История / 2. Общая история
к.и.н., доцент В. Н.
Александров, к.и.н., доцент Г.И. Александрова
Мелитопольский государственный педагогический университет
им. Б. Хмельницкого
ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ УКРАИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Поиск наиболее эффективных форм идейно-воспитательной работы среди
молодежи, возрождение идей патриотизма и интернационализма особо актуальны в
современных условиях в связи с обострением в ряде независимых государств, в том
числе и в Украине, национальных и межрегиональных противоречий. По данным
социологического мониторинга Института социологии НАН Украины, за период с 1992
по 2010 отмечается тенденция к усилению национального изоляционизма, растут
показатели национальной дистанцированности украинцев практически от всех национальностей.
Изменения в массовом сознании свидетельствует, что за годы независимости
уровень толерантности украинцев снизился практически в три раза [1]. Такие неблагоприятные
изменения в построении национальной идентичности, рост изоляционистских и
ксенофобских установок преодолевается украинским обществом без острых
социальных конфликтов.
В данном контексте гуманистический смысл интернационализма состоит в том,
что он не отрицает национальную идею, а наоборот, предполагает возрастающее
внимание к национальным интересам с учетом интернациональных тенденций.
Онтологическая значимость патриотического, интернационального воспитания современной
молодежи обусловлена тем, что постоянная смена внешнеполитических приоритетов,
ценностей и политических позиций правящей элиты вызывают противоречивые
суждения и имманентно подталкивают часть молодежи на путь местного
национализма или великорусского шовинизма.
На почве ухудшение экономической ситуации происходит и духовное опустошение
украинцев. Классическое «бытие формирует сознание» воплощается в индивидуализме,
эгоизме, безответственности, стяжательстве, космополитизме, национализме.
Как показывает историческая практика, национализм всегда сопровождается различного
рода инсинуациями. В частности, идейной основой большинства политических манифестаций
становится пропагандируемая ненависть к
России, «старшему брату», который де обманным путем проник на украинскую землю.
В тоже время демонстративное разрушение на западе Украины памятников Великой Отечественной
войны, переименование улиц именами псевдогероев, вызывающие празднования
годовщин УПА и дивизии «Галичина», возвеличивание оуновцев-бандеровцев до
национальных героев – всё это направлено на взращивание молодежи в националистическом
духе.
Не могут не вызывать удивления и неприятия попытки некоторых авторов
учебников и пособий по истории Украины показать
оуновцев некой антифашистской силой, приклеить на УПА ярлык «партизаны»,
переименовать Великую Отечественную войну в советско-немецкую войну [2]. Из
подобных трактовок следует, что все 1418 дней и ночей войны Украина лишь наблюдала
за битвой двух гигантов и не потеряла более 6 миллионов своих граждан. Авторы
пишут, что «против народа бандеровцы никогда не выступали, да и не могли
выступать, так как только на него опирались и сами были его частью. Сожженные и
обезлюдевшие села в Западной Украине – это дело рук не бандеровцев, а тех, кто
с ними боролся» [3], а «с приближением Красной Армии отношения между
бандеровцами и оккупантами ввиду общей угрозы нередко приобретали характер
нейтралитета или даже взаимодействия» [4].
У всех народов сотрудничество с врагом считалось предательством,
бесчестием, коллаборационизмом. Всегда и везде такое поведение осуждалось, а
предатели презирались. Тысячи боевиков ОУН-УПА дивизии СС «Галичина» и другие
воинские формирования, составленные из украинцев, защищают оккупантов Украины
— гитлеровскую Германию, но слывут беззаветными борцами за свободу украинского
народа.
В пособии для истории для пятиклассников только несколько слов сказано о
борьбе советских партизан против гитлеровцев, зато на целую страницу расписаны
действия ОУН-УПА. При этом умалчивается, что в январе 1944 года бандеровский
провод ОУН разработал инструкцию, которая предусматривала «вести беспощадную
борьбу с целью полного уничтожения» членов подполья, партизанских отрядов,
всех активно симпатизировавших большевикам. Нападения отрядов УПА на немецкие
гарнизоны случались, но имели они не военное, а агитационно-пропагандистское
значение. Неужели в благодарность за ущерб, причиненный Вермахту в сентябре
1944 г. немцы выпустили на свободу 300 активистов ОУН(б) и С.Бандеру, которого
лично Гитлер попросил сделать всё для активизации боевых действий в тылу
Красной Армии?
Несомненно, национальная идея играет огромную роль в политической практике.
Эта интегративная идея национального самосознания выражает судьбу
народа-этноса, его предназначение и мобилизует огромную энергию для реализации общегосударственных
целей. Во Франции национальная идея сформировалась в условиях конфликта с
абсолютизмом и восторжествовала во время Французской революции, однако
приобрела весьма специфическое содержание: нацию стали рассматривать не столько
как особую группу людей, обладающих общей «культурной сущностью», особыми
правами и привилегиями, сколько как совокупность граждан, обладающих
универсальными общечеловеческими правами и составляющих источник законной
власти. Именно этот универсализм не позволил национальной идее преобразовать в
националистическую доктрину.
В Украине, за время «демократических реформ» было сделано столько лживых
заявлений, что над молодежью нависла угроза стать «Иванами непомнящими
родства». Разделение людей на «оранжевых», «сине-желтых» и «красных», на
национально сознательных украинцев в западных областях и отсталое, консервативное
население востока Украины рано или поздно приведет к столкновениям и социальным
конфликтам. Межнациональные противоречия в Украине настоятельно требуют
изучения молодежью истории национальных отношений и использования опыта сотрудничества на разных этапах развития многонационального
государства.
Следует полагать, каждому новому поколению предстоит заново обрести чувство
патриотизма и интернационализма в межнациональной коммуникации. Это своеобразное
требование эпохи, удовлетворить которое молодежь сможет признанием приоритета
общечеловеческих ценностей, приобщением к культурам других народов, сохранением
многовековых традиций, созданием условий для их дальнейшего развития.
Литература:
1.
Головаха Є., Паніна Н. Українське суспільство 1992-2008:
Соціологічний моніторинг. – Київ., 2008. – 85 с.
2. Історія
України: Курс лекцій: У 2 кн. КН. 2 — XX ст. – Навч. посібник. — К.: Либідь,
1992. — С. 339.
3. Вітчизна.
— 1992. — №9. — С. 79.
4. Кульчицкий
С. В и. др. История Украины: Проб. учебн. для 10-11 кл. сред. шк. — Часть I. —
К.: Освіта, 1994. — С. 311.