Амелина О.
Ю.
Орловский
государственный университет, Россия
Задачи учебного проектирования
дизайнеров текстиля
Современная высшая школа ориентируется на
подготовку высококвалифицированных специалистов, готовых к постоянному
профессиональному росту.
К числу важнейших направлений деятельности
по совершенствованию российского образования с полным основанием можно отнести
совершенствование системы художественного профессионального образования.
При реализации программ отечественной
системы профессионального художественного образования обучение в высшей школе
(ВУЗ) заслуживает особого внимания, так как соответствующая подготовленность
будущих специалистов помогает им успешно выполнять свою профессиональную
деятельность.
К высшим учебным заведениям относятся академии,
университеты, институты.
«Университет – это не просто большое
учебное заведение, это – постоянно совершенствующийся образ жизни, нацеленный
на создание и распространение нового знания» [10].
Художественное образование призвано
обеспечить осуществление различных задач, среди которых «подготовка творческих кадров к
профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также
педагогических кадров для системы художественного образования» [7] является
одной из ведущих. К числу специалистов, подготовка которых осуществляется
системой высшего художественного профессионального образования, принадлежат и
дизайнеры.
В настоящее время достаточное количество
высших учебных заведений (ВУЗов) России ведут подготовку по различным профилям дизайн – образования: графический
дизайн, промышленный дизайн, дизайн среды, ландшафтный дизайн, текстильный
дизайн и т. д.
Необходимо отметить, что каждая
квалификация дизайнерской профессии имеет свои отличительные квалификационные
характеристики. Так, объектами профессиональной деятельности специалистов с
квалификацией дизайнер текстиля, являются все виды текстильных изделий,
созданные для эстетической выразительности различных пространств.
Современная деятельность дизайнера
текстиля не ограничивается созданием отдельных изделий. В его поле зрения
сегодня среда в целом – будь то интерьер общественного здания и жилого дома или
внешнее пространство – ландшафт, городская среда и др.
В настоящее время образование дизайнеров
переживает сложный период поиска эффективных путей развития. Оно находится на
пороге нового этапа качественных и организационно – структурных изменений,
связанных с тем, что в 2012 году в силу вступит не только новый закон об
образовании, но и Стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО). Исходя из сложившейся
ситуации, особое значение приобретает углубленная разработка вопросов
осуществления качественной профессиональной подготовки дизайнеров текстиля.
Высшая
профессиональная текстильная школа создавалась в России не одно столетие
(начало становления в XVII веке) и за
эти годы сформировались особые требования к учебному проектированию.
Изучение исторического опыта организации
учебного проектирования текстильных изделий позволяет нам сделать вывод о том,
что целью учебного проектирования
является обеспечение профессиональной подготовки студента: дать
представления о дизайне текстиля, как самостоятельной профессии.
Именно свойствами и особенностями учебного
проектирования можно объяснить любые успехи и промахи и как отдельных
преподавателей, так и отдельных учебных заведений в целом. Для реализации эффективной
подготовки дизайнеров текстиля на практике, необходимо определить круг задач,
встающих перед будущим дизайнером текстиля в процессе учебного проектирования.
Дизайнеры
текстиля должны:
1.
знать основы проектирования текстильного наполнения
интерьера;
2.
освоить разнообразные виды техник художественного
оформления текстильных изделий;
3.
знать особенности изготовления текстильных компонентов
как ручным, так и промышленным способами;
4.
уметь непосредственно выполнять задуманный проект
текстильного изделия в материале;
5.
участвовать в разработке самого интерьерного объекта.
Эти знания и умения, по существу,
обуславливают необходимость организации целостного, гармоничного, адекватного
человеку предметно – пространственного окружения - ансамбля, и средством
достижения этой цели является учебное проектирование.
Получается, что в поисках новых форм
педагогической работы, направленной на профессиональную подготовку дизайнеров,
преподаватели художественных ВУЗов и ХГФ различных ВУЗов при подготовке
дизайнера текстиля стремятся не отступать от выверенных жизнью (исторически
сложившихся) принципов организации учебного проектирования, ориентированного на
создание ансамбля предметно –
пространственной среды.
Принципы ансамблевого решения интерьера
известны давно.
Так, например, в Академии художеств любое
задание фактически преследовало цель создать комплексный проект, решая сложные
вопросы синтеза искусств, способствовало воспитанию подлинного чувства ансамбля
у выпускников разных классов Академии художеств.
В настоящее время под ансамблем интерьера
следует понимать организованную художественную систему, где всё обусловлено
единым художественным замыслом и функциональным назначением каждого предмета. Все
предметы выполняют определённые утилитарные и эстетические функции. Особенно
важно то, что любое произведение искусства и, в частности изделия из текстиля,
становится наиболее выразительным только в ансамбле с другими предметами.
В процессе учебного проектирования у
студентов должны сформироваться не только знания, умения, но и личностная
направленность, личные качества, необходимые в дальнейшей профессиональной
деятельности.
«Учебное заведение может проектировать
своё воздействие лишь на ближайшую перспективу заданной профессиональной
деятельности специалиста, и это должно быть хорошо известно и понятно не только
преподавателям, но и выпускникам учебного заведения…» [3].
Формирование специалиста продолжается всю
его жизнь в ходе практической деятельности и различных форм непрерывного
повышения его квалификации.
Литература:
1.
Архангельский, С. И.
Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе [Текст] / С. И. Архангельский. – М.: Высшая школа. –
1976. - 200 с.
2.
Бенедиктов, Б. А.,
Бенедиктов, С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе [Текст]
/ Б. А. Бенедиктов, С. Б. Бенедиктов. –
Мн.: Вышэйшая школа, 1983. – 224 с.
3.
Беспалько, В. П., Татур,
Ю. Г. Системно – методическое обеспечение учебно – воспитательного процесса
подготовки специалистов [Текст] / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. – М.: Высшая
школа, 1989. – 143 с.
4.
Бесчастнов, Н. П.
Графика текстильного орнамента (Печатный рисунок). Учебное пособие для ВУЗов
[Текст] / Н. П. Бесчастнов. – М.: МГТУ
им. А. Н. Косыгина, 2004. – 431 с.
5.
Бесчастнов, Н. П.,
Журавлёва, Т. А. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка.
Учебное пособие [Текст] / Н. П. Бесчастнов, Т. А. Журавлёва. – М.: МГТУ, 2003.
– 294 с.
6.
Деркач, А. А.
Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А. А. Деркач. – М.: Издательство Московского
психолого – социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. – 752 с.
7.
Закон Российской
Федерации «Об образовании». Образование в документах и комментариях. – М.:
Астрель, 2011. – 77 с.
8.
Шимко, В. Т., Гаврилина,
А. А. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды:
Учеб. пособие. – М.: Архитектура – С, 2004. – 104 с.