Орёл Н.Н.
Луганский колледж культуры и
искусств
Развитие креативного
потенциала личности
в курсе истории
музыки
… способность к преобразованию опыта
называется креативностью.
А.Морозов
В
условиях глобальной перестройки
общества необходимо учитывать те новые цели и задачи, которые определяют
направление развития современной системы образования. Это: адаптация к
современной социокультурной среде, интеграция технологий информационного и медиаобразования,
но самое главное – переход к инновационным методам обучения. В этих условиях чрезвычайно важно определение
пути целенаправленного формирования образовательной среды, но и создание
педагогики нового типа – креативной педагогики и психологии. Это значит, что целью образовательного процесса
становится не столько усвоение новой информации, сколько усвоение нового
способа мышления, обеспечивающего получение и производство новых знаний.
Социальный заказ на исследование механизмов
развития творческого потенциала личности обусловил общую актуальность проблемы
креативности. Само понятие
«креативность» вот уже несколько десятилетий не имеет достаточного научного объяснения. «Креативность есть
тайна, завернутая в головоломку, спрятанную внутри загадки» – так сказал Роберт Калаба [2,15]. Авторы
научно-исследовательских работ не пришли ещё к единому взгляду на данную
проблему.
Анализируя
и обобщая существующие понятия и определения креативности у зарубежных
исследователей, Р. Холлеменн пишет: «Креативность представляет собой сплав
восприятий, осуществленных новым способом (Маккеллар), способность находить новые
связи (Кюби), возникновение новых отношений (Роджерс), появление новых
сочинений (Мерей), предрасположение совершать и узнавать новшества (Лассуэль),
деятельность ума, приводящую к новым прозрениям (Жерер), трансформация опыта в
новую организацию (Тейлор), воображение новых констелляций значений (Гизелин)»
[2,22].
Среди
российских ученых и психологов природу креативности на основе экспериментального подхода изучали С.Рубинштейн,
Б.Богоявленская, А.Пономарёв, В.Пушкин, Н.Рождественская и другие. Связывая
креативность с проблемами творчества, психологии, исследователи подчеркивают её основную особенность – возможность проецирования и
генерирования идей. Обобщая все
исследования и эксперименты, А.Морозов и Д.Чернявский подчеркивают, что термином «креативность» в современном мире обозначается
комплекс интеллектуальных и личностных особенностей. Они определяют
креативность как «ценностно-личную созидательную деятельную категорию, которая,
будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого
саморазвития личности, является резервом её самоактуализации, выражается восприимчивостью,
чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью
разрушать и изменять устоявшиеся стереотипы
с целью создания нового, получения необычных и неожиданных решений
жизненных проблем» [3, 100].
Основными
качествами любой креативной личности В.Сластенин и Л.Подымова считают «любознательность,
стремление к самосовершенствованию, развитие воображения, смекалку и
сообразительность, изобретательность, широкий кругозор и эрудицию,
профессионализм и компетентность, артистичность, оптимизм и чувство юмора,
оригинальность и гибкость мышления, харизматические качества» [3,
166-167].
Реализация
научных исследований креативности в практику выражается в моделировании
процесса обучения и воспитания, которые в результате проявляются в
инновационной деятельности педагога и студента. С этой точки зрения музыкальное
образование можно рассматривать как явление,
в наибольшей степени
способствующее развитию креативного
потенциала индивидуальности и предполагающее многообразие
форм.
Непременным
условием развития креативности является создание нерегламентированной среды с
демократическими отношениями «педагог – студент», атмосферы заинтересованности,
радости сотворчества. Диалогизм, полифония выступают как
структурообразующие начала инновационной деятельности современного образования.
С этой точки зрения особо интересны и продуктивны виды творческой деятельности,
основанные на бинарности, готовности разделять функциональные обязанности на
основе творчества и созидания.
Среди
них:
- бинарные занятия, интегрированные в цикле специальных музыкальных дисциплин (например,
бинарное занятие по теме «Мелодия», объединяющее теорию и историю музыки);
- видеосеминары,
сочетающие разные виды совместного творчества педагога и студентов:
музыкальное, литературное, техническое, научное, игровое, учебное,
коммуникативное т.д. («Некоторые штрихи к творческому портрету Р.Штрауса»);
-
совместные творческие работы, существенно расширяющие тематику курса
истории музыки («О «золотом сечении» в цикле С.Слонимского «Три грации»,
«Зримая музыка», «Творческие портреты композиторов Луганщины: А.Ковалёвой,
К.Карпенко, Н.Поклад»и т.д.);
- музыкальные
вечера, гостиные, конкурсы, олимпиады;
- «театрализованно-ситуативные»
задания: музыкально-литературные
композиции («Каменный властелин» Л.Украинки та
В.Губаренко») или самодеятельные
постановки сцен из опер (В.Лысенко
опера «Коза-дереза», инсценировки творческих портретов («М. Березовский»), т.д.
- «литературно-имитационные»
задания: статья, репортаж, интервью, минисценарий о жизни и творчестве
музыкантов (композиторы, дирижёры, исполнители, критики, т.д.), в которых постигаются азы построения медиатекстов,
развиваются творческие потенции, фантазия, воображение, способность
кратко сформулировать свои сценарные замыслы, вербально раскрывающие аудиовизуальный,
пространственно-временной образ гипотетического медиатекста;
- творческие задания, связанные с
разного рода художественными ассоциациями, которые, как правило,
предусматривают солидный запас знаний литературы, изобразительного искусства, музыки, мировой художественной
культуры.
Каждая из этих форм является разновидностью креативной практической
деятельности. Здесь задействованы все основные этапы творческого
процесса: сознательная работа (подготовка), первый проблеск интуитивной идеи,
созревание (бессознательная работа над проблемой), вдохновение (рождение идеи
работы), развитие идеи, её окончательное оформление и проверка.
Творческая
работа педагога и студентов проявляется
на всех этапах подготовки и проведения мероприятий, начиная от выбора темы или
вопроса до индивидуальной формы их воплощения: создание сценария или плана
мероприятия, стилистика речи, монтировка видеопродукции или исполнение
музыкальных фрагментов, подбор цитатного материала или сочинение ответа в
поэтической форме, использование «ролевых игр», пр. Конечной целью этой работы
является коллективное сотворчество и духовное общение участников действия.
Развитие гармоничной личности, подготовка и воспитание педагога-специалиста, творческого
мастера и исполнителя, современного научного исследователя связана и с разработкой основных направлений интеграции элементов медиаобразования в учебный процесс. Медиаобразование тесно связано не только с педагогикой
и художественным воспитанием, но и с такими областями гуманитарных знаний как
искусствоведение (киноведение, литературоведение, театроведение),
культурологией и историей (история мировой художественной культуры и
искусства), психологией (психология искусства, художественного восприятия,
творчества). Комплексное изучение названных дисциплин помогает исправить
традиционные недостатки художественного образования: одностороннее,
изолированное изучение литературы, музыки,
живописи. Для интеграции медиа в образовательный процесс сегодня
существуют все необходимые условия: начался новый этап развития прессы,
усиленное внимание к кинематографу, «Интернет-экспансия», проведение Интернет-конференций,
интерактивных форумов с выдающимися деятелями культуры и искусства. Уже
существует общая ориентация на развитие личности, происходит модернизация
материально-технической базы учебного процесса.
Особенно сложно
введение медиаобразования в музыкальных вузах, специфика которых несколько
далека от информационной сферы. Интеграция отдельных элементов медиаобразования
в ряд музыкальных дисциплин всё же возможна. Прежде всего, речь идёт о курсе истории музыкальной культуры, который охватывает знания
не только музыкальных дисциплин, но и вопросы истории, литературы, поэзии,
изобразительного искусства, фольклора, эстетики, критики, педагогики. Такой
синтез в наибольшей степени соответствует современной идее глобализации не
только в смысле связи с различными отраслями гуманитарных знаний, но и в смысле
широчайшей возможности использования информационных источников практически
любого профиля. Более того, на занятиях истории музыки формируется эстетическое
сознания, художественный вкус, развивается образное, аналитическое, критическое
мышление, речь, есть все условия для реализации креативного, творческого
потенциала индивидуальности.
Основные этапы
внедрения медиаобразования предполагают развитие разнообразных навыков. Прежде
всего, это умение находить и обрабатывать информацию в источниках разного
уровня: специальной музыковедческой литературе (монографии, исследования, сборники проблемных статей); учебных
пособиях, энциклопедических справочниках и словарях, в
том числе и электронных (например, «Словарь
Кирилла и Мефодия»); в электронных библиотеках (например, «Модерн», «Пейзаж», «Библейские сюжеты в
искусстве» и др.); на Интернетсайтах, (например, http://www.art-books.ru; http://piano.ru); в электронных энциклопедиях (например,
Эфрона и Блокгауза); в виртуальных экскурсиях
музеями мира (например, на сайте «Лучшие музеи Европы и
мира» – http://www.kontorakuka., ru/museums/main.
htm).
Развитие умения
обрабатывать информацию, оценивать её качество поможет студенту не только
ориентироваться в огромном мире информации, но и научиться отличать различие
между заданными, общеизвестными фактами и требующими проверки; уметь проверять
надежность источника, точность определения, допустимые и недопустимые
утверждения; научиться различать главную
и второстепенную информацию, утверждение, пристрастность суждения, силу
аргумента; уметь устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи
между информационными сообщениями; извлекать из предложенной информации данные
и представлять ее в табличной или иной форме; воспринимать альтернативные точки
зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них.
На основе
полученной информации студент может создать свой продукт медиакультуры, форма
которого выбирается им самостоятельно. Здесь возможен широкий спектр вариантов:
- составить ряд
вопросов по теме
(«Черты фортепианного стиля Р.Шумана»),
- создать статью
или брошюру («Музыкальная культура
России в начале ХХ века»),
- отобрать
музыкальную иллюстрацию («Музыка эпохи Возрождения») на
диск (СD-R,
DVD-R
и др.)
- создать музыкальную видеовикторину (по опере или балету) с интересными видеовопросами (программа Adobe Primer v6.0),
-
создать видео
(«Жизнь К. Орфа») или музыкальный
кросворд
(«Творчество И.С.Баха»),
- составить
хронологическую таблицу жизни и творчества композитора (исполнителя, критика),
проиллюстрировав её видеоматериалом, или музыкальную видеомозаику (программа Windows Movie Maker),
- сделать
музыкальный или видеообзор жанров творчества, стран и городов, в которых
побывал композитор (программа MPEG Video Wizard),
- смонтировать
видеоролик («Композитор и его окружение: Д.Шостакович», программа Sony DVD Architect 3.0c) ,
- создать видеомозаику
на определенную тему («Романтизм в музыке и живописи»,
«Жанр в искусстве» и т.д., программа Ulead DVD Workshop v1.0);
- создать краткое
энциклопедическое пособие по теме (например, «Импрессионизм») и т.д. (программа
Sonic Foundry Vegas Video V3.OB)
- написать
небольшое исследование на тему, вызвавшую особый интерес у студента, в сфере
гармонии, истории музыки, живописи, литературы,
поэзии, используя широчайший спектр информационных возможностей и т.д.
Перечисленные
виды творческой деятельности, включение элементов медиакультуры в курс истории
музыки не только развивают креативный потенциал личности педагога и студента, но и активизируют
деятельность группы, улучшают контакты, способствуют установлению душевных
отношений при общности мнений или интересов. При этом у индивидуума интенсивно
развиваются такие свойства ума, как системность, самостоятельность, гибкость,
критичность, логичность, реактивность. Основной целью этих работ является не
только накопление информации, но и развитие восприимчивости, духовности,
творческой способности генерировать идеи.
Особую
роль в развитии креативного потенциала современной личности в музыкальных вузах призвана сыграть самостоятельная работа, которая к началу ХХІ стала рассматриваться как одна из основных
форм организации учебного процесса. В
соотношении «образование – самообразование» даже в учебных программах все более доминирует последнее.
Эволюция
самообразования идет по пути увеличения разнообразия его форм и содержания: интересные
творческие задания, внедрение различных форм медиаобразования, углублённое
изучение материала,
прослушивание музыки, просмотр опер, концертов, т.д. на различных сайтах Интернета, др. В этих
видах работы в
наибольшей степени развивается креативный потенциал личности студента. Сложность
межпредметных творческих заданий и их решение зависят от уровня познавательной активности и
самостоятельности студентов. Каждое задание может быть направлено к проблемным
поискам информации. Обобщения и выводы самостоятельных работ приближают
студентов к научным исследованиям в области истории музыки.
Использование
компьютерных технологий в сфере музыкального образования не только обеспечивает доступность, разнообразность
информации, но и активизирует самообразовательные
процессы. Новые информационные средства меняют принцип
организации и функционирования самообразования. Если раньше доминировал «книжный тип», то сейчас – современные технологии порождают «экранную» культуру, основанную на компьютерных
средствах связи и обработки информации. Компьютер, мгновенно раздвигающий пространство
и сжимающий время, надёжно хранящий и быстро преобразующий информацию,
становится средством самообразования.
Таким образом, интеграция элементов
медиаобразования в курс истории музыки выступает
средством, стимулирующим творческое воображение, создающим условия реализации
творческого потенциала личности через приобщение к мировой музыкальной и художественной
культуре, мировым шедеврам. В этом контексте предусматривается не просто
изучение мировых цивилизаций и культурных эпох истории мировой музыкальной культуры,
а и активная познавательная и творческая
деятельность студентов на основе эмоционального восприятия, в условиях
погружения в атмосферу мирового искусства посредством медиаобразования.
Информационные
технологии трансформируют способы организации самообразования, обеспечивая
доступность информации и облегчая её поиск, одновременно предоставляя
соответствующий формы работы с ней: логические, математические, статистические, художественные и т.д. Совмещение этих форм расширяет
возможности самообразовательной деятельности, создает условия для творчества.
Происходит интегрирование всех видов самообразования и актуализация их
потенциала в новых условиях, при этом человек реализует свой творческий потенциал, выходя
на новый уровень духовной свободы.
В каждом из рассмотренных видов творческой
работы интегрируются два основных направления креативности: изначальная
способность к самовыражению и деятельность, создающая новые оригинальные
ценности. С этой точки зрения креативность может рассматриваться в первую
очередь как творчество педагога-новатора, для которого педагогика – это прежде
всего
искусство. Творческий же «дуэт» педагога и студентов свидетельствует
о высоком уровне психолого-педагогической
культуры и соответствует творческому кредо педагогики ХХІ века – воспитание как обмен духовными ценностями на уровне личностного общения.
Литература
1. Гершунский Б.С. Образование как
религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. – М., 2001.
2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения
в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.
3. Морозов А.В., Чернилевский Д.В.
Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Академический
проект, 2004.
4. Морозов А.В. Креативность
преподавателя высшей школы//Монография. – М., 2002.
5. Орел Н.Н., Апостолова М.П. Интеграция элементов медиаобразования в музыкально-теоретические дисциплины // Образование: техникумы, колледжи. – 2009, № 1.
6. Рыбников О. Миди-технологии в музыкальном образовании // Образование: техникумы, колледжи. – 2007, № 2. С.- 290-320.
7. Чернилевский Д.В. Креативные
аспекты становления образовательной системы. – М., 2003.