Мифопоэтическая основа в казахской поэтике

С.Н.Жамбек

Кандидат филологических наук, доцент

Кокшетауский государственный университет им. Ш.Ш.Уалиханова

В художественной пространственности, или в творчестве автора занимает особое место бытовая константа (сложившаяся тематика). Эти явления, образуясь с мировых и природных универсалий, охватывая онтологические признаки бытия (жизнь и смерть, день и ночь, огонь и вода) и антиномические начала человеческого существования, являются антропологическими основами духовных начал вселенского существования.

         В тонкой поэзии Магжана красочно иллюстрируются иллюзорная сущность экзистенциала необыкновенного миропонимания и мировосприятия.          В поэтике интеллектуального литературного образного мышления являются вечными темами такие категории связанные с бытием человека, как огонь и вода, смерть и жизнь. Поэт сквозь пространственное мироощущение воспринимает космологические категории духовной концептуальной образности. Художник постигает истину экзистенциального бытия, тонко описывая красоту и гармонию окружающего мира.

         Формы констатации эпитетов и аллегорий выражены через природные явления и времен года, в качестве описательных средств используется буран, метель, туман, облако, лето, зима и осень. Мировые антиномии интерпретируется наряду с вековыми ценностями человеческой пространственной духовности. Эти явления преследуют человека с рождения, и являются вечными вопросами онтологического бытия. «Старая как мир, безмолвная мечта», «ветер сотворенный поэтом Апсунем», к чему призывают эти мифологические образы поэтического искусства.

Мифопоэтические образы поэта воспевают красоту ощущений и осязаний. Если освободить разум от окутывающей его пелены, то словно духовность восторжествует, проходя лабиринты космогонического мира. Часть природы вечна, безмолвна, и также спокойна как мир, и также безграничен как космос. Закономерностью является и то что, поэт вызывает ветер, порождая беспокойную бурю в сердцах людских. Побудителем недвижимой материи является ветер. А лирический герой ищет вечного покоя, соединившись в унисон с гармонией природы, простирая объятия темному кромешному лесу. В экзистенциональном представлении, если душа – вечный спящий лес, а сны это красоты мира, воссозданный поэтом ветер является пробуждением человеческой сущности.    

Поэт, воспринимая, светлую сторону жизни, отрекается от тьмы. Художник используя  аллегории пытается воссоздать мир света и цвета. Но лирический герой на перепутье, он ищет вечного покоя, и страну вечных снов, кошмар ночной. Вот, что значит дилемма, стоящая на пути у поэта. Мифологическое образное мышление художника сочетается с мифологической символикой.  «Талантливый истинный поэт пытается возродить настоящий духовный мир, и только он может воссоздать мифологему бытия»- утверждал Шеллинг. Мы должны осознать мифологическую основу поэзии как художественное восприятие и методы миропонимания. Основными колоротитами символики являются архетипы. Основу и композицию художественного произведения и поэзии составляют архетипы – они являются ядром сюжета, основой основ духовного бытия. Архетипы связанные с традициями, обычаями, верованием различных народов имеют различную семантическую сущность и художественность. «Мифические архетипы никогда не пропадают, они лишь видоизменяются. Одна из задач лингвоанализа умение находить различные архетипы», пишет У.Б.Фрай.

         В поэзии Тыныштыкбека Абдикакимова описываются различные мифологические символики и мистические элементы. В его творчестве тьма описана как фатальное начало таинственного.

         В поэтической интерпретации однозубый дракон это месяц, а ужас – это сама ночь. В основном большинство поэтических архетипов поэта связано с культом шаманизма, его герои - это джины, черти, пери, смерть, полчища иблиса  и сам сатана. Большинство образов архетипов интеллектуального  мировосприятия поэта связаны с культом мифологизма домашних животных. Например: верблюжонок мой, славный жеребеночек, бродячий корабль пустыни мой верблюжоночек.  Блеет так жалобно ягненочек, овечьи глаза - словно солнца лучи и.т.д.       

         В поэтической образности луна подобна невесте, грациозна и шаловлива. А звезды разбросаны, словно казахский обряд – шашу напоминает об этом. Мифопоэтическая образность поэтического творенья является параллелью казахского обряда сватовства. Это архаический символ.

         Психологические параллели воплощены и воспроизведены в жизненные философские реалии. Вечные темы человеческого существования с давних времен составляют архаические символы архетипных прообразов. Внутренний контекст поэтического текста явились основой для многих мифопоэтических школ. Представители этих школ: Братья Гримм, Ф.И. Буслаев, Н. Фрай, З. Фрейд и К.П. Юнг.

         Исследованием мифопоэтического творчества упоминаются в трудах таких ученых как, Е.М. Мележинский, В.Н. Топоров и Д.Е. Максимов и другие. В поэтической традиции Магжана встречаются тайны и загадки, раскрывающие сущность бытия.

         В поэзии Магжана тонкая природа стихотворчества слитая из мудрых слов. Мифотворчество и мифологизм составляют основу основ. Загадки мироздания, и тайны духовной природы воспеты поэтом чувственными сентенциями мировосприятия.

         Делая выводы, хочется сказать, что мифопоэтические образность, мифологемы мышления, оккультное мировосприятие, различные символы повлияли развитию эзотерического природного знакового явления – казахской поэтической словесности.

 

 

 

 

Использованная литература:

1)        Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: «иследование в области мифопоэтического», Избранное, Москва, 1995 год;

2)        Максимов Д.Е.  «О мифопоэтическом начале в лирике Блоке. Предварительные замечания». Максимов Д.Е. «Русские поэты начала века», Ленинград, 1986 год;

3)        Мелетинский Е.М. «Русские поэты начала века», Ленинград, 1986 год;

4)        Жумабаев М. «Произведение», Алматы, «Жазушы», 1989 год;

5)        Макатаев М. «Жырлайды Жүрек» («Сердце поет»), Алматы,  «Жазушы», 1989 год.