Т.П. Журавлева
Пятигорский
государственный лингвистический университет
Одиночество в немецком
языковом сознании
Язык есть исповедь народа, в нем слышится
его природа, его душа и быт родной.
П.Вяземский
В эпоху
антропоцентризма объектом внимания становится человек «homo sapiens».
Важен не только человек, а скорее его внутренний мир, особенности его мышления
и взаимодействия с внешним миром. Что находит свое непосредственное преломление
в языке.
К концу XX века соссюровская идея
о языке, «язык как знаковая система», перестает быть центром внимания.
Лингвистика рассматривается больше как междисциплинарная наука в одновременной
связи с психологией и социологией. Язык наряду с восприятием, памятью,
мышлением и ощущением выступает как способность человека и относится к разделу
когнитологии.
Язык
изначально задает определенную картину мира своим носителям. Если брать во
внимание язык как семиологическую систему, то она разделяется на семантику - «отношение
знаков к реальности», синтаксис – «отношения между знаками» и прагматику –
отношение знаков к говорящему и слушающему. Все эти языковые явления
антропоцентричны, т.е. отражают человеческую природу (Проблемы семиотики 2007,380).
Наряду с
семантикой слова немаловажную роль в лингвистике сегодняшнего дня играет эмоциональное
состояние человека как носителя языка (языковой личности). Чувства и эмоции, и
в частности одиночество, живут, развиваются вместе с человеком и находят свое
самовыражение в языке.
Целью статьи является анализ «одиночества»/«Einsamkeit»
в рамках лингвокультурологии немецкого
языка.
У каждого
народа, каждой цивилизации сложились свои
формы одиночества, обусловленные культурно-историческим и
психологическим факторами и нашедшие свое отражение в языке.
На
современном этапе нет четкого определения данному феномену. В древнейшие
времена существовали три формы одиночества: испытание одиночеством, которое
способствовало становлению личности, наказание одиночеством, выражалось в
изгнании из общины или из рода, и последняя форма – это добровольное уединение,
изоляция, отшельничество.
Западная
культура ориентирована на индивидуальный успех. Каждый индивид, считается,
должен самостоятельно справиться с проблемой одиночества. В этом заключается
его становление личности.
«Одиночество
отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и
остается главным и неизбежным испытанием в жизни каждого человека» (Вулф 1982;
40).
«Одиночество»
в первую очередь - психическое состояние человека, неудовлетворенность качеством контактов с социумом и
изолированность от него. В немецком языковом сознании «одиночество» - довольно
обыденное явление, которое ассоциируется с пустотой (Leere), уединением (Abgeschiedenheit),
болью (Schmerz), беспомощностью и заброшенностью (Verlassenheit),
замкнутостью (Abkapselung), холодом (Kälte),
любовной тоской (Liebeskummer), свободой (Freiheit),
лабиринтом (Labirint) и лекарством (Arznei). И рассматривается в
языке как негативно, так и позитивно.
По мнению
Ницше творческие искания возвышают человека над базарной толпой, но это не
говорит о том, что он одинок. Он просто не находит понимания в своих духовных
исканиях. Он обречен на духовное одиночество среди людей, но это не полная
изоляция от общества. (Лабиринты одиночества, 1990: 103)
XXI век носит массовый
характер духовного одиночества. На современном этапе уединение – это удел
образованных, культурных и духовно развитых людей, которые умеют видеть,
чувствовать, понимать прекрасное и отражать это в своей речи. Как
гласит
народная
мудрость: «Besser allein, als in
böser Gemein». (Лучше
быть одному, чем жить в злом обществе)
Все же, не
взирая на то, что явление одиночества в немецкой культуре стало привычным, в
народных изречениях оно отождествляется как нечто негативное для человека. Например,
Einem allein
geht´s nicht gut, - nicht einmal im Paradies либо
Alleinsein ist selbst im
Paradies vom Übel. (И
в
раю
жить
тошно
одному)
Ledige Haut schreit
überlaut. (И в раю жить тошно одному)
Einsamkeit bringt Traurigkeit. (Одиночество
несет печаль)
Невозможно даже в рамках
одного языка, либо одной культуры отразить многоликое явление одиночества. Но в
народе это явление ассоциируется всегда с несчастьем, наказанием или
опасностью. А в религиозном плане данное явление может нести в себе и положительный
заряд – отказом от мирской суеты человек приближается в Богу. В последующем мы
проанализируем более подробно лингвистические способности выражения феномена одиночества.
Литература:
1.
Видинеев
Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. – М: «Мысль» 1989 -175с.
2.
Вулф
Т. Домой возврата нет / Т. Вулф. − М., 1982. − 687с.
3.
Лабиринты
одиночества под ред. Н.Е.Покровского. М.,1990
4.
Проблемы
семиотики. Знак. Система. Коммуникация. Ч
I –
Пятигорск 2007 – 406с.
5. Graf A.E. 6000 Deutsche und russische Sprichwörter. – Halle, 1960-
294 S/