Педагогические науки/6. Социальная педагогика

К.п.н., доц. Мацукевич О.Ю.

Московский государственный университет культуры и искусств, Россия

Сокольское движение
как социально-педагогический феномен

Среди заметных социально-пелагических явлений конце XIX – первой половины XX столетия особо выделяется сокольское движение, которое нужно рассматривать как феномен не только русской, но шире славянской педагогики, в полной мере вобравший в себя ценностно-смысловой опыт отечественной и мировой культуры.

Примечателен факт, что первоначально спортивно-патриотическое общество «Сокол» появилось в 1863 году в Чехии, а затем в других славянских областях Австро-Венгрии. Создание данной общественной организации явилось, по сути, протестным актом самоорганизации чехов, словенцев, сербов и других перед угрозой онемечивания этих народов.

Основателем системы «Сокол» стал Мирослав Тырш («Основах гимнастики» (1868)), который отмечал «огромное значение систематического телесного развития и его влияния на воспитание духовных качеств человека: выдержки, храбрости, настойчивости, понимания красоты, честности в борьбе, точности и привычки к систематическому труду» (2).

В целом система была направлена на регулярную и целенаправленную тренировку тела и рассматривалась ее автором в качестве средства физического и нравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению физических и нравственных сил и военной подготовки. Разрабатывая идейные основы сокольского движения, М. Тырш обратился к физической культуре Древней Греции (3).

Первое сокольское общество в России образовалось на Волыни в среде чешских колонистов в 1870 году. 4 мая 1883 года в Москве было основано "Русское Гимнастическое Общество". Впоследствии членами этого общества были Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. Общество опиралось на чешский сокольский опыт, в 1889 году оно завязало переписку с известным пражским сокольским деятелем Иосифом Шейнер, издателем чешского журнала "Сокол" и через него выписало себе в 1891 году чешского сокола Ф. Ольшаника, как преподавателя гимнастики. К 1914 году в России в 26 городах было 42 сокольские организации.

После прихода к власти большевиков, члены сокольских обществ, в основном, встали под знамена Белого движения. В 1918-1920 годы часть сокольского руководства со своими частями подняла мятеж против советской власти в Поволжье, а в Сибири поддержала Колчака, выступая под сокольскими знаменами в составе белогвардейских соединений.

В советской России сокольская гимнастика была объявлена буржуазной и контрреволюционной, хотя многие ее элементы в дальнейшем были взяты на вооружение отечественной спортивной гимнастикой. В 1922 году по предложению К. Радека и Н. Бухарина Сокольство было объявлено нелегальной организацией и закрыто. Началось преследование Сокольских деятелей на Родине.

В период между двумя мировыми войнами в зарубежье оказались сотни тысяч бездомных русских людей, вытесненных с Родины большевиками. Очень скоро эти беженцы стали объединяться вокруг русской православной церкви, военных организаций, открывшихся русских учебных заведений, а также различных курсов и обществ. Так, в 1920-1930-е годы за пределами России сформировалась система национального образования и патриотического воспитания русских мигрантов, в которой развивались различные общественные молодежно-спортивные организации: «Национальная организация юных разведчиков», «Национальная организация юных скаутов», «Национальная организация юных Витязей» и др., среди которых особое место занимает Общество «Русский Сокол», которое вновь возникло в Праге в январе 1921 г., а в Земуне (Югославия) – в июле 1922 г. К началу Второй Мировой войны Русское Сокольство имело в своем составе четыре Краевых Союза (в Чехословакии, Болгарии, Югославии, Франции) и отдельные общества (около 70).

Цель Русского Сокольства в эмиграции состояла в распространении его как формы объединения русских людей, поднятие уровня физического здоровья, нравственное и духовное развитие и совершенствование, развитие национального самосознаниях (4).

В тех местах, где не было русских школ и обществ, русские соколы тренировались в составе местных обществ. Кроме обычных обязанностей подобные группы занимались культурно-просветительским и национальным воспитанием своих членов.

Социально-педагогическое значение этой работы определяется тем, что во всех русских сокольских обществах кипела бурная жизнь: проводились лекции по истории России, занятия гимнастикой разных возрастных групп соколов, соколок и соколят, организовывались классы по изучению русских предметов – Закона Божьего, русского языка, русской истории, географии, практиковались «вылеты» на природу и летние лагеря, отмечались церковные события и православные праздники.

Во время открытых выступлений, слетов и других мероприятий Краевой Союз Союза русских соколов выступал как самостоятельная организация под русскими флагами, а на торжественных мероприятиях русские соколы выступали как отдельная группа в русских парадных сокольских одеждах.

Первый Слет Югославянского Сокольского Союза (Ю.С.С.) 14-15 августа 1922 г. в Любляне послужил толчком к дальнейшему росту Русского Сокольства в эмиграции. Несколько русских соколов выступало с упражнениями в одном строю с югославянами, а 126 русских соколов и соколок приняло участие в торжественном шествии по городу, впервые снова под своим русским бело-сине-красным флагом. Население Любляны приветствовало русскую колонну восторженными криками приветствия в честь и во славу России, хотя бы и зарубежной.

Детские летние лагеря были одной из форм внешкольной работы в молодежных спортивных организациях русской эмиграции, имели место они и в работе «Русского Сокола». По признанию русских педагогов, летний лагерь являлся наиболее благоприятной средой для национальной социализации детей и подростков эмиграции, так как общение происходило только на русском языке. (5). Особое значение в этой работе лагеря имели беседы у костра, где велись беседы о России, ее истории и культуре; соблюдение религиозных обрядов, устраивалась экскурсии и походы, в ходе которых дети развивались физически, знакомились с историей, географией, культурой России и страны пребывания; художественно-творческая деятельность, связанную с разучиванием русских песен, музыкальных произведений, танцев, а также подготовкой концертов и спектаклей.

Лагеря охватывали значительное количество детей и подростков, которых не могли охватить русские школы. Например, во Франции в эмигрантских школах обучалось несколько сот учеников, тогда как в лагерях бывали тысячи русских детей. Таким образом, летние детские лагеря являли собой одну их наиболее эффективных форм патриотического воспитания, которое проводилось юношескими организациями в целях сохранения национальной и культурной идентичности детей русских эмигрантов.

В «Хронике» издававшегося в Белграде правлением Союза Русского Сокольства ежемесячника «Пути Русского Сокольства» постоянно освещались многочисленные сокольские мероприятия.

К началу 2-ой Мировой войны численность русских сокольских обществ за рубежом составляла 75 действующих обществ, объединяющих свыше 5700 человек: в Югославии работало 32 общества, в Чехословакии 12, во Франции 11, в Болгарии, Латвии и Польше по 7, в Китае 3 и по 1 о-ву в других странах зарубежья.

Как и следовало ожидать, нацисты питали не меньшую ненависть к «Русскому Соколу», чем коммунисты. По мере германской агрессии в Восточной Европе закрывались сокольские общества: сначала был закрыт «Сокол» Сербии, затем в Чехословакии и, наконец, в Югославии.

После Второй мировой войны русские люди пытались возродить сокольские общества в Западной Германии. На сегодняшний день общества существуют в русском зарубежье (в Лос-Анджелесе и в Сан-Франциско), а в Нью-Йорке издается бюллетень «Пути русского сокольства».

Новую жизнь «Русский Сокол» обрел в России в 1991 г., когда началось возрождение этого сильного спортивно-патриотического направления воспитания современной молодежи. Так, в структуре общественной Православной Русской Академии, возглавляемой Ковальковым В.П. организовано отделение «Русский Сокол» со своим Уставом, гимном, эмблемой. На эмблеме аллегорически изображена победа добра над злом – высоко над землей в лучах солнца сокол разрывает змею, которая душила Земной шар, этим сокол совершает обряд очищения Земли от скверны, устанавливая торжество добра над злом.

Думается, что осмысление опыта данного движения может стать ключом разрешения противоречий деятельности современных общественных молодежных организаций в ответе на вопрос о самоидентификации россиян.

Литература:

1. Вадков, А. Русский сокол и его задачи за границей / А. Вадков. – Загреб, 1926.

2. Кадесников, Н. Несколько слов о Русском Сокольстве / Н. Кадесников // Часовой. – Париж, 1936. – № 177.

3. Качулина, Н.Н. Сокольская гимнастика / Н.Н. Качулина // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. – М.: 1997. – Т. 1. – С. 15-18.

4. Пути Русского Сокольства: Бюллетень русского зарубежного сокольства. – Нью-Йорк, № 6 (38), 1991.

5. Струве, Г.П. Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Русская литература в изгнании / Г.П. Струве. – Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1984.