Самсонов Б. В., Николаева Г. В.

Чувашский государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева

Современные подходы к подготовке дизайнера-педагога

Социально-экономические преобразования в современном российском обществе затронули все стороны его жизни, в том числе и культуру. В новых условиях появились иные, чем прежде, материальные и духовные потребности, обусловившие необходимость формирования новой культуры функционирования общества, которая была бы способна создать гармоничную, полезную, удобную, красивую среду жизнедеятельности человека во всех ее проявлениях. В ответ на эти запросы и требования появилась новая проектная культура – дизайн, которая оказывает непосредственное влияние на развитие потребительской культуры общества и направлена на внесение позитивных изменений в окружающую человека искусственно созданную среду обитания.

Роль дизайна растет с появлением глобальных проблем, а его задачи зависят от решения урбанистических, этнографических, экологических, гуманистических проблем культуры. Малейшие изменения в социокультурных процессах находят свое отражение в продуктах дизайнерского мышления. Поэтому в последние годы вопрос о сущности дизайна и его месте и роли в контексте культурных процессов все больше интересует не только дизайнеров-практиков, но и попадает под пристальное внимание других специалистов: социологов, культурологов, философов, педагогов и других представителей социально-гуманитарного знания.

Одним из эффективных и оптимальных средств развития и широкого распространения дизайнерской культуры являются учреждения системы профессионального образования, которые осуществляют подготовку специалистов в области дизайна. Деятельность современной дизайн-образовательной системы направлена на подготовку конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда, которые кроме профессиональной составляющей обладают целым рядом личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности, таких как:

- гибкость, развитое мышление, способность быстро реагировать на изменяющиеся социальные и экономические потребности общества;

- толерантность, терпимость, умение понимать и принимать других людей, другие культуры;

- готовность к постоянному самообразованию и самосовершенствованию;

- социальное, психическое и физическое здоровье, способность выдержать темп и насыщенность современного образа жизни;

- духовная развитость, умение гармонизировать свои отношения с окружающей социальной и природной средой [1, 89].

Согласно этой логике образовательный процесс в вузе строится на основе целостности, которая предполагает, что обучение является лишь одной из составляющих, одним из средств образования специалиста. Другими, не менее важными составляющими выступают воспитание как специально организованная внеучебная деятельность, а также самообразование. При этом образование рассматривается как результат целостного – интеллектуального, духовного, физического – становления личности.

Важнейшим условием формирования обозначенных выше личностных качеств является личностно ориентированное образование, сущность которого заключается в том, что

        - студент рассматривается как сложная саморазвивающаяся система, признается уникальность и неповторимость каждой личности и траектории ее развития;

        - целевые установки смещаются с информатизации личности на создание условий и помощь в развитии и саморазвитии личности в целом;

        - меняется позиция обучающегося в образовательном процессе – процесс обучения строится в соответствии с потребностями, интересами и возможностями обучающегося, обеспечивая личностный смысл деятельности студента, создавая пространство для проявления и развития его потребностей, интересов, возможностей.

Наиболее полно пути реализации личностно ориентированного образования определены К. Роджерсом [5]. Он связывает его со значимым учением, обеспечивающим потребность человека быть личностью, потребность разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и творческий потенциал для достижения поставленных целей. При этом субъектная позиция обучающегося обеспечивается соблюдением следующих положений:

- содержание обучения наполняется жизненно важными для студента проблемами, стремление решить которые вызывает необходимость узнать что-то новое или изменить что-либо в себе;

- процесс обучения направляется на самоактуализацию личности, на создание условий для проявления ее внутреннего потенциала;

- студенту предоставляется свобода и помощь в выборе учебного материала и средств деятельности;

- создается благоприятный психологический климат для установления позитивных отношений в системе педагог – студент, ведущий к взаимопониманию сторон;

- в процессе обучения педагог конгруэнтен, т. е. ведет себя соответственно своим чувствам и мыслям, проявляет свое истинное «я», что снимает состояние напряжения у студентов и позволяет им полностью реализовать свои возможности.

Личностно ориентированный подход к подготовке специалистов изменил представление о приоритетных задачах современного профессионального образования. Теперь они заключаются не столько в овладении профессиональными знаниями, способами деятельности, в развитии определенных личностных свойств, сколько в раскрытии сущностных сил личности, ее интеллектуального и нравственного потенциала, ее способности свободно ориентироваться в сложных социальных и профессиональных обстоятельствах. Личностно ориентированный подход направлен на становление студента как активного субъекта, реализующего в учебном процессе и в профессии свой способ жизнедеятельности и свою личностную сущность.

        Эти обстоятельства обусловили появление личностно ориентированных технологий обучения, которые успешно применяются в практической деятельности педагогов высшего профессионального образования. К их числу следует отнести гуманно-личностные технологии и технологии сотрудничества.

        Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку каждого студента. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к обучающимся, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение.

        Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и студента, которые совместно вырабатывают цели, содержание образования, оценивают достигнутые результаты, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

        При этом никоим образом не умаляется роль профессиональных знаний, умений, навыков, которые также призваны обеспечить подготовку конкурентоспособного специалиста.

        Одним из важнейших условий организации эффективного учебно-воспитательного процесса является то, что этот процесс должен быть ориентирован на перспективу, формировать у студентов способность предвидеть дальнейшее развитие своей деятельности. Начинающий специалист-дизайнер должен постоянно задавать себе такие вопросы: «Что может повлечь за собой неграмотное композиционное решение?», «Как повлияет на сознание зрителя мною созданный образ?». В таких условиях учебный процесс будет способствовать развитию прогностических умений, таких как предвидение результатов своей работы, анализ деятельности сокурсников, оценивание их работы. Со временем эта способность начнет закрепляться, появятся новые творческие возможности специалиста, что в конечном итоге поможет ему стать новатором в своем направлении деятельности.

Задача педагога на данном этапе обучения заключается в том, чтобы предоставить обучающемуся всю необходимую информацию о новых мировых тенденциях, современных технологических приемах в области дизайна и т. д.

Изучение теоретических и практических дисциплин по изучаемой специальности на ранней стадии становления дизайнера играет важную роль, поскольку дает не только знания, необходимые для дальнейшей работы, но и позволяет обеспечить включенность студента в процесс творческой деятельности. При этом появляется возможность диагностировать творческий потенциал каждого студента на этапе его формирования и корректировать учебный процесс с учетом индивидуальных достижений обучающихся. Для диагностики развития творческого потенциала студента применяются традиционные диагностические методы, которые могут быть теоретическими и эмпирическими.

Универсальный – основной метод дизайна – базируется на результатах анализа продуктов деятельности студента. При этом учитывается, насколько грамотно смоделирован объект дизайна, оригинально ли композиционное решение. Кроме того учитываются утилитарные и эстетические запросы и предпочтения определенных групп потребителей, анализируются функции объекта (как средства предметного обеспечения соответствующих потребностей), эффективность применения конструкционных технологий изготовления изделий. Все эти характеристики продукта деятельности студента свидетельствуют о его собственных профессиональных возможностях и предоставляют педагогу возможность определить уровень знаний и умений обучающегося на каждом этапе обучения. На основе полученных данных педагог может скорректировать дальнейший образовательный процесс, а также повлиять на развитие эстетического вкуса, который является архиважным компонентом личности каждого работника творческой профессии.

Формированию эстетического вкуса у будущих специалистов способствуют различные виды практик, выполнение творческих проектов, изучение работ мастеров и анализ специальной литературы. Диагностировать степень развитости эстетического видения можно по результатам выполнения ряда заданий, которые выдаются педагогом с учетом уровня готовности студентов к творческой деятельности. Формирующийся на ранних этапах эстетический вкус требует постоянного закрепления (каждодневная практическая работа) и подтверждения (участие в выставках).

Параллельно с развитием эстетического вкуса идет овладение специальными техническими навыками и развитие творческого мышления (креативного, не стереотипного). Овладев базовыми знаниями, студент на стадии его становления как специалиста постоянно совершенствует приобретенные навыки, выходя за рамки предложенного, доходя до эксперимента. В процессе творческой работы взаимообразующими становятся технические навыки и творческое мышление (при экспериментировании с графическими техниками может появиться сверхновое творческое решение, и, наоборот, мышление, подсказавшее творческое решение, может породить новый технический прием). Постоянный эксперимент в учебном процессе позволяет вывести студента со стадии его становления как специалиста на более серьезный этап – развития профессиональной квалификации.

Процесс подготовки дизайнера-педагога предполагает в дополнение к вышеизложенному изучение основ педагогики и методики обучения дизайну. При этом имеется в виду, что уровень профессиональной компетентности будущих педагогических работников является одним из основных условий успешного развития учреждений системы профессионального образования – училищ, лицеев, техникумов, колледжей, повышения их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Подготовка дизайнера-педагога предполагает создание условий для овладения новыми образовательными технологиями, формирование у студентов готовности к определению целей и способов своей деятельности, к работе в условиях существенно возросшей индивидуализации образовательного процесса. В процессе овладения педагогическим мастерством студенты учитывают множество факторов, оказывающих непосредственное влияние на процесс обучения: цели, принципы обучения, наличие или отсутствие у учащихся мотивации к учению, содержание изучаемого материала, его объем, уровень развития учащихся, степень их работоспособности и обучаемости, временные рамки учебного процесса, конкретные материально-технические условия.

Кроме того, студенты учатся анализировать процесс обучения с разных точек зрения. Так, с точки зрения теории управления, обучение рассматривается ими как организация педагогом познавательной деятельности учащихся. С коммуникативной точки зрения обучение определяется как общение между теми, кто обладает знаниями и опытом, и теми, кто их приобретает. Согласно деятельностному подходу, обучение организуется как взаимосвязанная деятельность педагогов и учащихся, направленная на реализацию ведущих функций образования и т. д. Все эти положения находят свое отражение в постановке триединой цели обучения: дидактической, развивающей и воспитательной.

        Таким образом, следует заключить, что современный учебно-воспитательный процесс подготовки дизайнеров-педагогов направлен как на формирование профессионально важных знаний, умений, навыков (в области дизайна и в области педагогики), так и на воспитание в процессе обучения личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Книга 1 / В. И. Андреев. – Казань : Изд-во Казанского университета, 1996. – 274 с.

2.     Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1997. – 471 с.

3.     Лаврентьев, А. Н. История дизайна: учебное пособие для вузов / А. Н. Лаврентьев. – М. : Социос, 2007. – 165 с.

4.     Михайлов, С. М. История дизайна / С. М. Михайлов. – М. : Москва Пресс, 2001. – 215 с.

5.     Мудрик, А. В. Личностный подход в воспитании / А. В. Мудрик // Магистр. – 1991. – № 8. – С. 34 – 38.

6.     Педагогика / В. А. Сластенин, и др. – М. : Владос, 2002. – 512 с.

7.     Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс; пер. с англ. – М. : Просвещение, 1994. – 304 с.

8.     Сериков, В. В. Личностно ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. – 1994. – № 5. – С. 16 – 21.

9.     Черневич, Е. Русский графический дизайн: 1880-1917 гг. / Е. Черневич. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 209 с.

10. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. – М. : Просвещение, 1996. – 218 с.