другого человека);

4)          прогностическая/превентивная (дает возможность предвидеть результаты совместной деятельности и находить пути по разрешению конфликтных ситуаций).

Е.Ю.Клепцова интегрирует выше перечисленные функции и добавляет синдикативную функцию, суть которой заключается в объединении различных по размеру групп людей; трансляционную (вышеупомянутую коммуникативную), реализующую способность переноса и передачи информации, знаний и умений в выполнении определенной деятельности; адаптивную, выражающую способность принимать и переносить новые условия жизни и деятельности; активную, позволяющую изменить поведение другого человека без принуждения и насилия; конгруэнтно-эмпатическую, раскрывающую умение принимать чужую точку зрения, чувства и мнения других, сочетающую уважение и самоуважение.

Таким образом, толерантность как система установок и ценностей личности отражает отношение личности к культурным, этническим, религиозным, социальным, гендерным, мировоззренческим различиям, и многообразию мира в многоликом и меняющемся социальном окружении. Вопрос о воспитании культуры толерантности необходимо поднимать и развивать с целью обеспечения нормального функционирования общества на всех уровнях. Подобное развитие возможно и наиболее эффективно, по нашему мнению, в процессе обучения и воспитания, которые неразрывно связаны между собой. Психологическая и социальная задача воспитания личности переносится в педагогический план и звучит многозначительно – воспитание толерантного сознания.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004. – 138 с.

2.Локк Д. Английское свободомыслие. Письмо о веротерпимости. - М.: Мысль, 1981. – 278 с.

3..Локк Дж. Мысли о воспитании. Издание 2-е, К.И.Тихомирова. – Москва, типография П.К.Прянишникова, Цветной бульвар, 21, 1904 год. – 241 с.

4.Мчедлов М.П. Толерантность. – М.: Республика, 2004. – 416 с.

5.Мчедлов М.П. Терпимость – свойство культуры, путь к гражданскому согласию/М.П. Мчедлов//Свободная мысль. – 1994. - № 5. – С. 59-69.

 

Участники: Ратнер Ф.Л., Яруллина А.Р.

Адрес: Россия, Республика Татарстан, г.Арск, ул.Мостовая, д.5, кв.1., 422000 (Яруллина А.Р)

Телефон: 89172779645 (Яруллина А.Р.)

Количество сборников: 1