Педагогические науки/6. Социальная
педагогика
К.ю.н. Кузьмин А.В.
Тамбовский государственный
университет им. Г.Р. Державина, Россия
Социальная профилактика экстремистского поведения: опыт историко-культурного осмысления
Социальное бытие современного общества требует серьезного и
глубокого научного анализа стратегических решений по поводу социокультурного
движения и его будущего. Это свидетельствует о повышении роли культуры в
системе социальной профилактики различных общественно опасных девиаций, проявлений
насилия, экстремизма.
Сегодня в российском обществе особую опасность представляют такие исторически сложившиеся черты экстремизма, как абсолютизация насильственных, неправовых методов политической борьбы, характеризующихся действиями, направленными на насильственное изменение конституционного строя, посягательство на суверенитет государства, публичные призывы к совершению противоправных действий в политических, экономических, этнических и иных целях. Понятно, что профилактика экстремистского поведения должна полно учитывать историко-культурные особенности этого явления, при этом сама она может выступать самостоятельным объектом научного исследования. В историческом ракурсе профилактика экстремистского поведения может быть рассмотрена как с позиции того, что культура и история народа дает в качестве основы для профилактики, так и в том, какова история деятельности, обеспечивающей профилактику экстремистского поведения. При этом, учитывая фактическое отсутствие опыта, и, следовательно, истории этой деятельности, на наш взгляд, важным является изучение историко-культурного контекста экстремизма.
Следует
отметить, что каждое общество обязано предоставлять своим гражданам максимально
возможную защиту от агрессии и насилия. Социально-культурный анализ показывает,
что, в конечном счете, агрессивное поведение изменяется, прежде всего, на
уровне личности, но и социальные нормы и общественные мероприятия создают
особое культурное поле, способное снизить масштабы агрессии, демонстрируемой
отдельными индивидами или отдельными личностями.
В современной научной литературе экстремизм в его широком значении определяется как идеология, предусматривающая: принудительное распространение ее принципов; нетерпимость к оппонентам, отрицание инакомыслия; попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов; апелляция к каким-либо известным религиозным или идеологическим учениям с претензиями на их истинное толкование и в то же время фактическое отрицание многих положений этих толкований; доминирование эмоциональных способов воздействия на сознание людей в процессе пропаганды идеологии экстремизма, обращение к чувствам людей, а не к разуму; создание харизматического образа лидера экстремистского движения, стремление представить его непогрешимым.
Все эти признаки имеют внутреннюю связь и тесно взаимодействуют друг с другом (3, С. 30-31).
Проблемы, связанные с пониманием сущности экстремизма, содержанием и особенностями противодействия этому деструктивному явлению в России и за ее пределами, привлекают внимание многих отечественных и зарубежных правоведов, политологов, философов, историков.
На протяжении XIX‑XX веков с разной степенью интенсивности проблема экстремизма была в поле внимания ученых. Специфику и направленность революционного экстремизма в России обстоятельно изучали такие представители отечественной правовой и философской мысли, как И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, П.И. Новгородцев, Г.В. Плеханов, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров, М.Н. Катков и др.
В истории экстремизма в России выделяются два крупных периода: первый период связан с политическим экстремизмом и терроризмом конца XIX – начала XX века, а второй период – с национально-религиозным экстремизмом, получившим распространение в конце XX – начале XXI века. Эти периоды хоть и разделены во времени (их разделяет полоса советской эпохи, которая выработала достаточно сильный социальный порядок, не допускающий экстремистских проявлений), но сущностно связаны между собой.
Первый период оставил отпечаток на социально-политических процессах в Российской империи, приведшие к революционному перевороту, и опосредованно повлиял на дальнейшие судьбы страны, и во многом предопределив черты второго этапа, в котором главенствуют идеи национально-религиозного экстремизма. Этот первый период получил в советской историографии и общественно-политической литературе однобокое освещение, при котором выделялась прогрессивная сущность политического терроризма, его «обновляющая» роль в общественном развитии. Террор рассматривался как инструмент освободительного движения, а поэтому получал оправдание. Активные его приверженцы, как правило, окружались ореолом мучеников и страдальцев. От таких подходов наша публицистика, а иногда и серьезные исследователи полностью не освободились и в постсоветский период.
Результатом первого периода, выделяемого нами, стала смена общественно-политического строя в России, которая сопровождалась активным применением насилия к населению страны, формированию государственного аппарата, обеспечившего жесткое репрессивное управление. Историко-культурный анализ показывает глубокую связь и аналогию современной психологии экстремизма с паттернами революционной экстремистской деятельности, которая на протяжении всего XIX века росла и крепла в Российской Империи, а затем выплеснулась в ужасающих формах революционного террора (4).
Второй период подъема экстремистских настроений, который приходится на наш дни, также имеет свою специфику. Оживление экстремизма в России произошло в начале 1990-х годов в связи с усилением кризисных явлений в экономической, социальной и политической сферах. Распад СССР спровоцировал рост социальной напряженности, способствовал появлению групп, стремящихся изменить сложившиеся порядки, в том числе и насильственными методами (2).
Экстремизм, как массовое явление, начал распространяться в
России в основном в среде молодежи из малообеспеченных семей, которая под
лозунгами борьбы за «чистоту нации», «освобождение русского народа» и т.д.
объединялась (обычно по территориальному принципу) в группы, каждая из которых
насчитывала от 7 до 15 человек. В
начале второго периода экстремизм в
России носил стихийный характер в виде протеста, отчаяния, ненависти, утраты
веры в незыблемость существующих порядков.
В постперестроечный период роль и значение экстремизма оказались недооцененными российским правительством, органами охраны правопорядка, местными сообществами, что во многом способствовало появлению целой серии трагических событий последнего времени, участниками и жертвами которых многие люди. Сама «природа экстремизма зиждется либо на стремлении уничтожить существующую систему государственно-правовых и общественных отношений, либо, наоборот, на стремлении их сохранить в неизменном виде» (1, С. 3), но в практическом плане ясно, что чаще всего эти виды экстремизма весьма тесно переплетаются, обусловливают существование друг друга. Усиление негативного влияния массовой культуры, которое приводит к росту числа адептов экстремистского мировоззрения – одна из наиболее опасных тенденций современности. И формирование социально-культурной системы профилактики распространения экстремизма и терроризма – это одна из самых актуальных задач российского общества. История профилактической работы еще только создается и, в отличие от самого экстремизма как социального явления, будет написана не скоро, ибо в данном случае речь идет о формировании особого состояния культуры многонационального российского общества, которая способна дать отпор идеологии насилия и жестокости.
Создать такую культуру сегодня весьма не просто, т.к. «серьезно усиливается экспансия антигуманистических явлений массовой коммерческой культуры. На смену и народной культуре, и высокой классической культуре настойчиво и агрессивно выступает «массовая культура», подминающая под себя многие сферы духовной жизни. Противостоять этой деградации может только общество, основанное на гражданском согласии, способное противопоставить ценностям насилия идеологию, основанную на высоких идеалах гуманизма.
Литература:
1. Воронцов, С.А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в институционально-правовом контексте: Автореф. дис. … докт. юрид. наук: 23.00.02. – Ростов-на-Дону, 2009. – 55 с.
2. Герасименко, Е.В. Экстремизм: понятие, социально – экономические, политические и исторические причины явления, тенденции его развития. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2008. – 44 с.
3. Мартыненко, Б.К. Теоретико-правовые вопросы политического терроризма: Автореф. дисс. ... канд. юр. наук. – Ростов-на-Дону, 1999. – 38 с.
4. Суворов, А.И. Политический терроризм в России XIX – начала XX веков. Истоки, структура, особенности // СОЦИС: Социол. исслед. – 2002. – № 7. – С. 54–60.