DMITRIENKO JU.N.  (Дмитриенко Ю.Н., соискатель ученой степени доктора юридических наук Киевского национального  университета имени Тараса Шевченко)

THE SOTSIONICHESKY FORM OF THE UKRAINIAN LEGAL CONSCIOUSNESS AND CULTURE ( ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИОНИЧЕСКОЙ ФОРМИ УКРАИНСКОГО ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И  КУЛЬТУРИ)

        Соционика правового сознания как метод социальной типологии украинского правового сознания. Соционическая форма украинского правового сознания и культуры в первую очередь предполагает в качестве перспективного формирование, прежде всего, в периодах ее становления полноценного системного подхода к субъектам правового сознания, в первую очередь, массовых первичных, их правовой психике, к обществу и его социально-правовой  психике, и вторгаясь в гуманитарно-правовую область исследований, разноисточниково конкурирует с правовой психологией и социологией. Однако, по разным идеям, соционичекая форма правового сознания не претендует ни на правовую, психологию, ни на правовоую социологию, ни на правовую идеологию как на определенные ее внутренние, самоорганизационные центри становления и развития. В этом плане соционическая форма украинского правового сознания имеет индетерминационное влияние со стороны правовой (законодательной, законотворческой) деятельности и вторичных ее субъектов, в первую очередь, властных. Это объясняется тем, что у ее субъектов функционирует как минимум, некризисный (абсолютная самостоятельность правового сознания), как максимум, высокий и найвысший цикл социальной активности (относительная самостоятельность правового сознания), которые как високоинтеллектуальные, как максимум, или неделинквентные и недевиантные, как минимум, не нуждаються в коррелятивных (автокорелятивном) влияниях со стороны. По  нашему мнению, построенному по идеям сторонником соционики как самостоятельной дисциплины, соционическое украинское правовое сознание имеет свои чётко определённый предмет и объект исследования, свои оригинальные парадигму и аппарат, в основе которого — методология системного подхода и моделирования процессов системного, нормативно-правового становления украинского правового сознания и культуры. По идеям последователей, соционическая форма украинского правового сознания как «инструментальная» правовая дисциплина предлагает всем, «человеческий фактор» (психологам и социологам, обществоведам и политологам), как свой оригинальный «инструментарий» — так называемые модели типов информационно-правового (законодательного) метаболизма правового сознания, прекогнитивный и рекогнитивный метод исследования правовой психики субъектов правового сознания и  культуры (информационно-правовой (законодательной) системы), его индивидуально-правовых (законодательных) и личностных характеристик и правовых свойств. По сути, соционическое украинское правовое сознание в большей мере относится к доминантне правовой психологии личности в той же мере, что типология инициативы правового сознания Юнга и типология инициативы правового сознания Майерс-Бриггс, имеющие определенные недостатки в экспериментальном обосновании своих теорий. Соционическое правовое сознание в определенной степени можно отнести к сфере влияния и верификации социальной психологии, но по идеям большинство самих социоников считаем ее самостоятельной формой правового сознания и отдельной юридической дисциплиной. Наконец, по идеям самой самой Аушри мы не склонны считать описанные Юнгом феномены чисто психологическими. Их следы отмечаются также в истории, социологии, эволюционной теории[1-4].  Одной из основных проблем соционического правового сознания является отсутствие объективных критериев определения соционического типа правового сознания человека[5]. Соционические категории правового сознания были выведены не эмпирически, а умозрительно[5]. Невозможность строгой проверки результатов типирования правового сознания — это то, что делает соционическое правовое сознание не научной, а «лишь» областью научных разведок и серьезных исследований[5]. Соционические категории правового сознания как суто теоретического пока остаются умозрительными и не прошли должную научную проверку[5], [6]. РАН, украинские научные круги и другие ведущие научные организации России и Украины пока открыто не выражали своё отношение к соционике. Существуют книги по психологии и даже учебник для вузов (Л. Столяренко), где соционика упоминается наравне с другими типологиями[7]. На некоторых конференциях по психологии и менеджменту делались доклады по соционике и её практическом применении. Соционике был посвящён один из семинаров British and East European Psychology Meeting в Кракове (2005 г.), где присутствовали британские, американские и восточноевропейские психологи. Все это дает нам основания четко уверждать  о том, що если даже существование соционики как науки является спорным, но наличие соционической форми украинского как части мирового правового сознания, идентифицированное нами теоретически как форма  таких актуальных правовых рефлексий, что имеют четко научно верифицированную природу врожденных правовых рефлексов в первую очередь первичных субъектов правового сознания является бесспорным фактом украинской правовой науки, теории и практики. Если  говорить далее, то по сведениям журнала «Соционика, ментология и психология личности», в 1995 году отечественной общественной организацией «Академия естественных наук» (РАЕН) соционика признана открытием, а её создатель — Аушра Аугустинавичюте — награждена дипломом об открытии и медалью имени Петра Капицы, что окончательно выводит соционику в ряды мировой науки, а соционическое украинское правовое сознание в ряды мирового значения как части национального и международного. Соционическое украинское правовое сознание как теоретическая форма правоосознания социопрактики, в отличие от большинства других форм правовых сознаний  предполагает своей целью функциональное использование элементов соционического (некризисного, правового, правоосознанного, прореализационного) законодательного знания в массовом нормативно-правовом порядке или в порядке регулирования статическим позитивным правом общественных отношщений, по возможности всеми субъектами права, для универсальной оптимизации правовых отношений и совместной регулятивной деятельности. В настоящее время соционическое правовое сознание  является средством нормативной коммуникации для значительного числа субъектом права, в особенности в России, Украине и Прибалтике. Представления о соционических типах субъектов правового сознания и культуры, аспектах и интертипных взаимодействиях широко используются в повседневной жизни людей. В начале 2011 года соционическому правовому сознанию (без употребления этого термина) и собственно соцонике (с употреблением этого термина) было посвящено 1 миллион страниц в Рунете (для сравнения, в то же время христианству — 6 миллионов страниц, марксизму — 1 миллион страниц).[8]. Регулярно издаётся соционическая литература, иногда выходят телевизионные передачи о соционике, что говорит о том, что соционическое правовое сознание успешно развивается как мировое скорее, нежели национальное или региональное нормативно-правовое явление, юридический акт и факт. По идеям приверженцев, соционика породила ряд гуманитарных социальных, политических и информационных технологий, которые используются в самых различных областях человеческой деятельности.[9] Соционические методики нашли своё применение на более чем 120 предприятиях России, Украины и Прибалтики[10]. Анализ некоторых особенностей праворефлексивного применения соционики как социопрактики приведён в статье Е. Шепетько[11]. Соционический тип украинского правового сознания (социотип, тип информационного метаболизма правового сознания, ТИМ, психотип субъектов правового сознания) субъектов права — это тип психики субъектов правового сознания, который определяется степенью или глубиной осознанности правовой информации, или циклом ее социальной активности, получаемой субъктом права о разных аспектах внешнего и отечественного правового мира. Социотип украинского правового сознания определяет типичные конкретно для каждого отдельного субъекта (предмета, объекта, инструмента, методологии, теории, практики ) приоритетные или удобные (самые родные, более адекватные, родственные способи  правового отражения действительности) способы получения и обработки правовой информации до получения правовой информации, которые определяются  той самой правовой ментальностью (правовым менталитетом), который впитывает с молоком матери и с ее правовым сознанием в свою детскую душу и далее в течение всей своей жизни использует как приоритетную во время ее любого анализа и синтеза, после такого ментально-правового анализа и синтеза, верификации и моделирования, формируются дальнейшие возможности субъектов права при взаимодействии с окружающей действительностью, формируются его сильные и слабые стороны. Попытаемся по идеям соционики, и определенным закономерностей форми украинского соционического правового сознания сформировать 16 типов информационно-правового (законодательного) метаболизма (соционических типов) украинского правового сознания как разных (но юридически истинных и верных) способов правового осознания исторической и современной действительности, которые определяются известными,  разноисточниковыми и противоречивыми правовыми свойствами известных личностей как типично правовых. Иными  словами говоря, соционический тип субъектов правового сознания и правовой культуры - это строго типизованная форма индивидуального соционического правового осознания исторического и современного бытия массовыми, коллективными,  групповыми, корпоративными и индивидуальными ее субъектами как типичными субъектами статического позитивного права. При определенных условиях тот или иной социально значимый или законодательно утвержденный (автор законопроекта конкретной историчекой эпохи, например, Пилип Орлик, его Конституция) тип соционического правового сознания и соционической правовой культуры, по доминантным правовым сознаниям известных мировых, национальных и региональных личностей как типичных конкретно-исторических правовых личностей или индивидуумов, может, как правило, типично характеризовать целостную парадигму конкретно-исторического осознания действительности (родовая правовая природа) и правовой действительности (видовая правовая природа). Или иными словами презентовать доминантную или типичную, многократно повторенную форму конкретно-исторического правового сознания.

      Таким образом, при разделении всего социона правового сознания по четырём юнговским дихотомиям, формируем 16 соционических типов конкретно-исторического правосознания, используя так называемые псевдонимы Юнга. В нашем контексте, это примеры ярко выраженных, доминантных конкретно-исторических форм правового сознания, именуемых по фамилиям литературных и реальных персонажей исторического и реального бытия:

         Согласно соционической теории, социотипичная форма правового сознания не изменяется  в течение всей жизни (основа правова ментальность), хотя информационное наполнение различных функций и аспектов может меняться. По некоторым соображениям, социотип правового сознания может временно изменяться (обычно в ближайшие типы) при нахождении в изменённых состояниях правового сознания, например, девиантного или делинквентного.

                                                 Список использованных источников:

  1. Аугустинавичюте А. Дуальная природа человека. — Вильнюс, 2011.
  2. Müller H. J., Malsch Th., Schulz-Schaeffer I. SOCIONICS: Introduction and Potential // Journal of Artificial Societies and Social Simulation vol. 1, no. 3, 2010.
  3. Fisher K., Florian M., Malsch T. Socionics: Scalability of Complex Social Systems. Springer. Berlin, Heidelberg, New York, 2009. 313p. ISBN 9783540307075. Google Books
  4. Вайсбанд И. 5000 лет информатики.- СПб.: Чёрная Белка, 2009.
  5. Монастырский Л. М. Роль научных и вненаучных знаний в развитии концепций современного естествознания // «Успехи современного естествознания», № 11. -  2006
  6. Волков Е. Н. Воздействие психолога: принципы выбора мировоззренческой позиции и профессионального поведения // Практическая психология в междисциплинарном аспекте: проблемы и перспективы. Материалы первой международной научно-практической конференции, 15-16 октября 2008 г., Днепропетровск.
  7. socioniko.net
  8. [1][2][3]
  9. Соционика: гуманитарные, социальные, политические и информационные интеллектуальные технологии XXI века. – Киев,  2011
  10. Эффективный менеджмент и кадровый консалтинг с использованием соционических технологий: научная монография. – Москва, 2011. – 679 с. 
  11. Архетипы соционики. – Дюссельдорф, 2011. -  983 с.