Психология и социология/10 Психология развития

 

К. пс. н. Кусакина Е.А.

 

Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Россия

 

Психологические подходы к самосознанию как одному из центральных моментов развития личности

 

В психологии обосновывается тезис о том, что важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижение определенного уровня личностного самосознания, который позволяет определить свой способ жизни, вырабатывать определенную жизненную стратегию (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев и др). Н.С. Пряжников рассматривает развитие самосознания как один из центральных моментов профессионального становления [5].

Проблематике самосознания посвящено значительное число работ, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В зарубежной психологии она прежде всего разрабатывалась представителями следующих направлений: интроспективного (А. Пфендер, Т. Липпс и др.), психоаналитического (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Г. Юнг, Э. Эриксон), диспозиционно-личностного (Г. Олпорт), экзистенцианально-гуманистического (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, В. Франкл), психологического (Ч. Кули, Д. Мид, М. Розенберг, Т. Шибутани), когнитивного (Д. Бэм, Д. Мар, У. Найсер, Ф. Хайдер, Дж. Келли) и психопедагогического (Р. Бернс). В наибольшей мере изученными являются такие образования самосознания, как «Я-образы» и  «Я-концепция».

Представителями интроспективного направления самосознание рас­сматривается как орган получения, организации и интерпретации восприни­маемых явлений, приводящий к возникновению у индивида целостной картины окружения. Поведение человека объясняется прежде всего субъективным полем его восприятия, а не аналитическими категориями, заданными наблюдателем. У. Джемс, разрабатывая проблематику «Я-концепции», считал, что «Я-личностное» есть двойственное образование, в котором соединяются «Я как сознание» и «Я как объект». Эти две стороны одной целостности, всегда существуют одновременно: одна представляет собой чистый опыт («Я-сознающее»), а другая содержание - этого опыта («Я как объект»). Согласно Джемсу, «Я как объект» это все то, что человек может назвать своим, а поэтому следует выделять четыре составляющие располагая их в таком порядке значимости: «Я-духовное», «Я-материальное», «Я-социальное» и «Я-физическое»[2].

Лидер гуманистической психологии К. Роджерс под «Я-концепцией» по­нимает сложно структурированное образование, отражающее характеристики, которые человек воспринимает как часть своего «Я», в том числе каким видит себя в связи со своими ролями и отношениями, а также ценностями, связанными с воспринимаемыми качествами и отношениями.

«Я-концепция», по мнению Роджерса, включает в себя прежде всего «Я-реальное» и «Я-идеальное», а поведение, обладая относительной стабильностью, регулирует расхождения между ними. Согласно данному ученому, понятие «Я-концепция» может использоваться для обозначения результатов восприятия человеком самого себя, а также как механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида.

А. Маслоу рассматривает развитие самосознания с точки зрения наличия у человека позитивного самовосприятия[9]. Р. Мей определяет «Я-образ» как совокупность самовосприятий, так как «человек воспринимает различные характеристики собственного «Я». Эти восприятия организуются в более или менее объективный, связанный, устойчивый, целостный образ»[3].

Р. Бернс определяет «Я-концепцию» как совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженную с их оценкой. Описательную (когнитивную) составляющую «Я-концепции» автор называет «Я-образом», определяя его как «представление индивида о самом себе», а составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называет «самооценкой». По мнению Р. Бернса, «Я-концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, «но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем»[1].

Выделение в «Я-концепции» описательной и оценочной составляющих позволило Р.Бернсу рассматривать «Я-концепцию» как «совокупность уста­новок, направленных на себя». В установке выделяются три составляющих компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий. При­менительно к «Я-концепции» Р. Бернс конкретизирует эти элементы установки так:

1.   «Я-образ» это представления индивида о самом себе.

2.       Самооценка аффективная оценка данного представления.

3.        Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны «Я-образом» и самооценкой.

Р. Бернс предлагает иерархическую структуру «Я-концепции»[1]. Вершину ее составляет «Глобальная Я-концепция», включающая в себя выделенные еще У.Джемсом «Я-сознающее» (процесс, «поток сознания») и «Я-как объект» (содержание). «Глобальная Я-концепция» охватывает всевозможные грани индивидуального самосознания, придавая личности чувство собственной преемственности и неповторимости. Основываясь на том, что «Я-образ» и самооценка образуют неразрывное единство и предрасполагают индивида к определенному поведению, автор рассматривает глобальную «Я-концепцию» как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Выделяются три основные модальности самоустановок:

1.   «Я-Реальное» это установки, связанные с тем, как индивид воспри­нимает свои актуальные психологические особенности, роли, статус, то есть представления о том, какой он есть на самом деле.

2.  «Я-Идеальное»установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел быть.

3.   «Я-Зеркальное» это установки, связанные с представлениями инди­вида о том, каким его видят другие люди.

Американские исследователи Д. Оффер и Ч. Строзаер рассматривают «Я-концепцию» как «общую сумму восприятий, мыслей и чувств человека по отношению к самому себе...

Иную позицию занимает О. Тзенг [7]. Он анализирует размерность и содер­жание представлений о себе, используя идею Ч. Осгуда о возможностях пси­хосемантического подхода в исследовании индивидуального сознания, включая в «Я-концепцию» различные варианты «Я-идеального», «Я-прошлого» и «Я-настоящего», оформленных как система независимых и как бы вложенных друг в друга субъективных семантических пространств. Эмпирическое исследование О. Тзенга показало, что «Я-прошлое», «Я-настоящее», «Я-будущее» составляют три независимых измерения, т.е. в самосознании настоящее не выводимо из прошлого, а будущее не есть экстраполяция настоящего.

Согласно представителям социально-психологического направления Ч. Кули, Д. Мида человеческое «Я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия[6].

Для Т. Шибутани критерий устойчивости-ситуативности является ос­новным при различении понятий «Я-концепция» и «Я-образы»: «Если "Я-образы" специфичны и изменяются от одной ситуации к другой, то относительное постоянство человека обеспечивается благодаря устойчивой «Я-концепции»[8]. В психоанализе убедительно доказано (еще с работ Карен Хорни), что значительное различие между «Я-реальное» и «Я-идеальное» ведет к невро­тизации. Согласно имеющимся зарубежным теориям человеком самооценочные выводы делаются как на основе наблюдений за собственным поведением (самонаблюдением), так и во многом определяются образцами поведения значимых для него других людей (социальное восприятие). В связи с этим важным является изучение реализации человеком при самовосприятии социально-психологических закономерностей каузальной атрибуции. В гештальтпсихологии выявлена закономерность, что информация, приобретенная человеком в ходе его прошлого опыта, играет важную роль в обработке новых данных. Карпентфером сформулирован закон, суть которого заключается в раскрытии механизма влияния ранее (особенно первично) воспринятого в конкретных ситуациях[4]

Э. Эриксоном проблема «Я-образа» рассматривается сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Формирование идентичности «Я» - это процесс, который служит основой постоянного расширения самопознания и самосознания. Эриксон рассматривает развитие личности, ее самосознания как последовательную смену стадий, имеющих свои особенности [10].

 

Литература:

1.     Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Хрестоматия. Самара, 2000.

2.     Джемс У. Психология. – М., 1991.

3.     Мей Р. Различные аспекты Я // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1975. Вып.5. С. 135 – 136.

4.     Папкин А.И. Криминальная виктимология: Монография. – Домодедово, 2006.

5.     Пряжников  Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.

6.     Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2007. С. 351–354.

7.     Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

8.     Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998.

9.     Хъелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб. 1987.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996

 

 

Автор:

Кусакина Елена Аркадьевна

доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права

кандидат психологических наук

Пермский институт ФСИН России

e-mail: kea.perm@mail.ru