5.
Педагогика/Современные методы преподавания
заместитель директора по УВР И.В. Габидуллина
средняя школа №26 пос. Молодежный Осакаровского района Карагандинской области, Республика Казахстан
Методическая разработка по
организации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка и
литературы «Творческая мастерская»
«Творческая мастерская» – это определенная педагогическая
технология, принципом которой является выбор вида деятельности, способ
предъявления результата. Сущность технологии заключается в том, что школьники
учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять
знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения
творческих задач. Напомню, что при традиционной организации урока источником
знания является учитель. При использовании данной технологии существенно
изменяются роли участников педагогического процесса: учитель не является
экспертом, оракулом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник. А
самое важное, что открытия, озарения в мастерской обязательно случаются. Сверяя
старые знания с полученными, которые ученик самостоятельно приобрел, он
начинает верить в свои силы. В мастерской создаются условия, для
самостоятельного выдвижения идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в
индивидуальной, так и в групповой и коллективной деятельности.
Если дидактические компоненты
традиционного урока выступают как три обобщенные дидактические задачи урока, то
в мастерской дидактические компоненты очевидны. Деятельность в мастерской
выглядит так:
1.творческий процесс;
2.творческий продукт;
3. осознание его закономерностей;
4. соотнесение полученного с достижениями культуры;
5. коррекция своей деятельности;
6. новый продукт (творческая
работа).
В преподавании литературы современный словесник
стремится отойти от привычных форм и методов; творческому подходу способствуют
и новые требования, и право учителя выбирать, создавать и творить. Именно
поэтому работа в «Творческой мастерской» стала приоритетной в моей работе, помогая
осуществлять процесс литературного развития школьников на практике. В основе
содержания и структуры данной методики
лежит концепция образования на
основе творческой деятельности. Рассматривается образование как единство трех компонентов:
Схема№1
Путей повышения интереса школьников к
нашему предмету множество: инсценировки, театральные постановки, литературные
салоны, вечера, викторины, КВНы. Но эти мероприятия не идут в сравнение с самым
главным-уроком, на котором, собственно, и начинается любой творческий процесс в
соавторстве: учитель- ученик.
Вот некоторые виды уроков гуманитарного цикла, которые являются толчком к интенсивной
познавательной деятельности учащихся в «Мастерской»:
Схема№2
Последние
годы занимаюсь созданием модели урока-диалога. У меня складывается
собственный подход к преподаванию литературы, который можно назвать
комбинаторной системой, представляющей сочетание уже известных методов
преподавания и собственных творческих наработок. В чем я вижу новизну? В
применении нетрадиционных приемов, форм и типов организации урока.
Предпочтение отдано урокам креативного
типа: урок-противоречие,
урок-фантазия, поисковый урок, урок художественного моделирования,
эвристический урок, деловая игра, урок-наоборот (ученик в роли учителя; сначала
зачет по теме, потом ее изучение), урок защиты творческих работ, урок-диспут,
урок-диалог. Представляю различные
формы проведения уроков. Это может стать подспорьем не только для
учителей гуманитарного цикла. Разрабатываю свои уроки так, чтобы они смогли
затронуть душу ученика, пробудить его чувства. Это возможно, когда системой для
учителя становятся необычные уроки, побуждающие ученика к духовному росту. Наше
время – время перемен. Очень важно, чтобы дети были творчески развитыми, т.к.
социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость
формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и
нестандартно решать новые жизненные проблемы. А для этого нужна правильная
организация учебного процесса в работе
«Творческой мастерской».
Схема №3:
Наряду с классическими формами
проведения уроков активно применяю нетрадиционные: уроки-исследования, уроки-открытия, уроки-диалоги,
уроки-спектакли, уроки-размышления, уроки открытых мыслей. Например, урок-открытие. В 8 классе защита проектов «Поэты пушкинской поры», где
каждая группа ребят определяла и планировала работу на каждом этапе
подготовки самостоятельно. А при изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас
Бульба» традиционно организую урок-спектакль.
Готовимся основательно. Здесь важна работа
и костюмеров, и художников, и режиссеров, и актеров. На таких уроках
ученики учатся понимать актерское мастерство, ценить литературу как искусство
слова, учатся строить монологическую речь, развивают умение художественной
критики, учатся работать с текстом драматического произведения. Урок-исследование (« Страницы жизни и
творчества Ф.И.Тютчева»10 класс).
Урок-дискуссия
(«Выступление во время дискуссии на общественно-политическую и
морально-этические темы» Русский язык 10 класс). Лабораторная работа ( «Согласованные и несогласованные определения»
Русский язык 8 класс). «Свободный микрофон» (11 класс литература
«Знакомство с В.В.Маяковским»).
Лингвоанализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы
(индивидуальные задания для учащихся: подготовить анализ стихотворения
О.Сулейменова «Карагач» -10 класс, написать небольшое эссе на тему «Сатира
М.Зощенко»-11 класс, выписать из романа
М.Ауэзова «Путь Абая» односоставные предложения и определить их вид-8 класс). Семинар
представляет собой такую форму организации класса, при которой на уроке
заслушиваются заранее подготовленные сообщения (доклады, рефераты) учащихся и
проводится их обсуждение под руководством учителя. Семинар предполагает
значительную предварительную работу по его подготовке. В 9 классе готовим
семинар по теме «Сложное предложение», «Структура сложного предложения», «Виды
сложного предложения», «В чем сходство и отличие сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений?». Включаю в семинар и вопросы практического
характера, требующие самостоятельного поиска ученика: «Найти в тексте...», «Исправить
ошибки...», «Заменить простые предложения сложными».
Сказать не побольше, а получше
- принцип, определяющий "язык" урока-исследования,
который даёт возможность формировать
умение думать, размышлять, сопоставлять, делать выводы. Он строится по
определённой схеме. В начале урока ставится проблема, которая решается
учащимися в группах, работающих в разных направлениях. Дети выдвигают гипотезу,
подтверждают либо опровергают её, опираясь на художественный текст.
Коллективное обсуждение приводит к решению главной проблемы, которая
оформляется в виде таблицы, схемы или домашнего сочинения. Одним из таких
уроков стал урок в 9-м классе по изучению творчества М.Ю.Лермонтова « Печорин в
системе художественных образов романа «Герой нашего времени». А также урок русского языка в 11 классе
«Особенности публицистической речи».
Творческий зачет – это урок-праздник, это яркое событие в жизни класса, а иногда и
школы. Но настоящий праздник получается только тогда, когда к нему тщательно
готовятся. Это очень важно. К творческому зачету мы всегда готовимся вместе:
репетируем, сочиняем, подбираем костюмы, придумываем прически. Названия к
праздникам продумываем заранее и включаем
в программу предметной недели. Это литературный салон «Пока горит
свеча», вечер «Домашний очаг», «Будьте
здоровы!», олимпиада «Древо мудрости»,
«Литературная карусель», круглый стол «Вокруг тебя – мир» по теме “Проба на
человечность” по рассказу М.Пришвина «Кладовая солнца».
Современный учитель литературы
почти на каждом уроке, особенно в старших классах, использует элементы дискуссии. Она призвана
выявить существующее многообразие точек зрения учеников на какую-либо проблему.
Примером такой дискуссии стали уроки в
11 классе «Знакомство с Маяковским», «Милосердие…что это?», «Моя жизненная
позиция». В любом случае на подобном уроке должен присутствовать характерный
признак – межличностный конфликт, где каждый защищает свою позицию. Особенно популярны дискуссии на основе
групповых работ. На дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое решение
проблемы.
Урок-исследование в 10 классе
по теме «Как создавался роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»» построен в
технологии междисциплинарного обучения, которая предполагает особую структуру
урока (обзор, мотивация; исследование – работа в группах; связывание
информации; применение знаний; подведение итогов) и позволяет учащимся овладеть
приемами критического, творческого, логического мышления, сформировать навыки исследователя
и готовность переносить знания из одной области в другую (история, живопись,
музыка). Рассмотрим на примере урок -
защиты проектов в 9 классе по теме “Жизнь, творчество, судьба А.С.Пушкина”. Учащиеся распределяются по
группам и разрабатывают свои исследовательские проекты. На уроке в разных
формах представляют свои исследования “специалисты из разных областей наук”:
историк – биография А.С.Пушкина (по хронологической таблице дает сравнение
исторических событий и этапов жизни Пушкина); географ – заочная экскурсия “По
пушкинским местам” (места пребывания поэта даны на карте); литературовед –
творческая мастерская писателя; художник–Пушкин и его рисунки; корреспондент
газеты - анализ соцопроса «Что для
меня Пушкин»; искусствовед – театр, балет, оперы по произведениям А.С.Пушкина, «ясновидящая» -вера поэта в
приметы, сны, амулеты. Такого типа уроки подталкивают учащихся к более
глубокому прочтению и изучению произведений писателя. Наряду с данной
установкой, подобные уроки активизируют познавательную деятельность учащихся. Урок-диалог. Общение организуется на
уроке как своеобразная встреча “моего, твоего, Вашего”, как обмен личным опытом
учителя и ученика. Диалог изменяет и формы общения: вместо преобладающего
монолога – полилог, причём при активном участии всех школьников, даётся
возможность высказывать суждения с различных точек зрения. Например,
урок-диалог по русскому языку в 9,11-м
классе «Ораторское искусство», «Деловые бумаги» (составление резюме,
заявлений, автобиографии,
характеристик).
Правильная
работа по организации труда учащихся требует от учителя большого мастерства и
высокой методической подготовки. Сегодня сам учитель знает, что сам не должен
ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность
и готовность к постоянному расширению
своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор,
пока учится сам. Основой совершенствования педагогического мастерства я считаю
самообразование. Постоянно пополняю
свои знания, читая и изучая опыт работы казахстанских педагогов, а также педагогов других стран. Изучая опыт
коллег, творчески его перерабатывая, внедряю в практику своей работы.
Схема№4 Алгоритм работы «Творческой мастерской»:
Быстрое
развитие техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко
использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций,
практических занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени
усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно
расширило возможности учителя.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели
поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со
счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее
воспринимать информацию именно в такой форме. При использовании компьютера на
уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а
динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность
усвоения материала. Особый интерес у ребят вызвали уроки: 5 класс- «Герои
литературных сказок», «Путешествие в мир сказок Андерсена»;8 класс- «Страницы
жизни и творчества А.С. Пушкина»;11 класс- «О времени и о себе» (творчество
В.Маяковского); 8 класс-«Лира В.Жуковского»;11 класс- «Синтаксис в БСП», «Поэты
Серебряного века». В полном объеме провожу
уроки русского языка с использованием учебной программы «Merits» в 5 - 11 классах.
В качестве одной из форм обучения,
стимулирующих учащихся к творческой деятельности, предлагаю создание одним
учеником или группой учеников мультимедийной презентации. Потом обязательная
защита. Так в моей копилке появились работы:
«История моего поселка», «История одной фотографии» (семейные традиции),
«Этот День Победы…»(рассказы о ветеранах войны), «Литературная карусель»
(экскурсии в библиотеку), «Познаю себя»
(рассказ о себе, о своих успехах, промахах).Вот перечень использования
информационных технологий в «Творческой
мастерской»:
Схема№5:
Проявления творчества характерны для любого ребенка самого разного возраста, ибо
творчество – норма детского развития. Воображение выступает как познавательная
деятельность, осуществляемая на основе мысленной программы, фиксирующей цели, задачи,
потребности субъекта; принимает участие
в процессах порождения потребностей, формирует “я” школьника. Именно поэтому необходимо учитывать интересы,
психологические и возрастные возможности
школьников. Известно, что
неоценимую помощь в преподавании литературы оказывает искусство. Считаю, что
недостаточно предлагать ученикам рассмотреть художественные полотна и слушать
музыкальные произведения. Им надо самим
окунуться в процесс творчества, создать творческую «лабораторию», в которой
можно было бы испытать разные способы
самовыражения. Я имею в виду творческие задания, которые переводят литературные произведения
на язык других видов искусства. Например, в
рисунках к литературным произведениям ребенок может выразить себя, свое
восприятие мира и представление о нем. Иногда мы с учениками создаем целую
серию иллюстраций (повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»). Последовательное
постижение эпизодов позволяет школьнику глубже понять авторский замысел
(И.С.Тургенев “Муму»”), рисунки получают черты последовательности, сюжетности, что сближает их с литературным
произведением. Рисунок подобно слову может рождать ассоциации, выходящие за
пределы прямого изображения, в этом случае ученики создают символические
рисунки. Например, рисуют гербы помещиков из поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”
или изображают символы в стихотворениях М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина. На
рисунке можно показать место, время, обстановку, отношения героев, детали.
Какова моя задача как учителя литературы? Учитель рисования руководствуется
задачами изобразительными: он показывает мастерство художника в передаче
внешности и внутреннего мира героя. Словесник дополняет его
историко-литературным материалом. Использую в своей работе и деловые игры с элементами ретроспективности.
Это могут быть участники: современники, очевидцы событий, которые “встречаются”
с потомками для обсуждения важных вопросов. Примером такого урока стало
мероприятие в 7 классе «Будьте здоровы!» Встреча с «врачами, спортсменами,
фармацевтами, тренерами» сделала урок ярким, запоминающимся. Наиболее значимыми
в работе «Мастерской» для себя считаю сочинения
школьников о себе, о мире, в котором то радостно, то одиноко ощущает себя
каждый ребёнок. Это этюды, а порой и просто небольшие зарисовки, реплики,
которые носят глубоко личностный характер. Для любого учителя это самое важное.
Оценки за такие работы выставляются не всегда (всё зависит от конкретного
случая), но иногда важнее отметки становится совет или знак понимания — помета,
сделанная на полях человеком, которому ребёнок доверяет. Следуя из всего этого, и появился
в моей копилке проект
литературного журнала «Россыпи мыслей». Творческие работы вызываются к
жизни литературой, но здесь связь между произведением и читателем другая:
судьбы литературных героев, ситуации, положения, в которые они попадают, их
чувства, мысли помогают ученикам увидеть себя со стороны, открыть что-то новое
в себе и мире. Творческая мастерская – условие для развития
литературно-творческих способностей школьников. При этом условии сочинения не
превращаются в тяжкую повинность с последующим переписыванием сборников лучших
сочинений, а служит повышению уровня самооценки, самоуважения, духовному и
нравственному развитию учащихся. Мы учимся видеть прекрасное, удивительное в
обыденных вещах и явлениях. Творческие мастерские формируют человека активного,
уверенного в себе, творчески относящегося к любому делу.
1.Газета «Русский язык», «Литература» и сайт для
учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
2.http://www.festival.1september.ru/
3.Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский
язык» http://www.gramota.ru
4.Искусство слова: авторская методика преподавания
русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/
5.Международная ассоциация преподавателей русского
языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org
6.Мир слова русского http://www.rusword.org
http://www.ruscorpora.ru
7.Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru
8.Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное
пособие для родителей и педагогов/ Черемошкина Л.В. - Ярославль: Академия
развития, 1997.
9.Цымбаленко С.Б., Шариков А. В., Щеглова А. В.
Подростки в информационном мире // Педагогика. 2001. № 4.
10.От творчества методиста к творчеству учителя.// Под
ред. Л. Дугановой. — М.: НИИ проблем качества подготовки специалистов, 1993.
11.Суботский Е. В. Ребенок открывает мир