М.
Б. Ермолаева
старший
преподаватель кафедры дизайна и МПО
ГОУ ВПО «ЧГПУ им.
И. Я. Яковлева» г. Чебоксары
ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОЙ ГРАФИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ДИЗАЙНЕРА
Главной задачей начальной подготовки студентов
художественно-графического факультета специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» является
развитие нестандартного мышления, видения объекта с различных точек зрения (конструкции,
технологии, художественного образа), позволяющего в процессе будущей
профессиональной деятельности формировать оригинальные проектные
замыслы. На первых курсах у студентов выявляются проблемы слабого
владения графическими, композиционными, цветовыми средствами
выражения замыслов. При разработке основных
направлений формирования технических, композиционных умений будущих дизайнеров
и художников ДПИ необходимо обратить внимание на
начальных курсах обучения в вузе на изучение
основных законов композиции, совершенствование изобразительных навыков студентов. Необходимо овладевать композицией на собственном
практическом опыте, поэтому основные принципы компоновки объектов на листе, проработки конструкции, формообразования студенты и должны получить в ходе живой самостоятельной учебной
деятельности.
Профессиональную подготовку студентов-дизайнеров в
процессе обучения проектной графике, можно разделить на три этапа работы:
поисково - исследовательский (изучение графических техник, работ мастеров);
конструктивно – художественный (освоение техник, этапов проектирования);
формирующий (творческую направленность деятельности).
В этой связи стоит отметить актуальность полного и
всестороннего изучения истории и теории культуры (как синтеза
художественной и научно-технологической составляющих) в процессе подготовки
и обучения студентов, которые в состоянии сформировать конструктивную
основу художественно-проектного творчества, независимость авторских
суждений. Теорией и практикой проектной культуры студенты овладевают
в следующем объеме: знакомство с историей возникновения и развития техник
проектной графики (в ДПИ, дизайне, архитектуре), изучение этапов работы, овладение
техническими приемами работы с
различными материалами, изучение закономерностей построения, освоение принципов
создания образного решения, освоение техники выполнения
изображений и композиций
с использованием туши, акварели, гуаши, темперы.
Будущий дизайнер должен научиться понимать сущность проектных
методик, техник работы и глубокий традиционный смысл, исторически вложенный в стилевые
и образные решения, дошедшие до настоящего времени. Из истории развития проектной
графики студенты узнают, что индивидуальное дизайн-решение складывается
постепенно, на протяжении времени, технических возможностей и индивидуальности
автора.
К задачам разработки дизайн - концепции объектов
относят: выявление
характерных и значимых, с точки зрения потребителя, свойств, преимуществ,
особенностей; поиск эффективных возможностей их демонстрации; воплощение данных
характеристик в конкретных визуальных образах. Самый лучший замысел не может реализоваться, если студент не владеет
всем разнообразием средств выражения. В то же время, техника сама по себе не
поможет созданию художественного образа, если человек не способен
художественно-образно осмыслить, обобщить изображаемое явление.
Разнообразие самих приемов в реализации идеи целиком зависит от эрудиции и личного опыта дизайнера, от степени развития
его индивидуальных художественных способностей, от меры владения методикой
проектирования.
Освоение практических упражнений на начальном этапе
освоения проектной графики, часто проводится в условной, абстрактной форме. Формализация
часто становится главной составляющей частью продукта дизайна
или изделия декоративно-прикладного искусства, подлежащей промышленной реализации. Язык формальной композиции в последующем
проектировании позволяет:
•
активизировать процесс обучения, даже при недостаточной
степени художественно-графической подготовленности студентов и ограниченности
времени;
•
ускорить процесс вхождения в проектную деятельность, даже
при неполных данных технического задания, сконцентрироваться на поставленных
задачах;
•
решать задачи от самых простейших до многоплановых объектов
с проработкой решения к наилучшему;
•
повышать вариативность и гибкость решений по
проектируемому объекту.
Таким образом, решение задач проектирования условного
объекта основывается на анализе прототипов, аналогов, структурных составляющих,
формообразования, орнаментации, для чего можно выделить следующие этапы:
·
выбор конструктивной решетки, расположения в
пространстве, вид формообразования объекта, фактуры и материала, удовлетворяющего
определенному
дизайнерскому замыслу;
·
проработка формата, эскизов, чертежей, видов которые отображает
все элементы (точки, линии, грани), входящие в состав объекта;
·
выполнение возможных вариантов формообразующих решений в
различных графических техниках;
·
обязательное
проведение анализа этих вариантов, целью
которого является выбор оптимального решения;
·
возможное осуществление построения выбранного варианта в
демонстрационной графике, макете, программе компьютерного моделирования;
·
определение дополнительной программы проектирования в
результате анализа возникшего нового пластического решения и
возможных вариантов дальнейшего развития формы при проработке.
При проектировании объектов дизайнер, как и художник, применяет композиционные средства, свойства, качества, категории - т.е. законы композиции. Законы композиции комплексно изучаются в системе предметов, одним из которых
является формообразование - изучает
закономерности построения композиции при использовании минимального количества
художественных средств с учетом достижения максимума выразительности композиции. Форма, выстроенная по законам композиции, может получиться
и некрасивой, ведь
композиция выступает, в данном случае, организующим звеном множественных элементов и их сопоставление не всегда приводит к гармоничному визуальному результату. Зарождение формы же происходит в результате комбинации в
воображении дизайнера всех композиционных средств и графических умений автора и
принимает организованный вид в модели или проекте. Учитывая в своей работе следующее: технические и эстетические требования, формообразующие
факторы, эргономику при проектировании изделия или вещи
(полезность, удобство и красота), закономерности и принципы композиции,
необходимо получить качественный, гармоничный объект по всем выдвинутым
критериям и уметь изобразить его на плоскости.
Красивыми воспринимаются такие формы, которые заставляют зрителя и потребителя быть неравнодушным, т.е. находят отклик в
душе и в сознании. Такие формы объектов дизайна приобретают подлинно художественное значение. Это выражается и в признаках внешнего вида, выявляющих общность господствующих
эстетических вкусов и предпочтений (соответствие моде), и в эффективном
использовании декоративных свойств материалов (декоративная выразительность),
и в соответствии эстетически значимой формы
продукции ее назначению, конструктивному решению и применяемым материалам.
Выразительная, рациональная организация
формы определяется также выявлением в эстетически значимой форме способа и
удобства действия человека с изделием и соответствием визуальных характеристик формы изделия окружающей среде. В основе
проектирования лежит несколько принципов построения графической модели
объекта - соответствие графического
изображения содержанию проектной идеи, вариантный и экспериментальный характер
эскизного поиска, систематичность и логическая последовательность.
Освоение проектной графики как способах передачи
визуальной информации об объекте, позволяет широко применять все виды
изображений, основы зрительного восприятия формы и ее изображения на плоскости,
с целью гармонизировать характеристики проектируемого объекта. Таким
образом, художественно-образное решение объектов требует от дизайнеров
профессионального владения культурой проектной графики.
Знания и умения, приобретаемые студентами при изучении
проектной графики, являются важным компонентом всего учебного
процесса при подготовке их к будущей дизайнерской деятельности. Первичные
технические приемы работы с графическими образами, прототипом которых,
как правило, была форма какого-либо материального предмета, медленно,
превращаются в современные проектные решения, исполнение которых
постоянно совершенствуется. В процессе обучения студенты учатся
сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать информацию,
использовать свои теоретические знания и практические навыки, что
и способствует развитию художественно-творческого и образного мышления. Также
на данном этапе студенты имеют возможность редактировать, обрабатывать,
стилизовать изображения, создавать различные композиции, макеты, осваивать
графические техники проектирования как основу их дальнейшее профессиональной
деятельности.